ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
СТО + / Новости / Экспертный Совет НОСТРОЙ отчитался о работе по дорожной карте
Экспертный Совет НОСТРОЙ отчитался о работе по дорожной карте

Экспертный Совет НОСТРОЙ отчитался о работе по дорожной карте

Экспертный Совет НОСТРОЙ отчитался о работе по дорожной карте «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства»

В течение 2013 года и первых месяцев текущего года Экспертный Совет Национального объединения строителей по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере подготовил экспертные заключения практически по всем проектам нормативных правовых актов, относящихся к компетенции Национального объединения строителей, подготавливаемым в рамках реализации дорожной карты «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства». Подготовленные заключения оперативно направляются в органы, ответственные за подготовку и прохождение этих проектов.

1. По пункту 1 «дорожной карты». В Государственную Думу внесён законопроект № 444365-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Указанный законопроект был рассмотрен на заседании Экспертного Совета 03 февраля 2014 года. По мнению Экспертного Совета указанный законопроект содержит новеллы, направленные на совершенствование инвестиционно-строительной деятельности, обеспечение равного доступа инвесторов к земельным ресурсам, сокращение избыточного согласования. Для более детального изучения вводимых законопроектом норм создана экспертная группа, по результатам деятельности которой будет подготовлено экспертное заключение и направлено в Государственную Думу и Минстрой России.
2. По пункту 3 «дорожной карты». Минрегионом России подготовлен законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части разработки программ развития транспортной и социальной инфраструктуры. Национальное объединение строителей неоднократно выступало за восстановление ранее сложившейся практики по разработке органами местного самоуправления планов реализации генеральных планов. До марта 2011 года в статье 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержались нормы, устанавливающие обязанность глав местных администраций поселений и городских округов в течение трех месяцев со дня утверждения соответствующих генеральных планов, разрабатывать и утверждать планы реализации генеральных планов. Указанные нормы предписывали органам местного самоуправления оперативно осуществлять мероприятия по реализации документов территориального планирования. Однако данные нормы были исключены Федеральным законом от 20.08.2011 № 41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части вопросов территориального планирования». Частично такая практика была восстановлена Федеральным законом от 30.12.2012 № 289-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривает обязанность муниципальных органов разрабатывать программы коммунальной инфраструктуры муниципального образования. Законопроект, разработанный Минрегионом России в рамках реализации пункта 3 «дорожной карты», ещё более расширяет указанную практику, вводя обязанность по разработке программ развития транспортной и социальной инфраструктуры. Экспертный Совет поддерживает указанный законопроект и считает, что его принятие будет способствовать более эффективному решению задач по развитию территорий, привлечению инвестиций в строительство.
3. По пункту 4 «дорожной карты». Минэкономразвития подготовлен законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 1 Земельного кодекса Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории». Указанный законопроект рассмотрен Экспертным Советом, утверждено экспертное заключение, которое было направлено в Минстрой России (письмо от 26.12.2013 № 02-3046/13, прилагается), АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (письмо от 26.12.2013 № 02-3045/13) и в Минэкономразвития России (письмо от 04.03.2014 № 02-355/14). В экспертном заключении отмечается, что указанный законопроект носит положительный характер, направлен на урегулирование пробелов в законодательстве, однако содержит целый ряд существенных замечаний.
4. По пункту 5 «дорожной карты». Внесён законопроект № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию». Указанный законопроект был рассмотрен на заседании Экспертного Совета, по результатам чего выявлено, что законопроект носит положительный характер для строительной отрасли, существенным образом снижает административные барьеры в строительстве, связанные с необходимостью перевода земель из одной категории в другую. В настоящее время готовится положительное экспертное заключение, которое будет направлено в Государственную Думу.
5. По пункту 6 «дорожной карты». Минэкономразвития России подготовлен законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования земельных отношений)». Указанный законопроект рассмотрен Экспертным Советом, утверждено экспертное заключение, которое было направлено в Минэкономразвития России (письмо от 04.03.2014 № 02-355/14), АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (письмо от 04.03.2014 № 02-352/14). В экспертном заключении отмечаются существенные недостатки предлагаемой редакции подпункта 5 пункта 1 статьи 44.1 Земельного кодекса Российской Федерации, который устанавливает признаки неиспользования земельного участка применительно к градостроительной деятельности, и содержится вывод о нецелесообразности внесения указанного законопроекта в предложенной редакции.
