ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 07/48/НОЯБРЬ 2016 / ПОДЗЕМНАЯ УРБАНИЗАЦИЯ – ВЕКТОР ДВИЖЕНИЯ В БУДУЩЕЕ
ПОДЗЕМНАЯ УРБАНИЗАЦИЯ – ВЕКТОР ДВИЖЕНИЯ В БУДУЩЕЕ

ПОДЗЕМНАЯ УРБАНИЗАЦИЯ – ВЕКТОР ДВИЖЕНИЯ В БУДУЩЕЕ

XV Всемирная конференция Объединения исследовательских центров подземного пространства мегаполисов ACUUS, в сентябре 2016 года собравшая на берега Невы свыше 600 участников из 34 стран, стала ярким событием как для российских, так и для зарубежных подземных строителей и архитекторов.

Поддержку конференции оказали Министерство строительства Российской Федерации, правительство Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский научный центр РАН, крупнейшие российские профессиональные организации – Национальное объединение строителей и Национальное объединение изыскателей и проектировщиков.

Ключевой темой конференции стала «Подземная урбанизация как необходимое условие устойчивого развития городов». Не случайно даже в названиях и секций, и подавляющего большинства докладов необходимость освоения подземного пространства подчеркивалась и усиливалась такими оборотами, как важнейшее условие развития, преимущества, вектор развития, улучшение качества жизни и окружающей среды, эффективность, ключевой фактор, интересы человека, эстетика и комфорт и так далее. Столь многократная трансляция необходимости подземного строительства, с одной стороны, внедряет в сознание неизбежность данного процесса, с другой – свидетельствует о высоких рисках и трудностях.

Многочисленные доклады об успешно реализованных проектах подземной урбанизации в самых сложных геологических условиях по всему миру вкупе с представленными современными технологиями и оборудованием на соответствующих секциях убедительно доказывают как возможности российской и мировой школ геотехники, так и безальтернативность развития подземной инфраструктуры крупных городов. Что касается политической воли, недостаток которой отечественные подземщики называли основным препятствием и повлиять на которую, в том числе и с помощью данного мероприятия, они очень надеялись, мировое сообщество поддержало своих российских коллег. Как было отмечено во многих выступлениях, в том числе и зарубежных участников, развитие подземного пространства – это не только и не столько вопрос недостатка финансирования, сколько проблема отсутствия стратегического мышления, верной расстановки приоритетов и долгосрочного градостроительного планирования.

Как подчеркнул Димитрос Калиампакос, президент ACUUS, профессор Национального университета Афин, «современный город жизнеспособен только в том случае, когда он имеет высокоразвитую подземную жизнь, иначе говоря, качественно организованную, надежно настроенную и эффективно управляемую подземную инфраструктуру, включающую системы инженерных и транспортных коммуникаций, системы безопасности, хранилищ и т. п.».

 

Петербургские, знаковые

Как для россиян, и петербуржцев в первую очередь, возможность принять у себя ведущих специалистов в сфере освоения подземного пространства было делом чести, предметом гордости, престижа и определенного волнения, так и для многочисленных гостей (более половины из 117 докладчиков приехали из-за рубежа, не считая слушателей!) участие в профессиональном мероприятии столь высокого уровня в одном из самых красивых городов мира было не менее престижно и в хорошем смысле любопытно. О немногочисленных, но знаковых проектах Северной столицы специалисты уж точно наслышаны. В первую очередь это касается петербургского метро с его станциями глубокого заложения и архитектурной роскошью интерьеров станций, технологий его сооружения, технологий строительства и геотехнического обеспечения сохранения зданий исторической застройки Санкт-Петербурга, например Каменноостровского театра. Последний – памятник деревянного зодчества эпохи классицизма, обретший в результате реставрации обширный подземный объем, площадь которого вчетверо превысила площадь самого исторического здания. Кстати, на Международной выставке по охране памятников Denkmal в Лейпциге (Германия) в 2010 году проект приспособления Каменноостровского театра для современного использования и его реализация на практике были удостоены золотой медали «За выдающиеся достижения в области охраны наследия в Европе».

Высокую репутацию имеют за рубежом и российская, и петербургская геотехническая школы, представители которой работают в составе международных комиссий ACUUS в качестве экспертов.

Кстати, в числе ключевых направлений освоения подземного пространства вице-губернатором Санкт-Петербурга были названы (в порядке значимости) строительство подземных инженерных коммуникаций и коллекторных тоннелей для системы водоснабжения и водоотведения, метростроение, строительство транспортно-пересадочных узлов.

 

Чужой пример для нас наука?

Что касается ярких зарубежных проектов, призванных произвести впечатление на местную власть, то на конференции в них недостатка не было.

Так, доклад испанского гостя на пленарном заседании продемонстрировал столь очевидное, но пока плохо представляемое на российской земле решение: в начале 2000-х годов обширные заброшенные территории вдоль реки Мансанарес, протекающей через Мадрид, совместными усилиями власти, горожан и экспертов были превращены в красивейшую рекреационную зону испанской столицы. Суть же проекта MadridRio заключалась в перемещении кольцевой автодороги на этом участке под землю, так называемую ревитализацию освобожденного пространства. При этом, рассказывая об этом проекте, длившимся почти восемь лет, Эмилио Мартис Видаль, глава департамента по координированию работы с другими администрациями г. Мадрида подчеркнул: «Мы все знаем, что для освоения подземного пространства в первую очередь нужны деньги и политическая воля. По своему опыту могу сказать, что зачастую для реализации таких проектов не хватает именно политической воли!»

