
Стратегическое направление
В Петербурге завершается серия общественных слушаний Стратегии развития Санкт-Петербурга до 2030 года, разработанной по заказу КЭПиСП. Бизнес-сообщество изучает основные постулаты документа, подвергает их критике и вносит свои предложения.
ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН?
Сегодня, с точки зрения руководства города, назрели перемены в понимании роли и миссии Санкт-Петербурга в контексте исторической логики.
– Наш город, говорит председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга Анатолий Котов, – умышленный и рукотворный, возник не сам по себе. Его территория была заселена не в силу своих естественных преимуществ, он был задуман и реализован как проект для решения вполне конкретных задач. Однако со временем содержание функциональной роли города изменилось и наполнилось новым смыслом. Например, в силу исторических обстоятельств, сложившихся в начале XX века, Петербург лишился статуса столицы, роль военноморского центра тоже объективно утратила свою актуальность. Одновременно усилилась научнообразовательная функция города, его историкокультурное значение оценено на международном уровне, что подтверждает постоянный рост туристических потоков. Задача Стратегии – оценить произошедшие изменения и выработать миссию Санкт-Петербурга, наметить цели, выполнение которых позволило бы городу занять достойное место в глобальной экономической системе и обеспечить устойчивое развитие и, что еще более важно, более высокий уровень жизни петербуржцев, – уверен глава КЭПиСП.
Главной целью разработки Стратегии, по мнению председателя КЭПиСП, является даже не сам документ, а необходимость более глубокого понимания жителями и руководством города того, как он должен управляться, в какую сторону развиваться, в каком направлении должно быть переосмыслено его будущее.
– Города, как и люди, мечтают о будущем, отмечает Анатолий Котов. И представить будущее, осознать свои цели, место Санкт-Петербурга в глобальной экономической системе, мне кажется не только интересным, но и полезным.
ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ
Сегодня, отмечается в Стратегии развития Санкт-Петербурга до 2030 года, по качеству жизни, а также по качеству и эффективности инфраструктуры город занимает позицию выше среднего; по уровню инновационности входит во вторую (из пяти) группу городов. А вот по условиям ведения бизнеса вместе с Россией находится в нижней части списка, и, что еще более неприятно, даже среди российских городов оказывается в отстающих.
Уровень инвестиций в основной капитал на душу населения снизился в Санкт-Петербурге с 72,8 тыс. руб. в 2011 г. до 69,9 тыс. руб. в 2012 г. По этому показателю он уступает всем ведущим российским регионам.
Анализ инвестиционной активности в СЗФО по инвестиционным проектам с объемом инвестиций свыше 50 млн руб., реализация которых началась в 2012 г., показал, что Петербург в 2 раза уступает Ленинградской области по числу новых проектов – 8 против 16.
Все острее ощущается нехватка инженерно подготовленных территорий для застройки. Подобная ситуация определяется неэффективной структурой использования земель. Например, земли жилой и общественноделовой застройки занимают всего около 16% территории.
Санкт-Петербург всегда идентифицировался как мегаполис, в котором человек вторичен, а первична функция, реализуемая городом: столичная, военная, промышленная или иная. С учетом неблагоприятного климата северная столица никогда не была особенно удобна для жизни.
Стратегия развития Санкт-Петербурга до 2030 года нацелена на то, чтобы изменить ситуацию. Для этого требуется решение четырех основных задач. Это развитие человеческого капитала, повышение качества городской среды (экологическая безопасность, сбалансированное пространственнотерриториальное развитие и повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения). Обеспечение устойчивого экономического роста (создание благоприятного предпринимательского климата, содействие развитию отраслей экономики, обеспечивающих наибольший вклад в формирование ВРП Петербурга, в т. ч. высокотехнологичной промышленности) и, наконец, обеспечение эффективности государственного управления.
Кроме того, стратегия прописывает пространственное развитие города по полицентрической модели. Достигнуть этого предполагается за счет использования нового подхода к анализу и планированию путем выделения территориальных экономических зон, в пределах которых предполагается обеспечить рациональное соотношение мест приложения труда и мест проживания жителей Петербурга.
ТЕМА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЙ
Под занавес текущего года документ будет вынесен на экспертное обсуждение членов Экономического совета при губернаторе Санкт-Петербурга. После чего, с учетом высказанных замечаний, будет сформирована согласованная с исполнительными органами государственной власти города, 3я и последняя редакция Стратегии2030. Завершающим этапом работы над главным стратегическим документом города станет его принятие правительством Санкт-Петербурга.
