ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 08/25 декабрь 2013 / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ НОП
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ НОП

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ НОП

Сегодня Национальное объединение проектировщиков является лидером по количеству предложений, связанных с развитием законодательной базы в области проектирования и саморегулирования. Это наглядно показала окружная конференция НОП по Северо-­Западному федеральному округу.
Большинство тем, которые обсуждались на состоявшейся 30 октября в Санкт-­Петербурге окружной конференции НОП по СЗФО, так или иначе касались необходимости изменения существующих законодательных и нормативных документов.
Президент НОП Михаил Посохин считает, что к изменению законодательной базы надо подходить комплексно: изменения необходимо вносить и в закон о саморегулировании, и в Градостроительный кодекс, и в закон о некоммерческих организациях, а также в сопутствующие законодательные и нормативные акты.
– Мы считаем необходимым законодательно закрепить право национальных объединений защищать интересы своих членов на самом высоком уровне, – сообщил президент НОП. – Необходимо понять, что саморегулирование – это не только раздача допусков, а обеспечение профессионализма участников рынка и качества строящихся объектов.
Михаил Посохин уверен, что у национальных объединений на федеральном уровне и у саморегулируемых организаций на местах должно быть право участвовать в разработке и принятии решений, касающихся как саморегулирования, так и профессиональной деятельности проектировщиков и строителей.
Сегодня НОП является лишь консультирующей организацией, куда с различными вопросами обращаются чиновники Минрегиона, Минэкономразвития и других органов власти, комитетов Госдумы. Но не факт, что мнение профессионалов учитывается при принятии окончательных решений. «Профессиональные вопросы должны решать профессионалы», – констатировал президент НОП.
Другим важным вопросом, требующим решения, по мнению Михаила Посохина, является ведение реестра саморегулируемых организаций, который будет содержать информацию о СРО, входящих в то или иное национальное объединение, о членах этих организаций и выданных допусках. Ростехнадзор не имеет физической возможности этим заниматься. НОП предлагает два варианта: передачу функций по ведению реестра национальным объединениям или совместное его ведение с Ростехнадзором. В последнем случае НОП готов выступать как оператор по передаче данных о СРО. Это необходимо в том числе для борьбы с недобросовестными СРО и для обеспечения более действенного контроля за участниками тендеров и конкурсов.
– Нам представляется необходимым и возможным наделение национального объединения правом участия в процедуре принятия решения о присвоении некоммерческому партнерству статуса СРО, а в определенных случаях – правом лишать организацию статуса СРО и исключать ее из членов национального объединения, – заявил Михаил Посохин.

ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ ДЛЯ ФКС
НОП активно участвует в работе по развитию законодательной базы, связанной с проведением тендерных процедур. Речь в первую очередь идет о Федеральной контрактной системе (ФКС).
Рассказывает председатель Комитета по совершенствованию тендерных процедур и инновационной деятельности НОП Сергей Чижов:
— Любые конкурсные процедуры должны являться тем механизмом, который способствует внедрению инноваций и развитию здоровой конкуренции. В настоящее время правила проведения торгов изменяются: на смену 94–ФЗ приходит закон о ФКС. Приходится констатировать, что 94–ФЗ существенно осложнил реальную работу в регионах, привел к сокращению числа проектных компаний, к резкому увеличению числа судебных разбирательств. Мы свою задачу видим в том, чтобы ФКС не стала наследником той ущербности, которую породил 94–ФЗ.
Контрактная система дает заказчику право проводить конкурсы с предварительной квалификацией на проектные работы, но вместе с тем остаются финансовые инструменты, которые были заложены в 94­м законе, когда стоимость обеспечения контракта фактически равняется стоимости конкурса. Это не способствует повышению качества работ.
Еще одна нерешенная проблема – это размер демпинга. На наш взгляд, возможность снижения первоначальной цены контракта на 25% это слишком много.
Структура рынка в 2014 году существенно не изменится, поскольку ФКС несет в себе наследие 94 закона. В связи с этим важнейшим условием наведения порядка сфере госзакупок является системная деятельность по разработке подзаконных актов, которые разъяснят и уточнят механизмы действия различных положений ФКС. НОП активно участвует в этой работе.
Некоторые наши предложения, которые первоначально не вошли в закон, выходят на второй круг. Недавно в НОП поступило письмо из Госстроя с просьбой дать предложения для включения в проект постановления правительства РФ об утверждении перечня случаев отнесения товаров, работ и услуг к тем видам деятельности, которые способны выполнить только квалифицированные поставщики и подрядчики. Мы считаем, что в перечень следует включить проектные работы, в том числе в области архитектурно­строительного проектирования. Более того, мы долго боролись за то, чтобы само понятие жизненного цикла вошло в закон о федеральной контрактной системе. А сейчас к нам обращаются разработчики закона и предлагают при определении начальной цены контракта исходить из стоимости полного жизненного цикла объекта. Мы об этом и говорили. Если стоимость проектных работ составляет, например, 5% о стоимости СМР, то с учетом стоимости эксплуатации это будет меньше процента. Стоит ли экономить на архитектурно­строительном проектировании? Наоборот надо развивать квалификационные показатели, вводить их в конкурсные процедуры. В связи с этим важнейшим направлением работы должно стать формирование доступных финансовых механизмов обеспечения контракта и заявки, снижение величины демпинга на проектные работы, а так же разработка порядка формирования первоначальной максимальной цены контракта. Кроме того, необходима отработка системы квалификационных показателей для проектных компаний, которые заказчик должен вносить в состав конкурсной документации. И, конечно же, отработка типового контракта на проектные работы. Наш комитет комплексно работает по всем этим направлениям. Интересы НОП и интересы регионов совпадают и это помогает отстаивать нашу позицию на уровне федеральных структур.
Перспективным, на наш взгляд, является и развитие механизма ГЧП, но здесь торги проводятся на других принципах.