Как заметил генеральный директор НП «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов» С. Алпатов, городу, правительство которого имеет в своем составе департамент по координации своих структурных подразделений, в нужный момент обрести политическую волю, видимо, проще!

Применить политическую волю в конце прошлого века пришлось и властям Монреаля, где на территории старого города был реализован проект нынче элитарного исторического Международного квартала. В рамках этого проекта под землю были переведены автодорожные магистрали и все парковки, в результате было освобождено свыше 40% наземной территории квартала, создана сеть пешеходных зон, появились новые парки, значительно подорожала недвижимость. В проект было вложено инвестиций на общую сумму 860 млн канадских долларов, в том числе небольшими инвесторами, которые сегодня ежегодно получают доход, превышающий первоначальные вложения.

Вена, Сингапур, Гонконг, Тегеран, Шанхай, Пекин, Токио, Рим, Афины – разные города, разные страны, различные геологические условия, разные истории возрождения, но цель, которую они преследуют, реализуя свои проекты, одна: сделать город комфортным для проживания. Принципы тоже максимально схожи (с небольшими нюансами): перемещение под землю транспортных магистралей, парковок, складских помещений, архивов, торговых центров, даже мест захоронений. И ведь делают! Более того, умудряются даже свои трудности и проблемы использовать на благо проекта, повышения его привлекательности и доходности.

А как иначе расценить рассказ Филиппо Ламбертуччо, профессора Римского университета Сапиенца, об интеграции археологического наследия и повседневной жизни! «Раскопки, – заметил господин Ламбертуччо, – следует рассматривать не только как обременение, препятствие, а как точку притяжения. Нужно сделать так, чтобы исторические здания не блокировали жизнь, а привлекали людей. Исторические слои должны открывать город людям, погружать их в историю». Кстати, если при строительстве шахт римского метро обнаруживаются археологические находки, все работы останавливаются, находки изучаются и консервируются. Представленная итальянцем концепция подземных археологических раскопов романтична, но при этом римская подземка вполне реалистична, она активно развивается несмотря на вхождение исторического центра Рима в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, непростые грунты, состоящие из очень неоднородных слоев и осадочных залежей, и множество подземных ходов, прорытых еще жителями древнего Рима. Рецепт все тот же – задача повышения качества жизни, передовые технологии и политическая воля.

Уже по результатам первого дня работы конференции вице-губернатором Санкт- Петербурга Игорем Албиным соответствующим службам было дано поручение подготовить и подписать соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между международной ассоциацией ACUUS и Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. По мнению генерального директора НП «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов» Сергея Алпатова, это очень важный для Северной столицы и ACUUS шаг, который сделан в сторону интенсификации развития подземного пространства.

Вместе со всем сообществом подземщиков надеемся, что за первым шагом последуют шаги дальнейшие.

 

Мнение:

Георгий Полтавченко, губернатор Санкт-Петербурга:

– Современные технологии работы в грунте способны сделать реальностью самые смелые проекты. Речь идет о транспортно-пересадочных узлах, тоннелях, многофункциональных комплексах и, конечно же, о метрополитене. Подземное строительство требует огромной проработки, анализа, поиска оптимальных решений и особого внимания со стороны государства и профессионального сообщества. Поэтому нам так важно развивать международное сотрудничество и обмен опытом в этой сфере. Я уверен, конференция даст толчок для большой и ответственной работы, будет способствовать развитию конструктивного диалога в области подземной урбанистики.

 

Сергей Алпатов, генеральный директор НП «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов»:

– Подземное строительство – это не сиюминутная выгода, не сиюминутное удобство. Метро строится долго, и тоннель тоже долго. Именно поэтому подземную инфраструктуру нужно планировать уже сейчас. Мы, к сожалению, не думаем, какой город мы оставим последующим поколениям, а думать должны, должны своей деятельностью создавать здоровую основу для дальнейшего развития Санкт-Петербурга. И комплексное планирование подземной инфраструктуры – это и есть та основа, которая будет определять жизнь наших детей и внуков в одном из красивейших городов мира.

 

Игорь Албин, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

– Грамотное освоение подземного пространство является неотъемлемой частью градостроительной работы.

В период 2018–2038 годов с перспективой до 2043 года нам предстоит разработать и принять новый Генеральный план Санкт-Петербурга и Ленинградской области – это основа для принятия совместных решений по развитию базовых отраслей экономики и социальной сферы. Одна из актуальных проблем агломерационного развития – транспортная инфраструктура. Нам необходимо обеспечить доступность районов массового жилищного строительства (Девяткино, Мурино, Кудрово). Решая эти вопросы, мы учитываем накопленный мировой опыт, который свидетельствует, что в условиях высокой урбанизации все большее значение приобретает подземное строительство. Особый интерес представляет строительство наземно-подземных транспортно-пересадочных узлов на стыке города и области, на стыке различных отраслей транспортного комплекса, объединяя различные виды общественного сообщения, включая метрополитен и линии пригородного и городского железнодорожного сообщения. Знаковыми проектами в этой области являются проекты интеграции системы городского наземного транспорта, метрополитена и высокоскоростных железнодорожных линий в таких городах, как Лондон, Сингапур, Нью-Йорк, Париж. Интересен опыт Хельсинки, где успешно реализован проект, не только решивший транспортные проблемы города, но и улучшивший экологическую обстановку.

Рассчитываем, что конференция поможет нам в дальнейшем, с учетом международного опыта, выбрать оптимальные модели создания логистических центров, транспортно-пересадочных узлов, а также подземного пространства в Петербургской агломерации.

 

Подготовила Светлана Соснова