"СТО Строительство Технологии Организация" №31 сентябрь 2014 - page 6-7

06
7
31
2014
6
WWW.stopress.ru
WWW.stopress.tv
стратегия развития города
СПУТНИКОВОЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
От стандартных спальных рай-
онов города-спутники отличаются
по целому ряду параметров. Самых
очевидных – четыре. Во-первых, го-
род-спутник самодостаточен с точки
зрения занятости. Экономически ак-
тивное население (по крайней мере
значительная его часть) может найти
работу недалеко от дома. Соответ-
ственно, территория не только тре-
бует затрат на свое содержание, но и
генерирует доходы в бюджет.
Во-вторых, город-спутник насы-
щен более разнообразными функци-
ями, чем стандартный «спальник».
Он более сложен по внутренней
структуре, ориентирован на разные
группы населения с точки зрения за-
нятости, обучения, досуга, сервиса,
социального обслуживания.
В-третьих, его транспортные
связи с городом значительно слож-
нее и разнообразнее, чем у обычно-
го спальника, поскольку предполага-
ется, что спутник и сам может стать
центром притяжения для жителей
городской агломерации.
В-четвертых,
город-спутник
подразумевает активное использова-
ние девелоперами природного ланд-
шафта для создания наглядной аль-
тернативы «каменным джунглям»
мегаполиса.
Эти особенности обеспечивают
способность города-спутника к раз-
витию, в отличие от микрорайона,
где доминирует жилье. Но они же за-
кладывают риски, причем не всегда
управляемые.
В успешное рождение города-
спутника легче поверить в годы эко-
номического подъема, когда растет
производство, доходы, население
крупных городов. И гораздо труд-
нее – в годы рецессии, когда рабочие
места сокращаются, бизнес приоста-
навливает инвестиции, а у людей не
хватает денег на улучшение жилищ-
ных условий или переезд. При неко-
торых нюансах все указывает на то,
что полноценный город-спутник дол-
жен строиться при самом деятель-
ном участии государства и города-
метрополии.
Кроме общих экономических
рисков, есть риски, связанные с ка-
чеством города-спутника как рыноч-
ного продукта. С урбанистической
точки зрения он гораздо сложнее,
чем обычный микрорайон. Рецепты,
оставленные советской урбанисти-
кой, помогают мало. Концепция «го-
рода-сада» приводила на практике к
созданию городов-заводов, спроек-
тированных вроде бы с учетом всех
человеческих потребностей, кроме
потребности в разнообразии и сво-
бодном планировании собственной
жизни. Результатом оказались од-
нообразная застройка и достаточно
унылая жизнь, отток творческой мо-
лодежи, а после смены экономиче-
ской модели – упадок промышлен-
ного производства, общее снижение
доходов и неспособность к разви-
тию. Степень депрессивности таких
городов сейчас зависит от близости к
центрам экономической активности
и от характера градообразующего
производства. Молодые российские
урбанисты вынуждены ориентиро-
ваться на иностранные образцы, ко-
торые, к слову, тоже бывают не толь-
ко положительными.
В Петербурге за последние че-
тыре года было анонсировано два
проекта в формате города-спутника:
«Новый Берег», к северу от города,
от компании «Северо-Запад Инвест»,
и «Южный», который реализует
управляющая компания «СТАРТ Де-
велопмент». Оба проекта планиру-
ется строить greenfield, то есть «в
чистом поле», за пределами сложив-
шейся городской застройки.
Проект «Новый берег» под Се-
строрецком сразу заявил о себе яр-
кой концепцией от японского бюро
Nikken Sekkei. Проект был рассчитан
на проживание 60 тыс. человек и на
строительство до 2028 года 2 млн
кв. м жилья, 1 млн кв. м коммерче-
ской недвижимости, 18 детских са-
дов, 10 школ, пяти спортивных за-
лов, четырех поликлиник, Дома
правосудия, университетского кор-
пуса, яхтенной гавани и пр. Инду-
стриальная составляющая проектом
не предусмотрена. Общая его стои-
мость предварительно оценивалась
в 200 млрд рублей, но стала быстро
увеличиваться задолго до начала его
Немного освоившись с комплексным освоением территорий, российский строительный
бизнес замахнулся на создание городов-спутников. Чаще всего так называют разросшиеся
в ходе реализации девелоперские проекты на границах мегаполиса, которые требуют
внесения соответствующих изменений в генплан. Но в Петербурге предприняли попытку
подойти к строительству города-спутника более концептуально, используя принципы и опыт
современной урбанистики и реализуя классическую схему ленд-девелопмента.
