ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Центры из стали

Центры из стали

Превращение крупных российских городов в современные мегаполисы повлекло за собой изменение городской социальной инфраструктуры. В геометрической прогрессии возросло количество ТРК и ТЦ. Сегодня востребованы новые технологии, позволяющие в условиях плотной городской застройки быстро, качественно, с минимальным привлечением рабочей силы и строительной техники возводить большепролетные здания и сооружения.
– Каков прогноз рынка строительства ТЦ, ТРК? Насколько востребовано сегодня данное направление?

Владислав Васильев:
– В последние годы идет планомерное сокращение сети рынков, не соответствующих требованиям закона №271­ФЗ «О розничных рынках». А их насчитывается, в России, по данным Росстата более 5800. Одной из мер выполнения требований является возведение современных торговых центров, в которых все инженерные сооружения будут функционировать по единой системе.
На сегодняшний день российский рынок строительства торговых площадей является одним из крупнейших в Европе, и так будет оставаться в среднесрочной перспективе еще 5­6 лет. Реализация масштабных замыслов по изменению формата торговли означает увеличение объема работ по возведению зданий, при этом многие крупные продуктовые ритейлеры уже начали самостоятельно стоить необходимые для собственного развития торговые площади. Еще пять лет назад стало очевидно, что традиционные методы капитального строительства не решают вопрос реализации инвестиционных планов крупных девелоперов по вводу более 3 млн кв. м торговых площадей к 2015 году.

Сергей Анисимов:
– В настоящее время строительство торговых центров является весьма актуальным и востребованным направлением. Высокая конкуренция в сфере современной розничной торговли приводит к тому, что ритейлеры и девелоперы уходят в регионы, либо же пытаются найти место в условиях плотной застройки. Ужесточение конкуренции приводит к тому, что торговые центры возводятся в более сжатые сроки, при этом встает вопрос соблюдения надлежащего качества строительного объекта.

Чернышев Сергей:
– В крупных городах, таких как Москва, Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, мы сегодня наблюдаем тенденцию насыщения рынка ТЦ и ТРК. В городах с меньшим количеством населения, в областных и районных центрах, напротив, прослеживается тенденция роста. На периферию обратили свое внимание крупные и средние ритейлеры, такие как «Лента», «Метрика», «Карусель», «Мой дом» и др. Разумеется, следует отметить, что размеры ТЦ в райцентрах, как правило, меньше, чем в крупных городах, нередко под них приспосабливают помещения бывших универмагов, но также не снижается и доля нового строительства.

– Существует ли стандартизация ТЦ? Какие быстровозводимые технологии (конструкции) позволяют строить торговые комплексы в соответствии с этими требованиями?

Владислав Васильев:
– Что касается стандартов по торговым центрам, то их условно можно разделить на несколько категорий: «А», «В» и «С». Торговые центры, относящиеся к категории «А», должны удовлетворять следующим требованиям: шаг колон должен составлять 9х9 м, высота потолков в развлекательной зоне и гипермаркетах – не менее 7 м, в рабочей зоне – не менее 5 м, между перекрытиями должны отсутствовать «тупиковые» галереи, количество мелких магазинчиков и отделов составлять не более 20% от общего количества торговых площадей, обязательно наличие наземной и подземной парковки.
Для класса «В» требования на порядок ниже: шаг колонн – 6х9 м, высота потолков в развлекательной зоне и гипермаркете около 6 м, а в рабочей – не менее 4,5 м, количество небольших магазинов – не более 35%, обязателен лишь один из видов паркинга.
В классе «С» шаг колон может составлять 6х6 м, количество небольших отделов уже больше и может доходить до 50%, зато остальные параметры такие же, как в предыдущей категории.

Сергей Анисимов:
– На сегодняшний день стандартизация ТЦ – это добровольный процесс, который позволяет оценить привлекательность торгового центра и для конечного потребителя, и для арендодателя, а также его соответствие определенным стандартам. При проектировании здания с использованием быстровозводимых металлоконструкций можно добиться необходимой высоты потолков, ширины галерей, шага колонн, которые будут соответствовать самым строгим требованиям.

Чернышев Сергей:
– Сами ТЦ стандартизировать не трудно, но в этом нет большой целесообразности – оптимальные размеры зависят от расчетного количества площадей, целесообразных для данного местоположения с одной стороны и размеров и конфигурации земельного пятна, с другой стороны. Мы практикуем стандартные модульные узлы и решения – например, есть стандартная разработка одной «секции» размером 9х24 метра, а какое количество таких секций будет в длину и ширину – это вопрос к заказчику.

­ В чем преимущества технологии стальных конструкций перед традиционным строительством из железобетонных конструкций?

Владислав Васильев:
– Ранее традиционно торговые центры строились с помощью железобетона. Но данный способ отличается более длительным сроком строительства и многочисленными ограничениями, накладываемыми свойствами железобетона: например, длиной свободного пролета, более высокими нагрузками на фундамент, необходимостью решать вопросы с совмещением разных технологий на стыке колонн и ферм, современными архитектурными решениями. Подобных недостатков лишены стальные конструкции.
Использование металлокаркаса не ограничивает как фантазию заказчика, так и сезонность строительства. Сроки монтажа каркаса здания площадью около 3500 кв. м составляют в среднем 4­6 недель. При этом монтаж здания осуществляется практически круглогодично, за исключением экстремально низких температур. Постройки этого типа обладают рядом преимуществ: высокая скорость монтажа, низкая себестоимость, комплектность поставки, свободная планировка внутреннего пространства, безопасность, огнестойкость, экологичность. И еще одно важное замечание: здание из металлоконструкций, как и любой «конструктор», в дальнейшем может быть модернизировано. К примеру, если вы решите расширить площадь уже построенного здания, то часто возможно провести такую модернизацию без закрытия торгового комплекса.

