"СТО Строительство Технологии Организация" №31 сентябрь 2014 - page 70-71

06
71
31
2014
70
WWW.stopress.ru
WWW.stopress.tv
саморегулируемые организации
саморегулируемые организации
Саморегулирование в сфере строительства начало действовать с 1 января 2010 года, придя
на смену лицензированию. С тех пор между специалистами профессионального сообщества и
представителями органов власти различных уровней не утихает полемика, плюсов или минусов
оно принесло больше.
Механизм работы СРО нуждается
в совершенствовании
Об этом говорил и
Анатолий
Каталевич, заместитель директо-
ра СРО НП «Проектировщики Севе-
ро-Запада»,
выступая на круглом столе
«Пятилетний опыт: актуальные пробле-
мы саморегулирования и пути его даль-
нейшего совершенствования».
Анатолий Каталевич сразу же под-
черкнул, что саморегулирование на дан-
ном этапе развития экономики - это
наиболее приемлемая модель взаимо-
отношений между производителями
работ, товаров и услуг и их потребите-
лями. Приемлемая, но не без шерохо-
ватостей и проблем. Докладчик озвучил
некоторые из них и предложил пути по-
вышения эффективности работы СРО.
1. Необходима более детальная
проработка в Градостроительном ко-
дексе РФ, 315-ФЗ вопросов взаимодей-
ствия органов государственной власти
различных уровней с Национальными
объединениями и СРО на местах в ре-
гионах.
Сегодня очевидно, что за истек-
шие пять лет чиновники разных уров-
ней в большинстве случаев до конца так
и не стали считать СРО полноправными
участниками рынка строительных услуг
и неохотно идут на контакт.
Отсутствие четких узаконенных
правил совместной работы с отраслевы-
ми органами государственной власти в
условиях субъективного личного отно-
шения чиновника к этому вопросу при-
водит зачастую к полному отсутствию
рабочего взаимодействия. Здесь все за-
висит от настойчивости (или ее отсут-
ствия) СРО и благоприятного или небла-
гоприятного стечения обстоятельств.
В результате профессиональное
сообщество лишено возможности уча-
ствовать на начальных этапах в подго-
товке тех или иных государственных
инициатив и получает информацию для
обработки и обсуждения на конечном
этапе ее прохождения.
В этом отношении показателен
пример НОП, которому в декабре 2013
года удалось добиться поручения заме-
стителя председателя Правительства РФ
Дмитрия Козака в адрес Минстроя и Ро-
стехнадзора обеспечить участие Наци-
ональных объединений в подготовке и
согласовании нормативно-правовых ак-
тов по вопросам совершенствования
регулирования градостроительной де-
ятельности. Несмотря на авторитет пре-
зидента НОП, академика Михаила По-
сохина, прошло почти пять лет, прежде
чем это случилось.
У нас в Ленобласти такие попыт-
ки ни к чему не привели: «Вы саморе-
гулируемые – вот и саморегулируйтесь.
СРО много, так почему только вас надо
привлекать к совместной работе?»
Вывод:
необходима работа юри-
стов НОП по внесению дополнений в
315-ФЗ касательно этой проблемы.
2. Наличие так называемых двой-
ных стандартов: механизм приема в На-
циональные объединения существует,
а механизм исключения Национальны-
ми объединениями недобросовестных
СРО отсутствует.
Недобросовестная работа СРО
со своими членами прямо влияет на
безопасность объектов капитального
строительства. Собственно, для обе-
спечения этой безопасности в виде
контроля за своими членами СРО и
создавались. Кроме того, именно нали-
чие недобросовестных СРО бьет по са-
морегулированию и вызывает постоян-
ные разговоры о целесообразности его
существования.
То есть, наличие этой проблемы
является смертельным для механизма
саморегулирования и ведет к его пол-
ной дискредитации.
Вывод:
необходимы соответству-
ющие изменения в Градостроительном
кодексе РФ и 315-ФЗ, позволяющие за-
конодательно закрепить право Нацио-
нальных объединений подавать иско-
вые заявления о лишении статуса СРО
за систематические и грубые наруше-
ния действующего законодательства.
Необходимо внесение изменений
в Федеральный закон № 129-ФЗ «О го-
сударственной регистрации юридиче-
ских лиц и индивидуальных предприни-
мателей» в части включения в ЕГРЮЛ
и ЕГРИП сведений о получении Свиде-
тельства о допуске.