активной реализации, и уже к сере-
дине 2013 года прогноз вырос до
300 млрд рублей. Компания-девело-
пер резко увеличила финансовые и
экологические риски проекта, взяв-
шись за намыв 370 га в Финском за-
ливе. Кроме того, правительство Пе-
тербурга отказалось от обещанной
ранее финансовой поддержки про-
екта, отменив постановление о стро-
ительстве внешней инженерной ин-
фраструктуры стоимостью 10 млрд
рублей за счет регионального бюд-
жета. В апреле 2014 года, после дол-
гих споров с городом, компания зая-
вила, что принимает эти расходы на
себя. Сейчас о ходе намыва ничего
не известно, но в компании уверяют,
что к концу 2015 года он будет за-
вершен.
Управляющей
компании
«СТАРТ Девелопмент» удалось зару-
читься поддержкой города для сво-
его проекта «Южный» и добиться
соответствующих изменений в ген-
плане. В сентябре должно завер-
шиться согласование изменений в
правилах землепользования и за-
стройки. В ходе разработки проек-
та города-спутника компания не
предъявила запоминающихся визу-
альных идей, зато предложила ре-
алистичную классическую схему
ленд-девелопмента. Она намерена
продавать под застройку размеже-
ванные участки земли, обеспечен-
ные инженерной инфраструктурой и
полным пакетом градостроительной
документации. Построить объект
стоимостью примерно в 176 млрд
рублей «СТАРТ Девелопмент» рас-
считывает в течение 19 лет.
В итоге на 2012 га бывших зе-
мель сельхозназначения между феде-
ральными трассами М-10 и М-20 мо-
жет быть построено 4,45 млн кв. м
жилья эконом- и комфорт-класса, рас-
считанных на проживание 134 тыс. че-
ловек. Согласно концепции, разрабо-
танной для «Южного» Европейским
университетом и Институтом терри-
ториального планирования «Урба-
ника», комфортное жилье должно
составить не менее 55% от всей за-
стройки. При этом, согласно концеп-
ции и новому генплану, здесь должны
также появиться ритейл-парк, дело-
вой район, университетский кампус,
научно-технический кластер, инду-
стриальный парк и, возможно, совре-
менный парк развлечений.
Редакция СТО попросила созда-
телей проекта рассказать о том, как
они намерены избежать в «Южном»
советских градостроительных оши-
бок, закрыть экономические риски,
наполнить город рабочими местами
и заселить юг Петербурга не только
людьми рабочих и инженерных спе-
циальностей, но и теми, кто относит
себя к «креативному классу».
Строительство
стратегия развития города
Среднеуральск
(Российская
Федерация)
– городок энергетиков
с населением 21,4 тыс. человек и по-
слевоенной застройкой в 16 км от Ека-
теринбурга. В последние годы активно
превращается в город-спутник благода-
ря совместной программе муниципали-
тета, правительства Свердловской обла-
сти и компании «Атомстройкомплекс».
Проект возник в результате стремления компании вывести головной офис из центра
города в экологически благополучное место с водоемом и лесным массивом.
«Атомстройкомплекс» намерен построить в Среднеуральске около 1500 квар-
тир для сотрудников и около 500 тыс. кв. м жилья для продажи на рынке. А также
торговые, развлекательные, досуговые центры, центр водных видов спорта, универ-
ситетский городок, деловой комплекс на 40 тыс. кв. м офисных площадей и индустри-
альный парк на площади 73 га, способный принять до 25 промышленных предпри-
ятий и около 4 тыс. рабочих мест. Разработчики проекта считают, что этого должно
хватить, чтобы оживить трудовую и предпринимательскую активность депрессивно-
го Среднеуральска. К 2020 году население города увеличится до 60 тыс. жителей, жи-
лой фонд — с 576 тыс. кв. м до 1145 тыс. кв. м.
Новая квартальная застройка спроектирована собственным проектным бюро
«Атомстройкомплекс» с поддержкой британских коллег. Благодаря британцам в
проекте появилась зона стрит-ритейла и пешеходный маршрут уровнем выше проез-
жей части, соединяющий социальные и спортивные объекты: детские студии, клубы,
площадки для волейбола, баскетбола и настольного тенниса.
На развитие Среднеуральска государство выделило около 15% общей стоимо-
сти проекта, которая составляет более 52 млрд рублей. Государственными деньгами
обеспечивается строительство дорог, магистральных сетей, объектов социальной ин-
фраструктуры.
справка о городах-спутниках
I,II-III,IV-1,2-3,4-5 8-9,10-11,12-13,14-15,16-17,18-19,20-21,22-23,24-25,26-27,...82
Powered by FlippingBook