"СТО Строительство Технологии Организация" №28 май 2014 - page 12-13

03
13
28
май 2014
12
WWW.stopress.ru
WWW.stopress.ru
строительство и проектировние
В России основы доступной среды жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями
и других маломобильных групп населения только начинают формироваться. Особые условия
появляются в объектах социальной, транспортной инфраструктуры, в жилых домах. И здесь, как
отмечают специалисты, необходим комплексный поход.
Доступ к возможностям
В России доля инвалидов со-
ставляет 9% населения страны. Но и
кроме инвалидов ограничения в пе-
редвижении, ориентировании в про-
странстве, затруднения при получении
услуг испытывают многие, включая
людей в возрасте 80 лет и старше, бе-
ременных женщин и молодых родите-
лей с колясками, людей с избыточным
весом, преклонного возраста, а также
лиц с временными нарушениями здо-
ровья, связанными с использованием
в повседневной жизни специальных
устройств – костылей, тростей и т. д.
Именно эти группы населения
наиболее остро нуждаются в созда-
нии особых условий для обеспечения
равноправного участия во всех сферах
жизни общества. Таким образом, по-
нятие безбарьерной среды более ши-
рокое, емкое, которое объединяет
большинство граждан различных воз-
растных категорий, учитывает степень
состояния их здоровья, а также ситуа-
цию, в которой они находятся, и созда-
ние безбарьерной среды прежде все-
го обеспечивает комфортные условия
для жизни всех граждан.
Формирование доступной сре-
ды – это устранение барьеров для ма-
ломобидьных граждан в обеспечении
беспрепятственного доступа к здани-
ям и сооружениям, транспорту, ин-
формации, услугам.
Городская среда
Обеспечение инвалидам и де-
тям-инвалидам доступа ко всем го-
родским объектам, услугам, инфор-
мации – одна из главных социальных
задач в Санкт-Петербурге. С 2011 года
действует государственная программа
«Доступная среда», рассчитанная до
2015 года, которая была разработа-
на Министерством труда и социальной
защиты РФ во исполнение поручения
президента России и постановления
Правительства РФ.
Только в Московском райо-
не Санкт-Петербурга за прошлый год
было потрачено около 14 миллионов
рублей на реализацию адресной про-
граммы по обеспечению доступной
среды жизнедеятельности для мало-
мобильных групп населения. На эти
деньги произведены установки панду-
сов, монтаж поручней, выполнено по-
нижение высоты порога, оборудова-
ны туалеты и лифты для инвалидов,
расширены дверные проемы входа
в помещения. Работа выполнена в 32
объектах образования, 24 объектах
здравоохранения, 2 объектах физкуль-
туры и спорта.
Тем не менее, как отметила
пер-
вый заместитель председателя Ко-
митета по социальной политике Га-
лина Колосова,
повышение уровня
доступности объектов социальной ин-
фраструктуры для инвалидов в 2013
году происходило с некоторым отста-
ванием от утвержденных плановых по-
казателей. По данным Комитета по со-
циальной политике Санкт-Петербурга,
только 49,9% инвалидов оценивают
уровень доступности объектов и услуг
в приоритетных сферах жизнедеятель-
ности положительно.
По информации
начальника
отдела развития жилищного фон-
да Жилищного комитета Санкт-
Петербурга Екатерины Соболь
сей-
час в городе ведется активная работа
по облегчению инвалидам и другим
маломобильным группам населения
доступа в жилые дома. В частности,
оказывается содействие семьям инва-
лидов в получении жилья, приспосо-
бленного к их нуждам. В 2013 году та-
кое жилье получили 176 (99%) семей
инвалидов из числа очередников.
– Проблема беспрепятствен-
ного доступа к объектам социаль-
ной инфраструктуры напрямую ка-
сается почти половины населения
города: не только инвалидов с пато-
логиями опорно-двигательного аппа-
рата, с ограничениями по зрению и
слуху, но и граждан преклонного воз-
раста, граждан, имеющих временные
нарушения в связи с заболеванием
или травмой, родителей, использу-
ющих детские коляски. Наша цель –
обеспечить доступ маломобильным
группам населения к основным учреж-
дениям социальной инфраструктуры, а
значит, помочь им жить полноценной
и активной жизнью, – уверена
вице-
губернатор Санкт-Петербурга Оль-
га Казанская.
Так, например, в начале текуще-
го года мероприятия по созданию ус-
ловий для интегративного обучения
были проведены в школе № 174 Цен-
трального района Санкт-Петербурга.
Там были смонтированы стационар-
ные аппарели, установлены поручни
на лестницах и в санитарно-гигиени-
ческих помещениях, приобретен пор-
тативный подъемник для инвалидных
кресел на гусеничном ходу, спортив-
ный инвентарь для занятий адаптив-
ной физкультурой. Это оборудова-
ние позволит обеспечить условия для
обучения детей с ограниченными воз-
можностями здоровья в общеобра-
зовательных школах и общения их со
сверстниками.
Дорожные перспективы
Аналогичные программы реали-
зуются РЖД. В частности, сейчас 14
поездов дальнего следования форми-
рования ОАО «ФПК» (дочернее обще-
ство ОАО «РЖД») оснащены специаль-
ными креслами-колясками «Старт»
для маломобильных пассажиров. Ис-
пользуя данные кресла-коляски, такие
пассажиры могут совершать поезд-
ку не только в купе для инвалидов ва-
гона, оборудованного подъемником и
специализированным туалетом (штаб-
ной вагон), но и воспользоваться ниж-
ними полками во всех купе вагона.
Услуга направлена на обеспе-
чение возможности проезда в штаб-
ном вагоне более одного инвалида-
колясочника или группы пассажиров
с ограниченными возможностями.