6. По пункту 8 «дорожной карты». Минстроем России разработаны законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» в части установления единого порядка взаимодействия субъектов градостроительных отношений (проект
№ 402124-6 внесен в Государственную Думу), а также проект постановления Правительства Российской Федерации «Об исчерпывающем перечне административных процедур в сфере жилищного строительства». Указанные документы рассмотрены Экспертным Советом. Замечания и предложения направлены в Минстрой России (письмо от 07.03.2014 № 02-380/14).
7. По пункту 9 «дорожной карты». Законопроект № 86567-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части установления региональных и местных нормативов градостроительного проектирования» был рассмотрен на заседании Экспертного Совета, утверждено экспертное заключение, которое направлено в Государственную Думу (письмо 17.04.2013 № 02-675/13). По мнению Совета указанный законопроект является актуальным, отвечает интересам строительного комплекса и рекомендуется для принятия с учётом замечаний, содержащихся в экспертном заключении.
8. По пункту 10 «дорожной карты». Внесён законопроект № 355250-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указанный законопроект рассмотрен Экспертным Советом, подготовлено экспертное заключение, которое направлено в ФАС России (письмо от 26.06.2013 № 02-1318/13), АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (письмо от 21.06.13 № 02-1273/13), в Государственную Думу (письма от 04.03.2014 № 02-353/14 и № 02-354/14). В экспертном заключении отмечается, что антимонопольный орган не является компетентным органом, который может на практике контролировать деятельность различных органов при осуществлении ими полномочий в области градостроительной деятельности и земельных отношений, поскольку не наделён базовыми законами соответствующей компетенцией и полномочиями. Возложение на антимонопольный орган функций, аналогичных по своему смыслу и содержанию функциям органов прокуратуры, приведёт к дублированию полномочий контролирующих органов, снижению эффективности контроля. Сделан вывод о том, что законопроект не может быть рекомендован к принятию в предложенной редакции.
9. По пункту 11 «дорожной карты». Госстроем России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требований к их содержанию» и от 05 марта 2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». Мнение Экспертного Совета по указанному проекту направлено в Госстрой России (письмо от 24.09.2013 № 02-2141/13). Кроме того, на заседании Экспертного Совета 03 февраля 2014 года были рассмотрены предложения Национального объединения проектировщиков по данному вопросу (письмо Национального объединения проектировщиков от 25.11.2013 № ОГВ/912). Указанные предложения были одобрены Экспертным Советом.
10. По пункту 16 «дорожной карты». Мнение Экспертного Совета по реализации указанного пункта «дорожной карты» направлено в Минрегион России (письмо от 24.09.2013 № 02-2138/13).
11. По пункту 17 «дорожной карты». Минстроем России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» в части установления отдельных видов подготовительных работ, которые могут выполняться до получения разрешения на строительство. Указанный законопроект рассмотрен Экспертным Советом, подготовлено экспертное заключение, которое направлено в Минстрой России (письмо от 04.03.2013 № 02-356/14), АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (письмо от 04.03.2014 № 02-352/14). В экспертном заключении отмечается, что законопроект не регламентирует целый ряд важнейших вопросов, связанных с правовыми последствиями выполнения подготовительных работ без получения разрешения на строительство. Так, предусмотренные в законопроекте положения могут привести к тому, что лица, осуществившие подготовительные работы, будут привлечены к ответственности в случае, если разрешение на строительство не будет получено. Вместе с тем, при условии исключения или существенного уменьшения рисков неполучения разрешения на строительство или возникновения иных обстоятельств, при которых строительство объекта не будет осуществлено, применение предусмотренных законопроектом норм, может существенно сократить сроки строительства. В связи с этим Экспертный Совет считает возможным применять установленный законопроектом порядок выполнения видов подготовительных работ при реализации договоров о развитии застроенных территорий.
12. По пункту 18 «дорожной карты». При рассмотрении законопроекта № 456651-5 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части создания условий для развития строительства жилья экономического класса» Экспертным Советом разработан комплекс предложений о механизмах государственной поддержки комплексного развития территорий в целях строительства жилья экономического класса. Указанные предложения были сформулированы в экспертном заключении, которое направлено в Государственную Думу (письмо от 25.09.13 № 02-2149/13).

Источник: Департамент нормативного обеспечения и развития саморегулирования