СТО Строительство Технологии Организация №38 сентябрь 2015 - page 11

05
11
38
2015
WWW.STOPRESS.TV
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА
исчезли. В основном реализуются про-
екты, запущенные до санкций. Так, в
индустриальном парке «Марьино» ле-
том 2015 года запустила производство
красок финская компания «Текнос» –
договор о приобретении участка был
заключен ею еще в 2012 году. В октя-
бре запустит производство еще один
резидент – дочерняя компания фран-
цузского холдинга Plastic Omnium, она
построила первую очередь завода пла-
стиковых топливных систем.
Иногда заинтересованность в
российском рынке побеждает полити-
ческие соображения. Например, фин-
ская компания Telko OY этим же летом
заключила с YIT соглашение о наме-
рениях построить в индустриальном
парке Greenestate собственный логи-
стический центр. В марте 2015 года
в индустриальном парке «Звезда» от-
крылся завод Skaala по производству
окон. Не отказался от инвестиций в
Россию и финский производитель пи-
щевой упаковки Huhtamaki. Правда,
свой завод компания предпочла «по-
садить» под Москвой.
Но в целом уже понятно, что та-
кие проекты становятся единичными и
потенциальных резидентов не хватит
на всех. Компании, управляющие част-
ными парками, еще осенью 2014 года
задумались о том, как переориентиро-
ваться на внутренний спрос.
«В качестве инструмента для раз-
вития парка я вижу создание в его гра-
ницах компактных районов, где мож-
но отстроить небольшие современные
промышленные объекты и приглашать
туда малый и средний бизнес по раз-
умной арендной ставке, – рассуждает
Владимир Вишневский. Я точно знаю,
что на это есть спрос, и такая модель
может работать».
В надежде на появление рано
или поздно инвесторов с капита-
лом, достаточным для строительства
собственных производственных или
складских мощностей, игроки рын-
ка заключают между собой альянсы.
«ВТБ. Управление активами» подпи-
сало договор о долгосрочном сотруд-
ничестве с компанией «А Плюс деве-
лопмент», специализирующейся на
возведении индустриальных зданий
«под заказчика» (build-to-suit).
В БЕЗДОРОЖЬЕ И НА
«ВРЕМЯНКЕ»
Региональные власти Петербур-
га и Ленобласти в 2013 году взялись
предложить российским инвесторам
более дешевую землю и инфраструк-
туру, чем частные индустриальные пар-
ки. Петербург занялся формированием
особой экономической зоны «Новоор-
ловская», промзоны «Ржевка», анон-
сировал создание фармацевтического
кластера в Пушкине. Но дело пошло не
лучше, чем в свое время в Шушарах,
где государство не сделало толком ни
дорог, ни сетей, ни градостроительной
документации, оставив просто боль-
шой массив земель промышленного
назначения. Или чем в особой эконо-
мической зоне «Нойдорф», где рези-
денты тоже были вынуждены годами
обходиться дизель-генераторами. На
дорожную и инженерную подготовку
промзон «Ржевка», «Рыбацкое», «Пар-
нас» и «Ижорские заводы» город на-
шел в 2013 году около 4 млрд рублей.
Результат получился предсказуе-
мый, и даже довольно равномерный.
Компании, привлеченные льготной
ставкой, охотно заходили в промзоны.
До кризиса, например, в «Рыбацкое»
успели «сесть» Всеволожский завод
алюминиемых сплавов, выведенный с
Петроградки «Вулкан», Завод метал-
локонструкций, «Плаза» и Северо-
Балтийская логистическая группа. На
«Ижорские заводы» – «Северсталь»,
завод
штампованных
компонен-
тов «Интеркос-IV», «Силовые маши-
ны», «Кузнечно-механический завод»,
«Этафон». Почти все испытали в той
иной мере проблемы с подключением
к энергомощностям и с дорогами.
«Я в принципе верю, что ГАПИ
(Городское агентство промышленных
инвестиций) старается мне быстро
электричество согласовать, они хо-
тят, – иронизирует Борис Холмянский.
– Просто это сложный процесс, зани-
мает два года. А два года на времян-
ке для меня работать – это забыть про
бизнес. Наученный опытом, я теперь
из реального сектора людей ищу и до-
говариваюсь – со штрафными санкци-
ями, как положено».
Совершенно не подготовлен-
ной к приему предприятий оказалась
«Ржевка», где должны начать про-
мышленный выпуск семь производств
ООО «Мебельный технопарк». Сро-
ки строительства подъездных дорог
и подключения к сетям практически
официально перенесены на 2016 год.
И здесь иностранный инвестор оказал-
ся в одной лодке с отечественными:
завод «Кнорр – Бремзе 1520» по про-
изводству и обслуживанию тормозных
систем для рельсового транспорта,
построенный на средства германско-
го инвестора, не сможет запуститься в
2015 году.
С 2014 на 2018 год перенесено
освоение территории будущего фар-
мацевтического кластера в Пушки-
не: город не в состоянии вовремя со-
гласовать предприятиям их проекты.
Фармацевтические заводы «садятся»
в ОЭЗ «Новоорловская». Завод «Но-
вартис» первым начал строить здесь
научно-производственный комплекс
по разработке и производству лекар-
ственных препаратов, разрешение
было выдано в 2012 году. Здесь же со-
бирается запустить производство МБ
НПК «Цитомед».
Но предприятия здесь также си-
дят на «времянке». А кроме того, с
размещением небольших фармацев-
тических производств и складских
объектов существуют проблемы, хотя
это одна из самых «живых» отраслей
промышленности сегодня.
Тем, кто размещается в ОЭЗ, го-
род обещает условия еще лучшие, чем
у резидентов обычных промышленных
зон. Они получают льготы по налогу
на прибыль, на имущество. Земельный
и транспортный налог обнуляются на
пять лет. Земля в «Нойдорфе» стоит
4,21 млн рублей за га, в «Новоорлов-
ской» – 7,5 млн рублей за га. Благода-
ря этому до января 2015 года в ОЭЗ
удалось «затащить» 10,2 млрд рублей
инвестиций и 34 резидента.
«Развитие территорий промыш-
ленного назначения – комплексная
работа, она требует совершенно осо-
бого подхода и опыта, – замечает Ла-
риса Еремина. – У компаний, которые
город привлекает по конкурсу к этой
работе, отсутствуют специалисты нуж-
ной квалификации. Сейчас немало
фирм, спроектировав, например, не-
большой стадион, готовы храбро при-
няться за промышленный объект, не
задавая лишних вопросов о характере
производства, о технологии. С город-
скими промышленными зонами тоже
начинаются чудеса. Например, компа-
ния делит территорию на три части и
раздает трем разным проектным фир-
мам-субподрядчикам, не заботясь о
стыковке ППТ. И здесь много вопросов
к тендерной комиссии и к городским
комитетам, которым не хватает компе-
тенций, чтобы грамотно принять рабо-
ту. С Петербургом сейчас работать не-
выгодно по себестоимости: слишком
много времени требуется на согласо-
вание проектов. Многие месяцы не-
I...,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,...IV
Powered by FlippingBook