"СТО Строительство Технологии Организация" №31 сентябрь 2014 - page 64-65

06
65
31
2014
64
WWW.stopress.ru
WWW.stopress.tv
саморегулируемые организации
На сегодняшний день банковские гарантии являются одним из наиболее востребованных
продуктов на рынке финансовых услуг и практически единственной альтернативой денежному
обеспечению при подписании контрактов в рамках Федерального закона «О контрактной
системе», вступившего в силу с 1 января 2014 года.
Банковские гарантии для строителей
Банковская гарантия широко ис-
пользуется в качестве инструмента обе-
спечения надлежащего исполнения
принципалом (в данном случае участ-
ником размещения заказа) взятых на
себя обязательств перед бенефициа-
ром (в данном случае заказчиком) еще
со времени действия Федерального за-
кона № 94-ФЗ «О размещении заказов
на поставки товаров, выполнение ра-
бот, оказание услуг для государствен-
ных и муниципальных нужд». В статье
22 этого закона оговаривалось право за-
казчика установить размер обеспечения
заявки на участие в конкурсе и размер
обеспечения исполнения контракта, ко-
торый не мог превышать 30% началь-
ной (максимальной) цены контракта или
размер аванса (если контрактом предус-
мотрена выплата аванса). Обеспечение
могло быть предоставлено безотзыв-
ной банковской гарантией, выданной
банком или иной кредитной организа-
цией, или передачей заказчику в залог
денежных средств, в том числе в фор-
ме вклада (депозита), в размере обеспе-
чения исполнения контракта, предус-
мотренном конкурсной документацией,
причем способ обеспечения исполнения
контракта определяется таким участни-
ком конкурса самостоятельно.
Вступивший в силу с начала года
Федеральный закон № 44-ФЗ сделал
требование к наличию обеспечения за-
явок и контрактов участниками закуп-
ки обязательным. При этом обеспече-
ние заявки на участие в конкурсе или
закрытом аукционе может предостав-
ляться путем внесения участником за-
купки денежных средств или банков-
ской гарантией, тогда как при участии в
электронных аукционах возможно толь-
ко внесение денежных средств.
Размер обеспечения заявки дол-
жен составлять от 0,5% до 5% началь-
ной (максимальной) цены контракта
или, если при проведении аукционов
начальная (максимальная) цена кон-
тракта не превышает 3 млн рублей, 1%
начальной (максимальной) цены кон-
тракта. Для субъектов малого предпри-
нимательства верхняя планка размера
обеспечения заявки законом понижена
до 2%. Однако надо учитывать, что ма-
лый бизнес преимущественно участву-
ет в закупках с небольшой ценой кон-
тракта, которые осуществляются через
электронные аукционы. Участие в элек-
тронном аукционе возможно при нали-
чии на лицевом счете участника закуп-
ки, открытом для проведения операций
по обеспечению участия в таком аукци-
оне у оператора электронной площад-
ки, денежных средств в размере не ме-
нее чем размер обеспечения заявки на
участие в таком аукционе. Если закуп-
ки осуществляются разными оператора-
ми, то участник закупки должен открыть
лицевые счета на каждой электронной
площадке. Срок действия банковской
гарантии, предоставленной в качестве
обеспечения заявки, должен составлять
не менее чем два месяца после даты
окончания срока подачи заявок.
Размер обеспечения исполнения
контракта победителем торгов дол-
жен составлять по выбору заказчика от
5% до 30% начальной (максимальной)
цены контракта, указанной в извеще-
нии об осуществлении закупки. В слу-
чае если начальная (максимальная) цена
контракта превышает 50 млн рублей,
заказчик обязан установить требова-
ние обеспечения исполнения контрак-
та в размере от 10% до 30% начальной
(максимальной) цены контракта, но не
менее чем в размере аванса (если кон-
трактом предусмотрена выплата аван-
са). Таким образом, победитель торгов
должен обладать собственными денеж-
ными средствами для исполнения кон-
тракта, поскольку выплата аванса мо-
жет лишь компенсировать ему средства,
«замороженные» в качестве обеспече-
ния выполнения контракта.
Стоимость контрактов на про-
ектирование и строительство может
достигать значительных сумм, поэто-
му оформление исполнителями со-
ответствующих банковских гарантий
представляет большую проблему. На
рынке подобных услуг традиционно
действует большое количество раз-
нообразных посреднических фирм, в
том числе выдающих «липовые» га-
рантии. Статья 45 нового закона №
44-ФЗ серьезно ужесточила требова-
ния к банковским гарантиям и выдаю-
щим их банкам. Подробная информа-
ция о выданных банковских гарантиях
теперь должна быть занесена в реестр
банковских гарантий, размещенный в
единой информационной системе (в
реестр уже занесено свыше 72 тыс. за-
писей). Отсутствие информации в ре-
естре является основанием для заказ-
чика не принять банковскую гарантию.
