ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 06/23 октябрь 2013 / Большое значение малого бизнеса
Большое значение малого бизнеса

Большое значение малого бизнеса

Нужен ли в строительной отрасли малый бизнес? Мировая практика показывает, что нужен. Вопрос в том, что необходимо предпринять, чтобы небольшие, но профессиональные и добросовестные компании были востребованы и чувствовали себя уверенно на рынке.

По данным Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт­-Петербурга, в городе насчитывается порядка 360 тыс. субъектов малого

и среднего предпринимательства, оборот этих предприятий составляет почти 200 млрд рублей. Малый и средний бизнес приносят

в доходную часть бюджета города около 30% средств – это достаточно серьезная цифра. Однако если рассматривать отдельный сегмент рынка, а именно сферу строительства, то динамика последних лет демонстрирует не радужные перспективы. По данным «Союзпетростроя», в Петербурге за последние два года число малых строительных предприятий сократилось вдвое, а удельный вес объемов работ, выполняемых в городе малым и средним бизнесом, снизился с 40% в 2004­2005 годах до 8% в 2012­ом. Примечательно, что в развитых рыночных экономиках этот показатель достигает 70­80%. Учитывая, что малый бизнес обеспечивает занятость населения, а средний – инновационное развитие экономики, такая статистика заставляет серьезно задуматься о месте и роли малого и среднего бизнеса в строительном комплексе Петербурга и страны

в целом. Нужен ли нам малый бизнес в сфере строительства? Если да, то в каких объемах и в каких направлениях? И что необходимо предпринять, чтобы обеспечить присутствие и развитие малого и среднего бизнеса в строительстве? Четких и однозначных ответов на эти вопросы пока нет. Но есть мнения и есть предложения, которые нужно обсудить.

Одним из инструментов поддержки субъектов малого и среднего бизнеса являются специальные программы. В этом году их количество сократилось с 18 до 13, изменился и подход к их реализации. В числе действующих программ: приобретение основных средств в лизинг, гранты на создание бизнеса, субсидирование затрат предпринимателей, реализующих товары на экспорт, использование бизнес­инкубаторов, содействие выходу петербургских предпринимателей в регионы и др.

Объем финансирования специальных программ в 2013 году составил

219,7 млн рублей, в том числе на прямые субсидии субъектам малого и среднего бизнеса выделено 85 млн рублей. Для сравнения, в прошлом году общий объем финансирования составил 644,5 млн рублей,

а объем субсидий – 486,9 млн рублей. В число программ, от которых властям города пришлось отказаться, попали софинансирование мероприятий по энергоэффективности и подключению к энергосетям. Как заметил первый заместитель председателя Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт­Петербурга Константин Красненко, основные причины – сокращение финансирования и невостребованность этих программ. «Возможно, предприниматели не знали об их существовании»,­ предположил он. Что касается грантов на создание собственного бизнеса, то эта программа пользуется большим спросом, но полученные средства, зачастую, используются не по назначению – деньги предприниматель получает, а бизнес не начинает. Поэтому условия получения гранта будут изменены. Акцент будет смещен с прямой финансовой поддержки на инфраструктурную. Более 100 млн рублей будет выделено на поддержку бизнес­инкубаторов. Решается вопрос о выделении субсидий на Евроинфоцентр СПб – эта сеть соединяет города Европы для продвижения товаров, производимых предпринимателями.

На базе ГБУ «Центр развития и поддержки предпринимательства» будут созданы центр экспорта и центр госзаказа. По словам директора ГБУРостислава

Шипицына,центр госзаказа начнет финансироваться с 2014 года,

в этом году идет подготовка и сбор документации, создание концепции

и формирование инфраструктурной

составляющей. Информирование предпринимателей о возможных формах финансирования и поддержки — одно из основных направлений деятельности ГБУ. Другое важное направление – получение заказа от крупных городских компаний для субъектов малого

и среднего бизнеса.

