
Лифтовое хозяйство: взлеты и падения
Лифтовой парк Санкт-Петербурга – один из самых старых в России, он насчитывает около 40 тысяч лифтов. И почти половина из тех, что эксплуатируются в жилищном фонде города, требуют полной замены или ремонта.
О состоянии лифтового хозяйства Санкт-Петербурга рассказывает начальник Управления капитального ремонта Жилищного комитета Санкт-Петербурга В. П. Шаталов.
– Владимир Петрович, каково сейчас состояние лифтового хозяйства СанктПетербурга? Насколько велика потребность в замене и ремонте?
– Лифтовой парк жилищного фонда СанктПетербурга насчитывает порядка 32,2 тыс. лифтов, из которых в настоящее время более 45% или 14 490 лифтов выработали свой ресурс и требуют полной замены или модернизации. В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР ТС 011/2011 назначенный срок службы лифта составляет 25 лет. Таким образом, ежегодная нормативная потребность выполнения работ по ремонту или замене лифтового оборудования составляет 1,288 тыс. в год.
Однако в период с 2003 по 2011 год включительно произошел наивысший прирост «недоремонта» лифтового оборудования, который приходится на лифты, введенные в эксплуатацию в периоды с 1978 по 1982 и с 1983 по 1986 годы. Этот прирост по пятилеткам составил соответственно 3,908 тыс. и 3,664 тыс. или 35% и 33% соответственно от всех своевременно неотремонтированных лифтов. В период 20032007 гг. включительно капитально отремонтировано было лишь 3,217 тыс. лифтов при нормативной потребности 6,455 тыс.
Непрерывно возрастающее количество лифтов, отработавших нормативный срок службы, требует своевременного проведения всех видов ремонта: обновления устаревших конструкций и узлов, модернизации и реконструкции, оснащения диспетчерской связью.
В период с 2008 по 2012 гг. в рамках реализации адресных программ капитального ремонта были выполнены работы по замене (ремонту) 5,926 тыс.
Таким образом, по состоянию на 01 января 2013 года 14,558 тыс. лифтов или 45% от общего количества выработали свой ресурс и требовали полной замены или ремонта.
Во всех районах Санкт-Петербурга имеются лифты, отработавшие назначенный срок службы и требующие капитального ремонта. При планировании ремонта лифтов учитывается общее количество установленных лифтов в конкретном районе, при этом разброс по районам значительный: от 129 единиц в Пушкинском районе до 3,915 тыс. в Приморском районе.
В связи с этим, количество лифтов, требующих капитального ремонта, пропорционально общему количеству установленных лифтов в районе, а именно в Красногвардейском, Калининском, Фрунзенском, Выборгском, Невском, Приморском районах Санкт-Петербурга.
– В рамках каких программ осуществляется замена лифтов?
– Работы по замене (ремонту) лифтового оборудования с продлением его срока службы на 25 лет относятся к работам, которые выполняются в рамках реализации адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, финансирование которых осуществляется с использованием субсидий по ведомственной структуре расходов бюджета администраций районов Санкт-Петербурга.
В 2013 году в рамках реализации адресных программ ремонта многоквартирных домов предусмотрено выполнение работ по замене (ремонту) 1,571 тыс. лифтов в 385 многоквартирных домах.
– В техническом задании конкурсной документации на замену лифтов в Санкт-Петербурге на 2013 год по ряду объектов были ссылки на принадлежность планируемого к установке лифтового оборудования к определенному лифтовому заводу. По какому принципу формировались эти предложения?
– Техническое задание для проведения конкурсной процедуры по отбору подрядной организации подготавливается управляющей организацией, которая является заказчиком как на изготовление проектносметной документации, так и на заключение договоров на выполнение работ по замене (ремонту) лифтов по результатам конкурсных процедур, которые проводят администрации районов Санкт-Петербурга в соответствии с порядком, утвержденным распоряжением Жилищного комитета от №77р.
После проведения конкурных процедур и выбора подрядной организации для выполнения работ по ремонту или замене лифтового оборудования между управляющей организацией и подрядной организацией заключается договор подряда. Этим договором устанавливаются основные требования как к финансированию работ, так и к осуществлению строительномонтажных работ. Закупка лифтового оборудования производится подрядной организацией в соответствии с утвержденной заказчиком (управляющей организацией в лице Жилкомсервиса, ТСЖ или ЖСК) проектносметной документацией.
– Насколько понижается стоимость работ на замену лифтов в ходе тендеров? Сколько в среднем составляет средняя стоимость работ модернизации одного лифта?
– Проектносметная документация на выполнение ремонтных работ разрабатывается по результатам экспертизы на соответствие лифта требованиям Технического регламента. Предельная стоимость работ по ремонту лифтов составляет 0,51,5 млн руб., по замене – 25,5 млн руб.
Средняя стоимость выполнения работ по ремонту и замене лифтового оборудования в 2013 году после проведения конкурсных процедур составила 1,722 млн руб.
В среднем понижение стоимости работ в 2013 году по ремонту и замене лифтового оборудования составляет до 25%.
– Какие компании поставляют лифты в рамках программы замены лифтового оборудования?
– Основными поставщиками лифтового оборудования для замены и ремонта являются Щербинский лифтостроительный завод, завод «Могилевлифтмаш» (г. Могилев, республика Беларусь), ОАО «Карачаровский механический завод» (г. Москва), ООО «ОТИС Лифт» (г. СанктПетербург), ЗАО «Стилкон» (г. Санкт-Петербург).
– По каким критериям осуществляется выбор компании? Как Вы считаете, есть ли необходимость вводить дополнительные требования или ограничивать количество участников при проведении тендеров?
– Критерии отбора подрядной организации устанавливаются заказчиком работ. Основное условие – это стоимость выполняемых работ и сроки их выполнения. При этом подрядной организацией может быть представлено предложение о замене лифтового оборудования. Ограничение количества участников при проведении конкурсных процедур не предусматривается.
– Ежегодно Ростехнадзор ужесточает нормативы эксплуатации лифтового оборудования. Появляются ли в связи с этим новые требования в условиях тендеров на замену лифтов (например, в части устройств безопасности)?
– Все лифты, находящиеся в многоквартирных домах, расположенных на территории Санкт-Петербурга, должны быть приведены в соответствие с требованиями Технического регламента таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР ТС 011/2011.
Для обеспечения безопасности лифта при проектировании, изготовлении, монтаже и в течение назначенного срока службы предусматриваются средства и (или) меры для выполнения общих требований безопасности и, с учетом назначения и условий эксплуатации лифта, специальных требований безопасности, которые установлены приложением №1 Технического регламента.
– Как Вы считаете, есть ли необходимость во введении обязательного страхования лифтового оборудования?
– Согласно ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 225ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» лифты, подъемные платформы для инвалидов относятся к опасным объектам, владельцы которых должны осуществлять обязательное страхование.
Владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение срока эксплуатации опасного объекта.
Пассажирские лифты МКД не являются опасными объектами, поэтому к категории обязательного страхования не относятся. Страхование лифта осуществляет на добровольной основе за счет собственных средств владелец лифта, эксплуатирующий его по решению общего собрания жильцов МКД. Лифт страхуют как общедомовое имущество. Цель страхования – получение страховых выплат при возникновении аварии на лифтах. Это выплаты потерпевшим (физические и юридические лица) и страхование производства работ на лифте (замена, модернизация).
Подготовила Славяна Румянцева