Выдавать эти гарантии имеют право
только банки, отвечающие установ-
ленным требованиям и включенные
в размещенный на сайте Минфина РФ
перечень. Эти меры призваны исклю-
чить предъявление необеспеченных
банковских гарантий. Несмотря на это,
на рынке по-прежнему встречаются
поддельные гарантии, которые даже
заносятся в некие реестры, не имею-
щие отношения к единой информаци-
онной системе
.
Обычно условия выдачи гаран-
тий банки стремятся уточнять в инди-
видуальном порядке. На компромис-
сы идут даже крупные банки, включая
«Сбербанк России», разработавший
специальное предложение для инди-
видуальных предпринимателей и ма-
лых предприятий с годовой выручкой
не более 400 млн рублей.
Обычно в извещении о проведе-
нии конкурсной процедуры указывают
небольшие сроки подачи заявок, поэ-
тому для участника закупки также важ-
ное значение имеет объем пакета не-
обходимых банку документов и сроки
принятия решения о выдаче гарантии.
В этом отношении более оперативно
действуют небольшие банки. При этом
они должны обладать правом выда-
вать банковские гарантии. При регу-
лярном участии в закупках организа-
ции имеет смысл заранее подготовить
необходимый пакет документов.
С целью развития системы га-
рантий и поручительств по обязатель-
ствам субъектов малого и среднего
предпринимательства правительство
Санкт-Петербурга приняло постанов-
ление о создании Фонда содействия
кредитованию малого и среднего
бизнеса. Размер одного поручитель-
ства Фонда не может превышать 50%
от суммы обязательств заемщика,
при этом совокупный объем поручи-
тельств Фонда, одновременно дей-
ствующий в отношении одного заем-
щика, не превышает 20 млн рублей.
Поручительство предоставляется Фон-
дом на платной основе, однако, в от-
личие от банковской гарантии, стои-
мость поручительства Фонда заметно
ниже – 1,75% годовых от суммы пору-
чительства.
Подготовила Ирина Толдова
организация
саморегулируемые организации
Директор СРО НПП «Союзпетрострой-Проект»,
к. т. н. Андрей Викторович Уртьев:
Получение банковской гарантии, необходимой для участия в системе государственных закупок,
может представлять значительную сложность, особенно для небольших проектных организаций, не
имеющих достаточного имущественного обеспечения в виде объектов недвижимости, оборудования
и т. п. Еще более сложно войти в рынок вновь образованным компаниям. Зачастую они не имеют сво-
бодных финансовых средств для длительного размещения на счетах оператора электронной площад-
ки или на депозите в банке. Однако в настоящее время количество банков, включенных в перечень
Минфина РФ на право выдачи банковских гарантий, увеличилось с 50 до 350. Возросшая конкурен-
ция между банками заставляет их разрабатывать более интересные предложения по предоставлению
банковских гарантий, в том числе без имущественного обеспечения. Также определенную помощь
участникам закупок могут оказать организации, созданные городом для поддержки малого и средне-
го бизнеса. СРО НПП «Союзпетрострой-Проект» вместе с представителями коммерческих банков и
электронных площадок участвует в разработке программ по поддержке участия своих членов в кон-
трактной системе.
ОСОБОЕ МНЕНИЕ:
Управляющая Санкт-Петербургским филиалом ОАО «Банк СГБ»
Наталья Витальевна Филиппова:
Очень важно, чтобы банк, выдающий строительным организациям банковские гарантии, имел
возможность индивидуального подхода к каждому клиенту, и особенно – к проектным и строитель-
ным компаниям среднего и малого бизнеса. Чтобы лучше узнать специфику работы со строителями,
ОАО «Банк СГБ» (включен в список Минфина за номером 236) вступило в «Союзпетрострой», компа-
ниям которого мы предоставляем особые условия. Для сокращения сроков выдачи гарантий мы за-
ранее заключаем с компаниями соглашение о предоставлении банковских гарантий с установлением
лимита, в рамках которого клиент имеет возможность получать различные виды банковских гарантий
по заявке в течение одного дня.
I...,44-45,46-47,48-49,50-51,52-53,54-55,56-57,58-59,60-61,62-63 66-67,68-69,70-71,72-73,74-75,76-77,78-79,80-81,82
Powered by FlippingBook