Кресла-коляски «Старт» эксплу-
атируются в поездах, курсирующих
по наиболее востребованным у мало-
мобильных пассажиров маршрутам,
которые связывают Москву и Санкт-
Петербург с местами лечения, реаби-
литации и отдыха.
В настоящее время на сети же-
лезных дорог эксплуатируется 457
штабных вагонов, оборудованных купе
для проезда пассажиров с ограничен-
ными возможностями.
В 2014 году планируется ввести
в эксплуатацию еще 12 вагонов данно-
го типа и переоборудовать под данный
тип один вагон.
Требуемое внимание
Более комфортные условия для
посещения людьми с ограниченными
возможностями создают офисы Сбер-
банка, отделения Почты России, торго-
вые сети.
Сегодня в Петербурге действуют
Региональные методические докумен-
ты (РМД) «Создание доступной сре-
ды жизнедеятельности для инвалидов
в Санкт-Петербурге» на 2013–2015
гг.», разработанные городским Коми-
тетом по строительству. РМД пред-
ставляют собой руководство, которое
рекомендуется применять при состав-
лении проектно-сметной документа-
ции в отношении объектов здравоох-
ранения, образования и жилых домов.
При проектировании, строительстве,
производстве работ, осуществляе-
мых с привлечением средств бюджета
Санкт-Петербурга, их применение рас-
сматривается как обязательное.
Целью разработки РМД является
создание практического руководства
по выбору и применению рекоменду-
емых проектных решений по обеспе-
чению доступа для маломобильных
групп населения к объектам здраво-
охранения, образования, типовым жи-
лым домам. Правительство Санкт-
Петербурга настоятельно рекомендует
использовать эти методические доку-
менты при реконструкции, капиталь-
ном ремонте, а также при оснащении
этих объектов средствами обеспече-
ния доступности.
Однако, как отмечают в РАСС,
наличие нормативно-правовой базы,
регламентирующей основные параме-
тры устанавливаемого оборудования
для инвалидов, не всегда приводит к
нужному результату, и даже вновь по-
строенные объекты не до конца соот-
ветствуют всем существующим требо-
ваниям. Кроме того, остается вторая
проблема – адаптация ранее создан-
ных сооружений и окружающей ин-
фраструктуры.
Специалисты Российской ассо-
циации спортивных сооружений, про-
водя обследования объектов спортив-
ной, социальной инфраструктуры в
различных городах России, постоянно
сталкиваются с теми или иными при-
мерами несоблюдения требований и
норм и, к сожалению, вынуждены кон-
статировать, что формальное отноше-
ние к обеспечению доступности при-
водит не только к ее отсутствию, но
также возникновению дополнитель-
ных опасных препятствий жизни и здо-
ровью окружающих.
Необходимо признать, что все
барьеры – это прежде всего результат
недостаточного внимания к созданию
минимальных условий для полноцен-
ной жизни не только людей различных
категорий инвалидности, но и простых
граждан. К сожалению, отмечают в
РАСС, чтобы преодолеть данные пре-
пятствия, необходимо достучаться до
администраций городов, муниципаль-
ных объединений и т. д. с целью при-
влечения их внимания к данной про-
блеме и поиска путей решения, но не
формальными действиями, а реаль-
ной эффективной работой.
Системный подход
Основным направлением взаи-
модействия по обеспечению доступ-
ной среды жизнедеятельности ин-
валидов должно стать применение
системного,
программно-целевого
подхода к решению проблем, с объе-
динением усилий органов власти и уч-
реждений различной ведомственной
принадлежности.
Встречаются случаи, когда те
или иные проблемы МГН решаются
нестандартными способами. Извест-
ны факты, когда объект оставляет в
эксплуатации оборудование, опира-
ясь исключительно на желание об-
щественности. Данное оборудова-
ние не соответствует нормативным
требованиям, но позволяет решить
часть проблем граждан. Так, напри-
мер, случается, что рельсовые панду-
сы установлены не для перемещения
людей на инвалидных колясках, а для
транспортировки тяжелого багажа.
Эксплуатационной службе объ-
екта зачастую трудно самостоятельно
оценить затраты, требуемые на адап-
тацию объекта для инвалидов и МГН,
а также разработать проект, предус-
матривающий безбарьерное передви-
жение инвалидов. Поэтому рекомен-
дуется проводить консультации со
специалистами и создавать собствен-
ный проект, позволяющий в том чис-
ле привести к оптимизации затрат,
так как каждый существующий объект
уникален по своей сути и требует ин-
дивидуального подхода к организации
доступности.
А ведь во многих случаях реше-
ния по преодолению порогов и созда-
нию бордюрных пандусов реализуются
просто и недорого.
Многие объекты социального и
культурного значения, такие как му-
зеи, театры и т. д., имеют конструктив-
ные особенности, которые представ-
ляют историческую ценность. Этот
факт создает дополнительные труд-
ности при приведении объектов к тре-
бованиям действующей нормативной
базы. В таких случаях требуется осо-
бый индивидуальный и творческий
подход к разработке универсального
дизайна и прилегающей территории,
который позволит обеспечить макси-
мально удобные условия для всех ка-
тегорий граждан.
Доступная среда не может быть
ограничена отдельно взятой площа-
дью, а значит, формировать ее необхо-
димо непрерывно, учитывая существу-
ющую архитектурную среду и избегая
создания препятствий во вновь созда-
ваемой городской инфраструктуре.
Подготовила Славяна Румянцева
Строительство
строительство и проектирование
I,II-1,2-3,4-5,6-7,8-9,10-11 14-15,16-17,18-19,20-21,22-23,24-25,26-27,28-29,30-31,32-33,...106
Powered by FlippingBook