ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
СТО + / Новости / Специалисты изучают закон о ФКС
Специалисты изучают закон о ФКС

Специалисты изучают закон о ФКС

ФЗ  №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» начнет действовать с 1 января 2014 года, но у специалистов есть основания считать, что процесс формирования федеральной контрактной системы (ФКС) не будет легким.

20 июня в Петербурге состоялась конференция, посвященная реализации ФКС в сфере изысканий, проектирования и строительства. Её организаторами стали ССК «Союзпетрострой», СРО НПП «Союзпетрострой-Проект», СпбГАСУ при поддержке правительства Петербурга, НОП и Союза проектировщиков России.

Партнером конференции выступила организация «Единая тендерная строительная площадка СРО», спонсором - компания «КНАУФ», информационным партнером - журнал «СТО».

Как заметил вице-президент и директор СКК «Союзпетрострой» Лев  Каплан, конференция носила ознакомительный характер, так как на многие конкретные вопросы по новой контрактной системе ответов пока нет.

Закон о ФКС был принят 5 апреля 2013 года, он призван ввести в сферу госзаказа систему планирования закупок, антидемпинговые меры, мониторинг и аудит, усилить общественный контроль. Специалисты отмечают, что 94 ФЗ прекратит свое действие 1 января 2013г, но новый закон о ФКС будет вводиться поэтапно с 1 января 2013г по 1 января 2017г.  Для его введения требуется принятие большого количества подзаконных актов.

По мнению директора СРО НПП «Союзпетрострой-Проект» Андрея Уртьева, принятие закона о ФКС в его нынешней редакции не снимает всех проблем, которые накопились в сфере госзаказа. «В законе сделана очередная попытка перекрыть лазейки для недобросовестного поведения заказчиков и подрядчиков, - отмечает он. - Но в ФКС, как и в 94 ФЗ  не учитываются интересы потенциального потребителя». По мнению Андрея Уртьева, ФКС не носит в полной мере системного характера. И что особенно важно, закон не учитывает отраслевую специфику (и не планирует её учитывать).

«К сожалению, добросовестным подрядчикам не приходится рассчитывать на облегчение процедур участия в государственном и муниципальном заказе»,- считает он.

Одной из мер борьбы против демпинга станет увеличение обеспечения по контрактам. Будет ли эта мера действенной, специалисты сомневаются.

Первый заместитель председателя комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга Владимир Зимин рассказал о деятельности комитета, который с этого года в полном объеме приступил к своей работе (создан в 2012г). Он так же заметил, что для обеспечения работы закона о ФКС на федеральном уровне следует принять 67 подзаконных нормативных актов из них — 37 до конца этого года. В том числе необходимо определить порядок оценки заявок, перечень товаров и услуг, по которым проводится электронный аукцион, методы установления размера начальной цены контракта и др. При этом, по мнению специалиста, метод сопоставимых рыночных цен при определении начальной цены контракта должен быть приоритетным, а деятельность заказчика должна осуществляться на профессиональной основе, с привлечением специалистов. В первую очередь ФКС нацелена на то, чтобы обеспечить эффективность работы заказчика, считает Владимир Зимин. А основной тенденцией закона, по его мнению, является централизация закупок и усиление роли планирования.

Председатель комитета по совершенствованию тендерных процедур и инновационной деятельности НОП Сергей Чижов считает, что ФКС должна учитывать специфику строительной отрасли, в первую очередь с точки зрения обеспечения безопасности. Но этого закон не предусматривает. Среди положительных моментов он отметил появление в ФКС понятия «инновация» (эта тема требует дальнейшего развития) и предоставление заказчику права проводить конкурс по архитектурно-строительному проектированию в два этапа, то есть с предварительным квалификационным отбором претендентов.

Сергей Чижов так же призвал развивать и другие механизмы проведения торгов, например, путем организации «Единой строительной тендерной площадки СРО».

По данным статистики, на 23 июня в рамках госзаказа Петербурга было заключено 210 756 государственных контрактов и договоров на сумму 136 млрд 158 млн 314 тыс. рублей.

Наталья Соколова