Пока же с проектом Стратегии знакомят всех заинтересованных лиц. Для этой цели проводятся слушания, где специалисты могут высказать свои соображения, сомнения и предложения. Уже было проведено более 10 круглых столов с ключевыми общественными и профессиональными объединениями Санкт-Петербурга ("Инженерный клуб", Американская торговая палата, Общественный совет по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга, "Союзпетрострой"). Параллельно проводится независимая экспертиза проекта.
ЗА И ПРОТИВ
В ходе обсуждений высказываются или не высказываются различные точки зрения и предложения. Так, на заседании Комиссии по промышленности, экономике и собственности в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, специально посвященном обсуждению первичного проекта Стратегии социальноэкономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года, конкретных предложений по улучшению документа участниками высказано не было. Так что депутатам было предложено подумать и в течение двух недель сформировать конкретные рекомендации по корректировке первичного проекта документа.
А вот представители бизнеса не устают задавать вопросы и пытаются понять, каковы дальнейшие ориентиры развития и как могут измениться условия их деятельности. Хотелось бы, конечно, чтобы к лучшему, хотя не все пока в это верят.
Например, по мнению члена Экспертного совета «Инженерного Клуба» Владимира Евсеева, в документе недостаточно рассмотрены вопросы модернизации производства, а также инвентаризации всех производственных ресурсов города, отсутствует комплексная программа развития промышленного потенциала и ряд других аспектов, важных для стратегического развития Санкт-Петербурга как крупного промышленного центра страны в том числе.
По мнению генерального директора ООО «Лаборатория градопланирования» Михаила Петровича, проблема транспорта – проблема социальная, а не техническая. Желание быстрого передвижения связано с необходимостью обеспечения жизненных потребностей, и для эффективного развития транспортной системы в городе эти потребности важно научиться видеть, изучать, классифицировать и прогнозировать.
– Когда люди рассуждают об ограничении въезда в центр города, то забывают о свободе передвижения, определяющей положение Санкт-Петербурга в мире, – подчеркивает специалист. – Если все перестанут ездить по городу и будут работать рядом с домом, то очень скоро мы превратимся в большую деревню, в город, где когдато чтото происходило, но это уже в прошлом.
Члены СанктПетербургского союза предпринимателей напоминают, что Петербург тянут вниз прежде всего затраты на подключение к инфраструктуре, а аппетиты естественных монополистов несоразмерны. Поэтому необходимо усилить в Стратегии линию на улучшение хозяйственного климата, поддержку справедливой конкуренции, борьбу с монополиями. Кроме того, предприниматели предложили усилить пункты развития конкуренции, а также развития малого бизнеса.
Члены бизнессообщества отмечают высокие административные барьеры и издержки, которые не позволяют людям открывать новые бизнеспроекты или развивать в должной мере существующие. Еще в Стратегическом плане, разработанном в 1997 году, говорилось о важности создания благоприятного хозяйственного климата для бизнеса, однако некоторые рекомендации до сих пор не выполнены. Новый стратегический документ продолжает развивать эту линию, рекомендуя более упрощенный механизм принятия решений в сфере государственного регулирования предпринимательской инициативы.
Представители строительной отрасли критикуют генеральный план города, «в высокой степени детализированный, однако не позволяющий понять основную философию и подходы к пространственному развитию города». В этих вопросах представленная Стратегия имеет четкую позицию, обозначает проблемные места пространственного развития Санкт-Петербурга, в частности, неудовлетворительное состояние ряда промышленных зон и расползание границ мегаполиса.
– Нужно прописать, из чего складывается качество жизни граждан, к которому надо стремиться: нужен ли 1 кв. м на душу населения, сможет ли население его купить, куда, в каких направлениях будет расширяться город, – предлагает директор СРО НПП «СоюзпетростройПроект» Андрей Уртьев. – Требуется ли расширение его промышленных зон, куда надо подводить дороги. Это очень важно знать, в том числе строителям, чтобы направлять развитие компаний.
МЕТОДОЛОГИЯ ЗАМЕЧАНИЙ
По наблюдению председателя Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга Анатолия Котова, наиболее частые замечания по обсуждаемому проекту можно разделить на три части.
Первый блок вопросов содержит недовольные высказывания в адрес существующего положения вещей в области управления социальноэкономическим развитием. Второй блок включает недоверие и неверие в то, что новый документ будет реализован, а третий составляют предложения по разработке альтернативных сценариев для ситуации, когда цена нефти за баррель упадет ниже рассматриваемых в проекте 90120 долларов. Однако, если такая ситуация наступит, то, по мнению Анатолия Котова, в этом случае необходимо реализовать программу антикризисного менеджмента, а не городского развития, поэтому не нужно смешивать в одном документе противоположные направления движения.