Решению этой проблемы послу-
жило бы и законодательное закрепле-
ние полномочий Национальных объ-
единений по участию в контрольных
мероприятиях органа надзора за СРО.
Сегодня вступление в Национальное
объединение, членство в котором обя-
зательно по закону, происходит авто-
матически, сразу после получения ста-
туса СРО. При этом Национальные
объединения не могут на начальном
этапе проверки документов претенден-
та принять участие в их рассмотрении
и при необходимости защитить интере-
сы СРО – членов Национального объе-
динения.
3. Разработка нормативно-техни-
ческих документов, актуализация дей-
ствующих СНиПов. Каков должен быть
механизм выполнения этой задачи? По-
ложением о Минстрое России ему да-
ется право утверждения нормативных
документов. А на кого законодатель-
но возложена обязанность организации
данной работы, ее финансирования?
Судя по всему, на Национальные объе-
динения. В то же время, ст. 55.20 Гра-
достроительного кодекса РФ и 315-ФЗ
такой прямой обязанности для Нацио-
нальных объединений не предусматри-
вают, равно как и источники финанси-
рования. Есть один основной источник
формирования бюджетов Националь-
ных объединений – членские взносы
СРО.
Вывод:
нужны дополнения в вы-
шеуказанные федеральные документы
для того, чтобы Национальные объе-
динения могли на законном основании
организовать и контролировать эту ра-
боту.
4. Остается нерешенной пробле-
ма законодательного регулирования
порядка размещения, управления и ка-
питализации средств Компенсационных
фондов. Сегодня это только депозит.
Вывод:
необходимо пересмотреть
правила размещения средств Компен-
сационных фондов, разрешив дополни-
тельные способы эффективного разме-
щения этих средств через управляющие
компании. Закрепить за коллегиаль-
ными органами СРО право выбора на
конкурсной основе профессиональной
управляющей компании и передачи ей
в управление средств Компенсацион-
ного фонда. Ввести уголовную и фи-
нансовую ответственность в отношении
лиц, принявших решение о размещении
средств, приведшее к их утрате или рас-
трате, а также в отношении руководите-
лей управляющих компаний, повинных
в этом.
Нуждается также в законода-
тельном закреплении нормативно ми-
нимальный уровень капитализации
средств Компенсационного фонда.
5. СРО и их Национальные объ-
единения являются некоммерческими
организациями (далее – НКО), выпол-
няющими государственные и другие об-
щественно значимые функции, возло-
женные на них законом. Членство в них
является обязательным, платным, необ-
ходимым условием для допуска на стро-
ительный рынок.
Вывод:
на лиц, занимающих
должности в исполнительных органах
НКО, связанные с распоряжением иму-
щества, денежными средствами необ-
ходимо распространить ответствен-
ность, аналогичную предусмотренной
для должностных лиц государственных
и муниципальных органов по составам
правонарушений уголовного и админи-
стративного характера. Это усилит от-
ветственность.
6. Сегодня значимым вопросом
является установленная ст. 55.16 Градо-
строительного кодекса РФ сумма взно-
сов в Компенсационный фонд в зави-
симости от суммы стоимости одного
договора.
При увеличении стоимости одного
договора даже на 100 тыс. рублей (на-
пример, с 5 млн до 5,1 млн рублей) не-
обходимо доплачивать 100 тыс. рублей.
Для небольших организаций это серьез-
ная сумма.
Вывод: необходимо внести изме-
нения в указанную статью Градострои-
тельного кодекса РФ, расширив формат
и введя дополнительные градации по
стоимости одного договора.
Безусловно, здесь озвучен не весь
спектр проблем, которые мы увидели
за пятилетний период саморегулирова-
ния в строительстве. Но мы видим и то,
что саморегулирование должно и мо-
жет выполнять свои функции, возло-
женные на него государством. Однако
механизм работы СРО нуждается в со-
вершенствовании. И это абсолютно нор-
мальный процесс, для реализации кото-
рого нужна совместная работа, тесная и
дружная.
СРО НП «Проектировщики
Северо-Запада»
195112, Санкт-Петербург,
Малоохтинский пр., д. 68, оф. 410
Тел./факс: (812) 333-18-83, 84
e-mail:
I...,50-51,52-53,54-55,56-57,58-59,60-61,62-63,64-65,66-67,68-69 72-73,74-75,76-77,78-79,80-81,82
Powered by FlippingBook