Лотов ряд на субподряд

Председатель Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт­-Петербурга Эльгиз Качаев:

– В отношении компаний малого и среднего бизнеса, работающих в строительном комплексе, я бы выделил два направления поддержки. Это работа с Фондом содействия кредитованию и расширение сферы участия этих компаний в госзаказе и в тендерах, проводимых крупными компаниями по выбору субподрядчиков.

Количество небольших лотов по госзаказу должно быть увеличено. Эту тему мы обсуждаем с Комитетом по госзакзу. В этом направлении мы работаем и с монополистами. С одним из них мы договорились провести своеобразную инвентаризацию их работы с малыми производственными и строительными компаниями.

Сегодня многие крупные заказчики вместо того, чтобы нанимать на свободном рынке малые и средние компании, идут по пути привлечения «своих» подрядчиков и поставщиков. А малый бизнес развивается там, где есть конкуренция, где есть свободный рынок. Зачастую, малым компаниям предлагается выполнить работу образно говоря«за три копейки», при таких условиях предприниматели не могут содержать хороших специалистов, платить за всю разрешительную документацию и в итоге разоряются. Нужны меры, которые не позволят крупным компаниям­ генподрядчикам обходить законы в плане найма. Нужно сделать все, чтобы на субподряде работали наши малые компании, которые платят налоги и которые являются профессионалами в своем деле.

Что касается программ поддержки малого и среднего бизнеса, то, если в следующем году нам добавят денег, мы в первую очередь восстановим программу субсидирования процентной ставки по кредиту. Эта программа достаточно популярна, в том числе у представителей строительной отрасли.

Еще один важный момент, на который хочу обратить внимание, это введение патентной системы в Петербурге. Она даст предпринимателю возможность выбрать форму налого­обложения. Это сделает правила игры более ясными, а значит, больше предпринимателей будут работать в рамках правого поля.

Более детально меры поддержки, законодательные инициативы и стандарты необходимо проработать вместе с общественными строительными организациями. Эту тему мы начали обсуждать с общественными организациями строителей. Но проблема эта настолько многосторонняя, что ее сразу

не решить.

Вице-­президент, директор Санкт­Петербургского Союза строи­тельных компаний «Союзпетрострой», Почетный строитель России Лев Каплан:

– Прежде всего, необходимо отметить крайнюю монополизацию как рынка подрядных работ, так и производства строительных материалов. Десяток вертикально интегрированных крупных строительных компаний в прошлом году ввел до 85% всего жилья в городе и получил 90% всей прибыли. Все больше и больше монополизируется производство строительных материалов, крупные холдинги поглощают все новые и новые компании, производящие строительные материалы и конструкции.

В результате такой чудовищной монополизации по существу фактически свертывается конкуренция в строительном комплексе города. Особенно от этого страдают компании малого и среднего строительного бизнеса. Если в 2004­-2005 году такие компании выполняли до 40% объема подрядных работ, то за последние годы этот показатель снизился до 8­10%.

Компании малого и среднего бизнеса составляют более 90% всех компаний, входящих в «Союзпетрострой» и именно поэтому мы прилагаем все усилия для сохранения этого основополагающего для рыночной экономики сегмента рынка.

Вице­президент Российского Союза строителей, исполнительный директор Союза строительных объ­единений и организацийОлег Бритов:

– Мониторинг строительного рынка, который регулярно проводит Союз строительных объединений и организаций,

показывает, что доля действительнокрупных строительных компаний на рынке Санкт-­Петербурга невелика. Основная часть – это все же малые и средние предприятия. Другое дело, что малый строительный бизнес имеет небольшой вес при рассмотрении вопросов развития отрасли, его голос громко не слышен.

Малые и средние предприятия строительной отрасли имеют свои преимущества, в частности они более мобильно устроены, в состоянии быстрее реагировать на меняющиеся потребности рынка. Развитие этого сегмента отрасли чрезвычайно важно. Адекватная законодательная база,

система налогообложения и кредитования способны создать дружественную среду для их развития.

Президиум Союза, его участники ведут активный диалог по вопросам малого и среднего бизнеса с органами власти, и надеемся, мнение общественных организаций, выступающих за формирование благоприятного климата для этой части рынка, будет учтено.

 

Погдотовила Наталья Соколова