ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 07/40 НОЯБРЬ 2015 / ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВООТВЕДЕНИЕ: ОТ ПЕРЕЧНЯ ПРОБЛЕМ К НОВОЙ...
ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВООТВЕДЕНИЕ: ОТ ПЕРЕЧНЯ ПРОБЛЕМ К НОВОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВКХ

ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВООТВЕДЕНИЕ: ОТ ПЕРЕЧНЯ ПРОБЛЕМ К НОВОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВКХ

Проблемы сферы водоснабжения и водоотведения стали предметом рассмотрения Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации.
Мы попросили представителей российских водоканалов высказаться о том, с какими трудностями они сражаются и решения каких проблем ждут.

Какие проблемы отрасли водоснабжения и водоотведения для вашего предприятия наиболее акту­альны?

Валерий Минькач, АО «ЛОКС»
(Ленинградские областные коммунальные системы):
– Перед АО «ЛОКС», как и перед большинством предприятий ВКХ, остро стоят проблемы, с одной стороны, изношенности трубопроводов (более 50%) и аварийного состояния очистных сооружений, требующих капитального ремонта, реконструкции и замены, с другой – проблемы экологии и существующих технологий водоподготовки. К последнему, например, относится задача обработки и утилизации промывных вод фильтровальных сооружений и осадка горизонтальных отстойников. Также одной из острых проблем является тотальная задолженность абонентов (УК, ТСЖ и населения) за потребляемые ресурсы. Что касается взаимодействия с муниципальными властями, то здесь, в первую очередь, необходим баланс обеспечения взаимо­связи документов территориального планирования и схем водоснабжения.

Алексей Мостовой, ООО «Оренбург Водоканал»:
– На эффективную деятельность нашего предприятия влияют несколько составляющих, среди которых тарифное регулирование, производственные и экологические аспекты. Утверждаемые сегодня тарифы не компенсируют затрат предприятия на обеспечение качественного водоснабжения и очистку стоков, на ремонт сетей и реконструкцию объектов. Несовершенство системы тарифного регулирования сказывается и на инвестиционной деятельности предприятия.

Александр Скрябин, председатель Совета РАВВ:
– Вопросы повышения эффективности водопользования, управления запасами и источниками пресной воды, очистки сточных вод для максимально действенного решения задач обеспечения населения качественной питьевой водой, защиты экологии водоемов вышли сегодня на первый план. О том, насколько эти вопросы актуальны, можно судить по такому факту, что в октябре этого года Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации рассматривала их как угрозы национальной безопасности в сфере водопотребления.
В ходе работы Комиссии отмечалось, что существенную угрозу обеспечению населения качественной питьевой водой представляет высокая степень износа систем водоснабжения и водоотведения водопроводно-канализационного хозяйства России, использование устаревших технологий водоподготовки. Итогом стали подготовленные рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере водопользования, предложения по повышению устойчивости питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
в условиях пониженной водности, а также дополнительные меры, направленные на стимулирование модернизации комплексов очистных сооружений в целях снижения негативного влияния сбрасываемых загрязненных вод на экологическую ситуацию.

Какие из вопросов, связанных с тарифным регулированием, наиболее сложно решаются – и почему?

Валерий Минькач, АО «ЛОКС»
– Стоит отметить вопросы, связанные с тарифным регулированием в части установления тарифа ниже экономически обоснованного уровня (ограничение уровня тарифа платой граждан). Максимальный рост уровня тарифа по Ленинградской области на 2016 год составляет 4,7%, в то время как в рамках прогноза ИПЦ – 7%. Темп роста цен на материалы, связанные с технологическим циклом, а также на поставку энергетических ресурсов значительно выше, чем темп роста тарифа на водоснабжение и водоотведение. В результате у предприятия возникают выпадающие доходы, возмещение которых возможно в трех последующих периодах.

