ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
СТО + / Новости / Водоканал: новый мобильный диагностический комплекс
Водоканал: новый мобильный диагностический комплекс

Водоканал: новый мобильный диагностический комплекс

Водоканал приступил к обследованию тоннельных коллекторов с помощью нового мобильного диагностического комплекса. «Лодка» для диагностики состояния тоннелей успешно работает в действующих коллекторах – там, где человеку находиться опасно.
Обследование с помощью мобильного диагностического комплекса (МДК) предназначено для получения оперативной и достоверной информации о состоянии надводной и подводной частей тоннельных канализационных коллекторов глубокого заложения. Такие коллекторы являются действующими, располагаются на глубине от 30 м до 80 м, имеют диаметр от 2 м до 5 м. Для того, чтобы исследовать их состояние и выявить возможные дефекты, необходимо применять спецтехнику.
У большинства тоннельных коллекторов нет дублеров, т.е. их нельзя хотя бы на время вывести из эксплуатации, чтобы провести осмотр и – при необходимости – ремонтные работы.
Поэтому техническое обследование тоннелей обычно осуществляется в ночное время при их минимальном наполнении. Однако гарантировать, что на просмотренном участке коллекторного тоннеля удастся обнаружить все дефекты, нельзя.
Техническое обследование действующих тоннелей – это сложная и ответственная работа, требующая обследования как надводной, так и подводной части коллектора. Поэтому в настоящее время создан диагностический комплекс, который позволяет увидеть весь рельеф лотка и изучить состояние железобетонной обделки подводной части тоннельного коллектора в то время, как по коллектору транспортируются сточные воды. При этом человек внутрь действующего коллектора не спускается.
Мобильный диагностический комплекс представляет собой автомобиль, на борту которого имеется диагностический плавучий комплекс (ДПК) – по сути, лодка, оборудованная измерительными датчиками и видеокамерой, которая связана тросом-кабелем с наземным оборудованием: кабельным барабаном для намотки троса и регистрирующей аппаратурой.
Лодка опускается в шахту коллектора и перемещается по тоннелю за счет силы тяжести и гидродинамического сопротивления, который диагностический плавучий комплекс оказывает потоку жидкости. При этом привод барабана обеспечивает размотку кабеля-троса и перемещение ДПК с заданной оператором скоростью. При продвижении вперед по коллектору работающая видеокамера фиксирует состояние сводов коллектора. Оператор в режиме реального времени получает информацию на установленный в автомобиле монитор.
В состав измерительной части МДК входят датчики, которые обеспечивают ультразвуковое сканирование подводной части; телевизионная камера с функциями приближения и поворота в различных направлениях для осмотра дефектов надводной части под различными углами. Бортовой компьютер комплекса «привязывает» результаты измерений к конкретному положению лодки-понтона в коллекторе, - как в сечении коллектора, так и по его оси.
Наземная часть МДК – это грузовой автомобиль, состоящий из фургона с оборудованием, крано-манипуляторной установки с выносными опорами, крюковой подвеской и насосом ее гидросистемы.
МДК сохраняет работоспособность при температуре окружающей среды от - 25° С до + 35° С; при относительной влажности до 100 % при температуре + 25 ° С; в условиях дождя, снега; ветра со скоростью до 20 м/сек.
Основные задачи системы мониторинга МДК тоннельных канализационных коллекторов - выявление разрушений в едином массиве железобетонных сооружений коллекторов, изучение гидродинамических и физических процессов. На основе проведенной комплексной оценки будут приниматься инженерные решения, связанные с эксплуатацией тоннельных канализационных коллекторов.
Применение этого диагностического комплекса позволит исключить контакт людей со стоками, выявить разрушения обделки тоннельного коллектора и принять решения по капитальному ремонту.
Разработчиком данного комплекса является ООО «ТЛАД» (Санкт-Петербург).

Сегодня на балансе Водоканала находятся тоннельные коллекторы протяженностью более 250 км и около 1300 сооружений на них. Тоннельные канализационные коллекторы – это сложный подземный комплекс, который оказывает непосредственное влияние на жизнедеятельность города и экологическую безопасность населения. Поэтому за их состоянием специалисты следят очень тщательно, периодически проводя наружный, внутренний технический осмотр шахт, буровых скважин и тоннельных коллекторов.
***
В ноябре 2013 г. исполнилось 35 лет Району эксплуатации тоннельных коллекторов Водоканала. Решение о создании специализированного Района эксплуатации тоннельных коллекторов, основной задачей которого является обеспечение транспортировки сточных вод на насосные станции города, было принято в Водоканале в 1978 году.
Первые тоннельные коллекторы были проложены по наб. реки Фонтанки и по наб. Обводного канала в 1947 году. Это было вызвано необходимостью реконструкции старой канализации города, которая представляла собой канализационные сети, направленные к ближайшим водным протокам с выпуском в них сточных вод. Далее по ним сточные воды транспортировались к насосным станциям, которые сначала отводили стоки в устье Невы и в Невскую губу, а позднее на очистные сооружения.
Первоначально Район эксплуатации тоннельных коллекторов принял на свой баланс 130 км тоннельных коллекторов и 700 шахт и буровых скважин. Интересно, что на тот момент в состав Района вошли примерно одинаковое число рабочих и ИТР, что было обусловлено сложностью обслуживаемых сооружений.
Ведущие специалисты этого подразделения входят в состав «Тоннельной ассоциации России», где Район эксплуатации тоннельных коллекторов петербургского Водоканала занял почетное место, как первое предприятие подобного рода.
10 октября 2013 года Водоканал завершил масштабный экологический проект по строительству Продолжения Главного канализационного коллектора северной части Санкт-Петербурга (ПГКС), что позволило направить сточные воды Выборгского, Калининского, Красногвардейского, части Невского и Центрального районов на Северную станцию аэрации (ССА) и очищать 98,4% сточных вод.
ПГКС является уникальным техническим сооружением, не имеющим аналогов в мировой практике эксплуатации тоннельных коллекторов. В ходе пуско-наладочных работ специалисты Водоканала СПб находят новые технические решения для оптимальной работы данного сооружения.

Департамент информации и общественных связей
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»
www.vodokanal.spb.ru