ЗАБЫТЫЕ ИНЖЕНЕРЫ
Член Совета НОП и председатель Комитета по технологическому проектированию объектов производственного назначения НОП Игорь Мещерин заявил о необходимости на законодательном уровне пересмотреть статус главных инженеров проектов:
– Технологическое проектирование не заслужено забыто разработчиками законов и других документов. Это понятие есть в Энциклопедии, но его нет в нормативно­правовых документах. Не удивительно, что на этом фоне падает роль и престиж главных инженеров проекта. Необходимо законодательное оформление инженерного корпуса в обособленный правовой институт.
К сожалению, «дорожная карта» в существующем виде так же не способствует развитию инженерной деятельности. Ряд функций и полномочий, которые входили в компетенцию инженера, сегодня либо искусственно изъяты у него, либо значительно сокращены. А молодые ГИПы (главные инженеры проектов) часто боятся брать на себя ответственность при авторском надзоре.
Например, в США выпускник ВУЗа если хочет стать профессиональным инженером должен сдать кандидатский экзамен, 5 лет проработать и сдать экзамен на профессионального инженера. В США компании, занимающиеся инженерной деятельностью, на 50% и более должны принадлежать профессиональному инженеру, в ряде штатов — на все 100%. В России практика ведения частного бизнеса инженерами встречается довольно редко в отличие от архитекторов. В основном функционируют крупные институты принадлежащие государству или финансово­промышленным группам. Необходимо разобраться с существующими тенденциями, учесть практику европейских стран и США и поднять статус инженера. Создание объединения частных лиц­инженеров должно проходить в рамках НОП.

В ДВУХ СЛОВАХ
На конференции так же обсуждался вопрос об актуализации ОКВЭД. Специалисты заявили о необходимости расширения перечня видов экономической деятельности в сфере проектирования. В существующем перечне, например, нет видов деятельности по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории и др. В изменении, по мнению делегатов конференции, нуждается и целый ряд других законов, в том числе закон о рекламе.
Руководитель аппарата НОП Антон Мороз поделился с участниками заседания впечатлениями о работе международной выставки Rus Expo Real. С энтузиазмом было встречено выступление президента СРО НП «Сфера­А» Ильи Константинова о «Единой Строительной Тендерной Площадке». Участники единогласно одобрили инициативу поддержать начинания ЕСТП в связи с особой актуальностью проекта для всего сообщества проектировщиков.
Член Совета и координатор НОП по СЗФО, директор СРО НП «Балтийское объединение проектировщиков» Владимир Быков проинформировал делегатов об оказании финансовой помощи пострадавшим от наводнения в Комсомольске­на­Амуре Хабаровского края.

Подготовила Наталья Соколова