Алексей Мостовой,
ООО «Оренбург Водоканал»:
– На тарифное регулирование, в первую очередь, влияет инфляция и опережающий рост цен на материалы, оборудование, реагенты и электроэнергию. В свою очередь, самостоятельно принимать тарифы мы не можем. Их экономическая необоснованность ведет к росту затрат предприятия, что в дальнейшем может повлечь за собой убытки от основной деятельности. Таким образом, нынешняя тарифная политика существенно тормозит модернизацию и развитие сферы ВКХ.

Александр Скрябин,
председатель Совета РАВВ:
– В водной отрасли накопилось немало вопросов, требующих решения. Кризисные явления в экономике обострили негативные тенденции, которые накапливались годами. Традиционные «болезни» – недофинансирование, рост неплатежей – угрожают стабильности водно-коммунального хозяйства, ставят под вопрос качественное предоставление услуг.
Законодательство зачастую противоречиво и не учитывает реальной ситуации, в которой находятся сегодня водоканалы. Например, снижение водопотребления приводит к уменьшению средств от реализации наших услуг. При этом затраты на эксплуатацию остаются на прежнем уровне или возрастают. Вместе с тем уровень тарифного регулирования существенно отстает от потребностей водоснабжающих предприятий.
Износ водопроводно-канализационной инфраструктуры, ухудшение качества водоисточников требуют масштабной реконструкции объектов ВКХ, внедрения новых технологических и конструктивных решений в практику очистки воды. Однако средств на новое строительство и реконструкцию в тарифах нет, а единственный источник реализации инвестиционных проектов – тариф на подключение – в кризис практически сходит на нет.

Концессионное соглашение и унитарные предприятия: есть ли, на ваш взгляд, проблема выбора и каковы перспективы той и другой формы хозяйствования?

Валерий Минькач, АО «ЛОКС»
– Для коммерческих организаций заключение концессионного соглашения влечет за собой целый ряд финансовых затрат, окупаемость которых в существующих реалиях даже в долгосрочной перспективе сложно прогнозируема. Вернуть же понесенные затраты за счет увеличения тарифов на энергоресурсы тоже не получится. Более того, создавать новый объект в рамках концессионного соглашения коммерческая организация должна за счет собственной прибыли, но при этом права собственности на этот объект она не получает. В подавляющем большинстве случаев неурегулированным остается и вопрос с формированием земельных участков под объектами, потенциально подлежащими передаче по концессионному соглашению. Таким образом, перспективы внедрения практики концессионных соглашений будут зависеть от нахождения баланса между интересами инвесторов и государства.
Алексей Мостовой,
ООО «Оренбург Водоканал»:
– Концессионное соглашение является одной из форм привлечения инвестиций. Оно заключается в целях эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; повышения качества товаров, работ и услуг, предоставляемых потребителям; создания и реконструкции объектов за счет средств частного инвестора.
ГУПы или МУПы осуществляют содержание, ремонт, реконструкцию, модернизацию переданного имущества за счет средств соответствующего бюджета, в зависимости от собственника имущества. Говоря о перспективах данных форм хозяйствования, остановлюсь на конкретном примере ООО «Оренбург Водоканал». До 2003 года у городского водоканала было множество названий: каждые два-три года менялись его организационно-правовые формы, но не менялось положение дел – водоканал уверенно шел к банкротству.
Более 85% изношенных сетей, уровень аварийности превышал допустимый уровень почти в шесть раз, «зимой – по расписанию, а летом – никогда», – так еще несколько лет назад о наличии воды в кране говорили оренбуржцы. Ситуацию усугубляла дотационная зависимость от городской казны и долговые обязательства. Тогда спасло давно известное, но в этой отрасли еще не апробированное государственно-частное партнерство. Власти решились, как выяснилось годы спустя, на единственно верный шаг в сложившейся ситуации – передать водопроводно-канализационное хозяйство города в аренду частному оператору, группе компаний «РОСВОДОКАНАЛ». Скрупулезный выбор арендатора принес очевидную пользу. Десять лет назад на 1 км сети случалась одна авария, сейчас одна авария фиксируется на отрезке в 3 км.
С вступлением в ГК «РОСВОДОКАНАЛ» впервые была рассчитана гидравлическая модель города, которая позволила технически решить проблему подачи воды, осуществлена перекладка водоводов (с меньшего на больший диаметр), переврезаны трубопроводы, построены перемычки между водоводами разного диаметра. Водозаборы были переведены на новые системы электроснабжения и автоматизированы, ими в режиме онлайн управляет центральная диспетчерская служба. Сегодня «Оренбург Водоканал» – одно из самых финансово устойчивых предприятий в Оренбуржье. Мы действуем в рамках долгосрочной программы развития, с четкими, серьезными планами по реконструкции и модернизации системы водоснабжения и водоотведения до 2027 года.