Сергей Анисимов:
– Сталь – отличный выбор для прочных, легких и изящных рамных конструкций. Среди преимуществ технологий строительства объектов на основе стальных каркасных конструкций стоит отметить следующие. Во­первых, здания возводятся гораздо быстрее. Во­вторых, они экономичнее с точки зрения доставки строительных элементов на место. В связи с тем, что типовые металлоконструкции отличает низкая металлоемкость, все стройматериалы можно будет доставить за меньшее количество поездок, а следовательно сэкономить на топливе.
Помимо этого, конкретно у Ruukki есть собственный конструкторский отдел, который позволяет разрабатывать индивидуальный проект здания, реализумый в кратчайшие сроки за счет использования типовых элементов.
Наконец, здания на основе типовых металлоконструкций обладают пониженным энергопотреблением. С экологической точки зрения, сталь представляет собой долговечный и 100% перерабатываемый материал. С точки зрения общего срока эксплуатации, даже после длительного использования в одном здании сталь можно модифицировать и использовать в другом здании или полностью переработать. Решения, основанные на принципах переработки и повторного использования материалов, например, сталей, позволяют снизить энергопотребление и выбросы углерода в течение жизненного цикла здания.

Чернышев Сергей:
– В сравнении с традиционным строительством из железобетона, технология с применением стальных конструкций имеет неоспоримые преимущества. Во­первых, стальные конструкции легче (при аналогичной несущей способности), а это означает удешевление фундаментов зданий. Во­вторых, их монтаж проще, быстрее и может без ограничений осуществляться круглогодично. В­третьих, качество и геометрия элементов металлоконструкций, изготовленных в заводских условиях, значительно выше, чем бетонных элементов, заливаемых на площадке. Кроме того, в случае использования бетонных элементов заводского изготовления для больших пролетов и высот, возникает проблема транспортировки крупногабаритных элементов, а это влечет за собой дополнительные расходы. В конечном итоге стоимость здания в расчете на метр квадратный при применении металлокаркаса оказывается дешевле, а сроки возведения сокращаются.
Однако «списывать со счетов» жлезобетон тоже не следует – в некоторых случаях, когда, например, нужно обеспечить повышенную огнестойкость конструкций, он тоже может быть достаточно эффективен.

– Современные торговые центры должны быть оборудованы паркингами и парковками, ИКЕА, ЛЕНТА и другие крупные операторы строят комплексы преимущественно за городом на больших участках земли. Каким образом решается эта проблема при строи­тельстве ТЦ и ТРК в условиях сложившейся застройки? Насколько эффективными в решении этой задачи могут быть технологии СМК?

Владислав Васильев:
– Монтаж каркаса надземного паркинга площадью порядка 40 тыс. кв. м при наличии готового фундамента составляет в среднем 2­3 месяца. При этом весь объект может быть завершен в течение 5­6 месяцев. Металлокаркас особенно актуален в городских условиях, так как позволяет не нарушать естественно сложившийся в районе строительства ритм жителей микрорайона и обеспечивает высокую скорость сдачи объекта.

Сергей Анисимов:
– Технологии СМК позволяют разработать проект здания под конкретный запрос, учитывающий ограниченное пространство, сроки поставки и другие условия. Простая и легкая конструкция позволяет сократить сроки монтажа объекта. Также здания на основе типовых металлоконструкций могут быть установлены на точечные фундаменты, а иногда и просто на бетонную площадку, что позволяет сэкономить на земляных работах.

Чернышев Сергей:
– Как уже было сказано выше, модульный принцип проектирования зданий из стальных конструкций позволяет максимально «вписывать» их в имеющееся земельное пятно. Сейчас торговые сети все чаще заказывают у нас достаточно небольшие здания – порядка 21х40, 24х50 метров для небольших районных или микрорайонных торговых центров. Мы предполагаем, что такой тренд продолжится в ближайшие годы.

– В чем заключается экономическая эффективность применения стальных конструкций?
Владислав Васильев:
– Использование металлоконструкций позволяет сделать не только достаточно большие пролеты, но и значительно сэкономить денежные средства за счет сравнительно низкого веса конструкции. Сокращение земляных работ при устройстве фундамента, позволяет уменьшить расходы только на «нулевом» цикле до 60% в зависимости от сейсмичности районов.
Еще большая экономия получится, если использовать уже имеющиеся типовые разработки. Такое решение подойдет для крупных сетей (например, IKEA, «Ашан», «Метро», «Рамстор»), возводящих свои магазины по определенным стандартам.

Сергей Анисимов:
– Стальные конструкции демонстрируют свою экономическую эффективность на всех этапах заказа и возведения объекта. Во­первых, их производство отлажено и металлоконструкции типовых размеров всегда имеются в наличии. Во­вторых, минимальный срок монтажа здания и ввода в эксплуатацию, позволяют уменьшить сроки окупаемости объекта. При использовании типовых зданий нет необходимости проводить дополнительные проектные работы. В­третьих, низкая металлоемкость обеспечивает более низкую стоимость сооружений из типовых металлоконструкций по сравнению с традиционными объектами.

Чернышев Сергей:
– Цифры говорят сами за себя. К примеру, в нашем исполнении металлический каркас торгового здания стоит от 1500 рублей за квадратный метр. Когда для сравнения мы запрашивали предложение на каркас с аналогичными параметрами от производителей бетонных конструкций, цена начиналась от 2000 руб. за квадратный метр. Если добавить к этому скорость строительства и качество, совокупность всех факторов существенно перевешивает чашу весов в пользу стального каркаса.

Подготовила Елена Рачкова