– Есть и большое количество конструктивных предложений, – добавил глава КЭПиСП на семинаре Торговопромышленной палаты, – которые рассматриваются, обсуждаются и находят свое отражение в нашем проекте. Стратегия не должна давать ответы на все вопросы, она должна определять направление и цели городского развития, исходя из результатов глубокого анализа внешних и внутренних факторов развития, конкурентной среды, ресурсной обеспеченности и потенциала города в отдельных областях, а также учета возможных сценариев развития. А механизмы реализации целей будут прописаны в других документах, в частности, экономической политике Санкт-Петербурга, которая определит методы и инструменты государственного воздействия на экономику города в области градостроительства, бюджетирования, налогообложения, тарифов и т. д., а также в государственных программах Санкт-Петербурга.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА:
19 ноября 2013 года в "Союзпетрострое" прошли Общественные слушания по проекту Стратегии социальноэкономического развития СанктПетербурга до 2030 года. Свою позицию по данному документу высказал вицепрезидент, директор Санкт-Петербургского Союза строительных компаний «Союзпетрострой», Почетный академик РАН, Заслуженный экономист РФ, д.э.н., профессор Л. М. Каплан.
Основной недостаток данного документа заключается в том, что он слабо связан с состоянием и развитием рыночной экономики в России и, в частности, в Санкт-Петербурге. Эксперты констатируют, что Санкт-Петербург занимает 29 место (из 30) по России по условиям ведения бизнеса и 22 место – по возможности открытия бизнеса.
Между тем, при анализе существующего положения Петербурга, как промышленного центра, не указаны ни низкий уровень конкуренции, ни монополизм, ни резкое сокращение доли предприятий малого и среднего бизнеса. То же самое наблюдается при SWOTанализе экономического развития: ни слова не сказано о возможностях развития малого и среднего предпринимательства.
Более того, даже при выборе инновационного сценария развития Санкт-Петербурга отсутствуют положения, связанные с развитием конкурентной среды, меры борьбы с монополизмом и, главное, пути создания условий для открытия и ведения бизнеса.
Тот же недостаток содержится практически во всем тексте данного материала: при определении целей социальноэкономического развития, в механизме реализации стратегии социальноэкономического развития города отсутствует акцент на развитие рыночной среды и ее основ – развитие конкуренции, ликвидация отставания от других городов России в создании условий для развития предпринимательской среды, облегчения вхождения малого и среднего бизнеса в рынок, развитие инфраструктуры рынка (банки, биржи, рынок ценных бумаг и т. п.).
Создается впечатление, что эксперты рассматривают развитие Санкт-Петербурга вне законов рыночной экономики. Практически данная работа во многом повторяет План стратегического развития Ленинграда – Санкт-Петербурга, разработанный в 1990х гг. этими же авторами для условий плановой экономики.
Кроме того, в разрабатываемом документе практически отсутствуют количественные показатели, т. е. индикаторы достижения целей к 2030 году, что делает данную работу чисто описательной.
В разделе «Приоритеты пространственного развития Санкт-Петербурга» недостаточно прописаны перспективы развития транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга в неразрывной связи с Ленинградской областью. Кроме того, в этом разделе не рассматривается проблема резервирования земель для объектов транспортной инфраструктуры, а при зонировании территорий города в зоне «Южная» не учтено уже принятое решение о строительстве города-спутника Южный.
В Стратегии никак не затронуты проблемы развития таких отраслей, как строительство и производство строительных материалов, которые являются основополагающими для развития города и особенно для решения жилищных проблем его населения. В частности неясно, какие объемы жилищного, коммерческого, промышленного, транспортного строительства необходимы городу в рассматриваемый период, не затронут вопрос квартирографии жилищного строительства и другие, связанные с этим проблемы.
Вызывает недоумение и развитие транспортной составляющей. Так, в Стратегии задекларировано, что в городе должно быть построено за 17 лет 86 станций метро, что вдвое больше, чем было построено за все 60 лет существования метрополитена в городе. При этом неясно, на какие средства это планируется осуществить при прогрессирующем дефиците городского бюджета.
В Схеме государственного планирования Санкт-Петербурга отсутствует разработка генерального плана города, предусмотренного Градостроительным кодексом РФ, а бюджет рассматривается только на 13 года. Таким образом, образовался разрыв между создаваемой Стратегией развития, генеральным планом города и, особенно, с процессом бюджетного планирования, без которого невозможно практическое осуществления всего остального.
Считаю, что данная работа носит в большей степени описательный характер, не содержит конкретных путей достижения поставленных целей и требует коренной переработки.
Подготовила Славяна Румянцева