"СТО Строительство Технологии Организация" №31 сентябрь 2014 - page 10-11

06
11
31
2014
10
WWW.stopress.ru
WWW.stopress.tv
стратегия развития города
стратегия развития города
«Микрорайон –
еще не город»
Антон Финогенов, генеральный
директор Института территориаль-
ного планирования «Урбаника»:
– В проекте «Южный» нас при-
влекла возможность создать концеп-
цию успешного города XXI века, не-
большого, но обладающего такими
функциями, которые в советском гра-
достроительстве были свойственны
только городам-миллионникам. Евро-
пейский опыт говорит о том, что есть
интересные и полноценные города,
где живут всего 5–10 тыс. человек. При
этом можно построить 50-тысячный
жилой микрорайон, который городом
никогда не станет. Успешный город на-
чинает активную жизнь, находясь еще в
стадии строительства и развития. Наша
концепция строится на трех слагаемых
успеха: качественная инфраструктура,
комфортная и разнообразная город-
ская среда, занятость.
Важно отличать город-спутник в
советской градостроительной логике
от города-спутника в международной
практике. В советском градостроитель-
стве, ввиду особенностей плановой
экономики и возможности влияния на
людей, важно было привязать получе-
ние квартиры к работе в конкретном
учреждении. Считалось, что жизнен-
ную траекторию человека можно жест-
ко нормировать. Люди нередко не по
собственному решению переезжали в
города-спутники. Зачастую это были за-
крытые города со всеми вытекающими
отсюда последствиями.
В случае «Южного» рабочие ме-
ста должны создать для потенциальных
жителей свободу выбора: будут ли они
работать возле дома или ездить в го-
род. Это станет их личным делом. Та-
кого выбора нет у тех, кто покупает не-
движимость в периферийных жилых
проектах.
Смотреть на город-спутник как
на возможность снизить маятниковую
миграцию из пригорода в центр горо-
да – значит искусственно сужать про-
блему. Полноценный город-спутник –
это активная маятниковая миграция.
Даже если вы работаете в нем, вы хо-
тите пользоваться всеми благами ме-
гаполиса. В случае Южного удобная и
быстрая транспортная связь с центром
Петербурга, где концентрируется боль-
шая часть рабочих мест, имеет решаю-
щее значение.
С другой стороны, создается мо-
тивация для того, чтобы работники
мегаполиса приехали на территорию
спутника и загрузили рабочие места,
которые там могут возникнуть. Инве-
стор не станет создавать сколько-ни-
будь значительное число рабочих мест
без нормальной транспортной доступ-
ности, без доступа ко всему кадровому
рынку петербургской агломерации.
Исключением может быть толь-
ко промышленность. Но на современ-
ном промышленном производстве
занятость зачастую меньше, чем в сер-
висе, в бизнес-услугах. Иногда неболь-
шой бизнес-центр генерирует большую
занятость, чем современное машино-
строительное производство. Разме-
щение в Южном деловых зон разного
вида и конфигурации – одно из условий
концепции. Они могут быть реализова-
ны в формате технопарка, совмещать
небольшие производственные площад-
ки с офисами. Работа в Южном должна
быть не только у тех, кто строит свою
карьеру в промышленности.
Да, мы говорим о комфортной го-
родской среде, которой сейчас не хва-
тает как на периферии, так и в центре
города. Она может быть создана через
определенные алгоритмы действий.
Но город-спутник – это принципи-
ально иные обязательства инвестора:
жилая застройка является здесь далеко
не единственной функциональной зо-
ной. Я не знаю ни одного проекта ком-
плексного освоения территории, в рам-
ках которого строился бы хоть какой-то
завод, не говоря о более широкой за-
нятости. Девелоперы говорят только о
квадратных метрах жилья. Единствен-
ный шаг вперед, который им удалось
сделать – строить на первых этажах до-
мов помещения для стрит-ритейла. Но
даже он связан скорее не с потребно-
стями покупателей в магазинах у дома,
а с нежеланием девелоперов прода-
вать жилье на первых этажах с дискон-
том. Коммерческие помещения прода-
ются лучше и дороже, чем квартиры.
Если инвестор «Южного» не обе-
спечит территории проекты, генери-
рующие занятость, то недвижимость
в Южном будут покупать значительно
хуже. Потому что Южный дальше от
города. И пятна деловых зон, которые
предусмотрены генпланом, в реально-
сти будут представлять собой пустоты
между жилыми группами. Так что сам
девелопер заинтересован в том, чтобы
найти и вдохнуть в эти участки жизнь,
чтобы капитализировать тем самым бу-
дущую жилую недвижимость. Насколь-
ко я понимаю, «СТАРТ Девелопмент»
активно ведет переговоры с компания-
ми, которые будут создавать в Южном
рабочие места. Дальнейшее будет по-
нятно на этапе проектирования и стро-
ительства.
Мы попытались реализовать в
российской практике линию девелоп-
мента, которая насчитывает почти сто-
летнюю историю в Европе. Понятно,
что и там примеров неудач – не мень-
ше, чем примеров успеха. Наиболее
успешной в нашем понимании оказа-
лась западноевропейская и севераме-
риканская градостроительная тради-
ция. Мы рассмотрели более 15 кейсов
в странах, где девелопер поставлен в
более или менее схожее положение с
российским – с юридической, экономи-
ческой, рыночной точки зрения. Китай-
ский опыт нам не подходит, потому что
у нас государство не участвует в созда-
нии жилой застройки как инвестор.
