ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
ПЛАТФОРМА ДЛЯ ИННОВАЦИЙ

ПЛАТФОРМА ДЛЯ ИННОВАЦИЙ

Новые технологии находят все большее применение при строительстве и реконструкции объектов Октябрьской железной дороги. В частности, инновационные материалы используются при ремонте и замене пассажирских платформ.
Сейчас на остановочных пунктах Октябрьской Дирекции пассажирских обустройств (ДПО) проводится масштабная работа по реконструкции, капитальному и текущему ремонтам пассажирских платформ.
Одной из «первых ласточек» применения инновационных материалов стала станция Елизаветино, реконструированная в 2009 году. На ней эксплуатируются платформы из полимерных материалов.

КОМПОЗИЦИЯ ИЗ КОМПОЗИТА
– Железнодорожная станция Елизаветино выполнена по абсолютно новым технологиям, ­ рассказывает заместитель главного инженера Октябрьской железной дороги по Санкт­Петербург­Витебскому территориальному направлению Виктор Иванов. – Это не традиционно используемые железобетонные изделия, а современные полимерные материалы.
Из полимеров выполнены несущие конструкции, лестницы, пандусы и навесы для пассажиров. Новый материал более устойчив к перепадам температур и осадкам по сравнению с железобетонными плитами. Противоскользящий настил по шероховатости полностью соответствует европейским стандартам. Полимерные материалы, из которых построены платформы, позволяют быстро производить замену плит, которые могут регулироваться по отношению к подвижному составу.
– Реконструкция платформы Елизаветино выполнялась по современной немецкой технологии, – рассказывает начальник производственного отдела Дирекции по капитальному ремонту и строи­тельству Александр Бенев. – До этого при строительстве железнодорожных платформ использовались тяжелые железобетонные конструкции, которые надо было монтировать с помощью тяжелой строительной техники. Причем работа проводилась во время «окон», то есть когда останавливалось движение поездов. Монтаж же платформы на станции Елизаветино был гораздо проще, и возведена она была в кратчайшие сроки. Все соединения полимерных элементов – на болтах. То есть она легко собирается, а при необходимости также легко демонтируется.
Платформа была построена в 2009 году. И сейчас она стоит практически в том же виде, в каком была установлена. Конструкция не подвергается разрушению даже при воздействии снегоуборочной техники. Срок эксплуатации такой платформы составляет 50 лет. А что будет дальше – посмотрим. В дальнейшем, может быть, эта технология будет применяться повсеместно. Пока что зарекомендовала она себя очень хорошо.
Это экспериментальная платформа и в России она не имеет аналогов – такие технологии у нас в стране не используются больше нигде. А вот в Германии они широко распространены. У нас были некоторые опасения, как опытная модель поведет себя в наших климатических условиях, но пока результат радует.
Строительство этой платформы обошлось дороже, чем возведение аналогичной конструкции из железобетона. Однако, если такие модели будут производиться в больших количествах, возможно, ее себестоимость будет даже ниже традиционной. В любом случае ее эксплуатация обходится намного дешевле, ­ отмечает Александр Бенев.

НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ
Сейчас на ОЖД завершаются работы по реконструкции пассажирских платформ участка Москва – Санкт­Петербург: Стрекалово, Поваровка, Межево, Клин, Останкино, 271 км, Поплавенец, Чудово, Угловка. Планируется выполнение строительно­монтажных работ на станциях Левобережная, Петровско­Разумовское, Планерная, Подрезково, Нати, Малино, Новоподрезково, Фирсановка.
Все пассажирские платформы после проведения реконструкции будут оборудованы навесами, пандусами для обеспечения доступа маломобильных групп населения, системами светодиодного освещения и визуальной информации, а также оформлены в соответствии с фирменным стилем РЖД.
– Сейчас у нас ведется реконструкция пассажирских платформ на направлении Санкт­Петербург – Москва, Санкт­Петербург – Бусловская, – поясняет начальник технического отдела Санкт­Петербургского регионального участка Валерий Волошенков. ­ Это означает, что все пассажирские платформы по распоряжению ОАО РЖД приводятся в соответствие с требованиями скоростного движения. Ширина платформы должна составлять 4,5 метра, на них должны быть расположены навесы длиной 12 метров, оборудованы пандусы для инвалидов.
Преимущественно используются стандартные технологии возведения платформ. Однако в некоторых случаях применяются новые решения, благодаря которым сроки эксплуатации объектов существенно возрастают.
Так, если на прежних платформах требовалось менять асфальтовое покрытие, обновлять полосу безопасности и следить за состоянием самого фундамента не реже чем через каждые 5 лет, то новые конструкции прослужат без дополнительного ремонта 25 лет. Их отличительной особенностью является устройство фундаментных оснований. На несущие конструкции сваи укладываются плиты с готовым внешним покрытием. Оно долговечно и удобно для пассажиров – по нему обувь не скользит даже в дождь. Кроме того, в верхней части плиты вмонтирована полоса безопасности, которая прослужит столько же, сколько покрытие конструкции.
Модули платформ изготавливаются в заводских условиях и на месте оперативно монтируются, что значительно сокращает время на производство работ. Кроме того, данная технология позволяет собирать платформы даже при низких температурах. А также конструкция позволяет изменять при необходимости габаритные параметры платформы, к примеру, сдвигать ее для пропуска путевой техники.
Первые высокие платформы, построенные по новой технологии, появились на станции Угловка. До конца года аналогичные конструкции будут введены в эксплуатацию на станциях Чудово и Ленинский проспект. Низкие платформы из модульных плит уже установлены на станциях Поплавенец и 271 км участка Москва – Санкт­Петербург и на станции Ржевка.
– При строительстве конструкций использованы плиты российского производства, выпущенные по немецкой технологии, ­ уточняет Валерий Волошенков. ­ В нынешних условиях железобетонные заводы быстро перестраиваются под требования рынка. Если необходимо сделать заказ по готовым чертежам, предприятия его оперативно выполняют.
Причем стоимость конструкции таких платформ не слишком отличается от традиционных вариантов. А вот в монтаже они обходятся значительно дешевле. Когда изделие выпускается на заводе, исключаются работы по нанесению дополнительного покрытия на месте, остается только доставка и монтаж. Кроме того, существенная экономия достигается за счет снижения затрат на эксплуатацию. Например, не нужно раз в два года обновлять линии безопасности.
Проект реконструкции платформ с использованием новых технологий был разработан в 2011 году, в 2012 разработана проектная документация станции Ленинский проспект, и сейчас мы только начинаем использовать новую систему. Чтобы принять решение о замене остальных платформ на такие конструкции, необходимо проверить в действии существующие, убедиться, что новая технология подходит к нашим условиям.
Сейчас в нашу жизнь входят новые интересные решения, ­ заключает специалист. ­ Мы пробуем разные технологии, смотрим, учимся. Почему бы не использовать то, что применяется во всем мире? В дальнейшем мы можем проанализировать их эффективность, сравнить. И та, которая окажется более экономичной и надежной, будет внедряться в повсеместную практику. Сейчас у нас задача – изучить разные решения, чтобы получить представление, что же нам выгоднее и интереснее, что больше подходит. Чтобы пассажиры железной дороги чувствовали себя комфортно.

Подготовила Славяна Румянцева