Водный кластер и политика импортозамещения: какое направление вам интересно и наиболее востребовано – технологическое, промышленное, образовательное?

Алексей Мостовой,
ООО «Оренбург Водоканал»:
– В России дан старт глобальной кампании по удовлетворению внутреннего спроса силами отечественных производителей. Из перечисленного для ООО «Оренбург Водоканал» наиболее востребовано технологическое направление. Особенно интересует перечень отечественной продукции и сопут­ствующих материалов, производимых для осуществления подъема, очистки и подачи холодной воды и отведения стоков.
В качестве заключительного слова, итожащего разговор и задающего вектор необходимых действий, приведем высказывание А. Ю. Скрябина, первого заместителя генерального директора АО «Ростовводоканал» и председателя Совета РАВВ:
– Предприятие ВКХ – это не место прибыльного бизнеса, каким нас зачастую пытаются представить. Это структура, несущая важнейшую социальную функцию. И отношение к ней должно быть соответствующим: как населения, так и законодателей, и всех институтов власти.
Сегодня мы видим важнейшую задачу в разработке новой стратегии развития водопроводно-коммунального хозяйства. Эта стратегия должна стать основным документом, который создаст условия для обеспечения потребителей качественной, безопасной водой. Перспективные задачи требуют для своего решения объединения творческого, научно-технического потенциала специалистов в области водоснабжения и водоотведения и связанных с ним производств.

Подготовила Светлана Соснова

 

МНЕНИЕ:
Сергей Нарциссович Ильин, директор МУП «Водоканал» г. Череповца:

– В связи с вступлением в действие с 1 июля 2015 года главы 5 ФЗ-416 «О водоснабжении и водоотведении», самым ожидаемым сейчас является внесение изменений в законодательство в части четкого разграничения ответственности по очистке сбросов между организациями ВКХ и их абонентами:
– для организаций ВКХ – ответственность за сброс только показателей бытового загрязнения;
– для абонентов организации ВКХ – ответственность за сброс показателей техногенного загрязнения.
Другой серьезной проблемой, с которой столкнулись многие водоканалы, особенно Северо-Западного и Центрального регионов России, в конце 2014 года стало резкое и многократное (в два-три раза) увеличение поставщиками химреагентов цены на коагулянт (сульфат алюминия). Затраты на приобретение коагулянта являются основной составляющей суммы расходов на реагенты для подготовки питьевой воды. Так как данные расходы должны быть включены в тариф, это станет дополнительной финансовой нагрузкой для потребителей. Кроме того, за счет вынужденного перераспределения финансов в пользу приобретения химреагентов будет приостановлена реализация мероприятий, направленных на реконструкцию и модернизацию объектов системы водоснабжения и водоотве­дения.
В связи с этим считаем необходимым привлечь к решению данной проблемы представителей Правительства РФ, РАВВ, Министерства ЖКХ, Федеральной антимонопольной службы и определить комплекс мер по выходу из сложившейся ситуации.