Отдельные проекты послужи-
ли для нас положительными при-
мерами в частных вопросах. Напри-
мер,
город-спутник
Амстердама
Алмере стал примером городского
благоустройства и хороших транс-
портных связей с городом-метропо-
лией. При этом конкретные экономи-
ческие параметры говорят о том, что
проект не совсем удачен: город боль-
ше вкладывал в другие свои «подцен-
тры», возникла диспропорция. Сейчас
городской бюджет должен поддержи-
вать качество жилой среды в 200-ты-
сячном городе-спутнике, притом что
занятость концентрируется в других
пригородах Амстердама.
Пригород Лондона Милтон-
Кинс – более успешный и комплексный
проект. Там удалось создать точку при-
тяжения для бизнеса, и маятниковая
миграция с Лондоном активно идет
в двух направлениях. Рабочих мест в
Милтон-Кинс даже больше, чем эко-
номически активного населения. При
этом из некоторых районов Лондо-
на доехать туда легче, чем пробивать-
ся в Сити. Пригород Парижа Марн-ла-
Валлей мы использовали как пример
для городских властей. Он показыва-
ет, как важно формировать политику
города по отношению к пригородному
девелопменту. Конечно, это не Япония,
где государство 10 лет постоянно вкла-
дывалось в проект города-спутника Цу-
куба, перенося туда университет, ис-
следовательские центры. Но все-таки
государство выработало определенные
действия, чтобы бороться с транспорт-
ными и экологическими проблемами,
которые сложились в плотной париж-
ской застройке.
Для Петербурга эти примеры
важны. Уже сейчас у нас согласованы
ППТ и даже начаты проекты на десятки
миллионов метров жилья. За послед-
ние 10 лет Питер только официаль-
но принял более полумиллиона новых
жителей. Пора грамотно реагировать
на эти процессы. Если город будет ха-
отично разрастаться и дальше, выпле-
скиваясь на территорию Ленобласти,
прилипая сгустками жилых массивов к
станциям метро, развязкам и пр., ника-
кого бюджета не хватит на поддержа-
ние нормальных условий жизни.
Правительству придется вы-
брать три-пять точек роста и помогать
инвесторам привлекать туда бизнес
для повышения занятости населения.
Создавать подцентры развития, кон-
фигурировать и направлять девело-
перскую активность. Тогда у нас хватит
ресурсов, чтобы железную дорогу пре-
вратить в нормальный городской вид
транспорта, как это сделали Берлин и
Париж, объединить метро и городские
железные дороги в единую систему, не-
сколько тысяч гектаров спланировать
как экономически полноценные города.
Подготовила Наталья Цветкова
Цукуба (Япония)
– город-спут-
ник Токио, попытка создать технопо-
лис на базе существующего в 40 км
от столицы города. Полностью ори-
ентирован на исследовательскую и
академическую деятельность. В горо-
де около 230 тыс. жителей. В нем на-
ходятся 45 исследовательских инсти-
тутов национального масштаба. Здесь работает японский Центр управления
полетами, институты промышленных технологий и сельского хозяйства, ряд
других государственных учреждений, а также около 300 частных исследова-
тельских центров и четыре высших учебных заведения, включая Национальный
университет города Цукуба. Несмотря на высокую концентрацию интеллекту-
альных ресурсов, естественный городской стиль жизни здесь так и не возник и
бизнес сюда не пришел. Цукуба сделался центром скорее академическим, по
своим функциям больше напоминая Жуковский и Королев.
справка о городах-спутниках
Милтон-Кинс (Великобрита-
ния)
– самый большой и один из са-
мых последних британских новых
городов. Расположен в графстве Ба-
кингемшир, в 72 км от Лондона, в
лесопарковой зоне со множеством
озер. До Лондона на скоростном по-
езде можно доехать за полчаса, меж-
ду лондонским вокзалом Юстон и
Милтон-Кинсом курсирует около 100 поездов в день. Близко находятся аэро-
порты Лютон, Хитроу и Бирмингем. Население составляет 216 тыс. человек.
Город построен по заранее подготовленному плану, в нем отсутствует истори-
ческий центр. Особенность городской планировки – сетка скоростных шоссе с
шагом в 1 км и круговыми развязками. Она дополнена системой дорожек для
пешеходов, велосипедистов и всадников протяженностью около 200 км, кото-
рые проходят под или над автодорогами, без прямых пересечений с автомо-
бильным транспортом. Внутри кварталов воспроизведен традиционный стиль
жизни английской деревни с собственными поликлиникой, школой, культур-
ным и спортивным центром, пабом. В первое время здесь отказывались от
строительства зданий, высота которых превышает деревья. Позже ограниче-
ния были сняты.
Город появился послед того, как в 1960-х правительство Великобритании
решило таким образом разгрузить перенаселенные пригороды Лондона. Пла-
нировку выполнила «Корпорация застройки Милтон Кинс» (MKDC).
Привлеченные низкой стоимостью офисных площадей и удобным ме-
стом, в Милтон-Кинс перенесли свои головные офисы многие крупные ком-
пании и банки, среди которых Daimler Chrysler, Minolta, Xitec Software. Прак-
тически половина жителей работает рядом с домом. Экономически город
развивается быстрее, чем любой другой город в Британии. В городе действу-
ют развлекательные центры, театр, крытый каток, центр водных развлечений,
музыкальные клубы Stables и Pitz Club. Работают Политехнический универси-
тет, крупнейший университет заочной формы обучения Open University, Крэн-
филдский университет.
Милтон-Кинс
I,II-III,IV-1,2-3,4-5,6-7,8-9 12-13,14-15,16-17,18-19,20-21,22-23,24-25,26-27,28-29,30-31,...82
Powered by FlippingBook