ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
10 лет ОАО

10 лет ОАО "РЖД"

Последние 10 лет стали новым этапом в развитии российских железных дорог. Произошли изменения в структуре управления отраслью, усилилось международное сотрудничество, взят курс на внедрение инноваций и развитие системы высокоскоростного движения.
Постановлением Правительства Российской Федерации №585 от 18 сентября 2003 года было создано ОАО «РЖД», а 1 октября компания приняла от Министерства путей сообщения функции управления железнодорожным транспортом.
Первая железная дорога появилась в России 176 лет назад, за это время были и периоды бурного развития отрасли, и периоды застоя. Последние 10 лет стали новым этапом в развитии российских железных дорог. Произошли изменения в структуре управления отраслью, усилилось международное сотрудничество, взят курс на внедрение инноваций и развитие системы высокоскоростного движения.
Сегодня доля железнодорожного транспорта в общем грузообороте транспортной системы России (без трубопроводов) составляет около 85,5%. Рост объемов погрузки в основном связан с экспортом товаров через российские порты. Доля ОАО «РЖД» в ВВП страны составляет примерно 1,75%. Этот показатель, по словам президента холдинга Владимира Якунина, достигается не только за счет перевозок, но и за счет строительства.
Компания использует все возможности для увеличения собственной инвестиционной программы, в 2013 году это 411,4 млрд рублей. Из них 70 млрд рублей направлено на ремонт, реконструкцию и модернизацию более 10 тыс. км железных дорог. Обновляется подвижной состав, прокладываются новые пути. Но если сравнивать с Китаем, где в год строится около 6 тыс. км новых путей, то нам есть к чему стремиться.

ИННОВАЦИИ И СКОРОСТЬ
В рамках программы инновационного развития ОАО «РЖД» на период до 2015 года продолжается работа, направленная на усиление конструкции верхнего строения пути и продления его срока службы. Реализуется пятилетняя программа по обновлению путевой техники, что позволит кардинально повысить эффективность и производительность выполняемых работ. Как отметил Владимир Якунин, поскольку компания входит в число крупнейших российских потребителей энергоресурсов, то одной из важных ее задач является повышение уровня энергоэффективности.
Согласно генеральной схеме развития железнодорожной сети до 2030 года, ОАО «РЖД» намерено построить 4253 км высокоскоростных линий и запустить 6942 км скоростного движения. В числе перспективных проектов_– строительство высокоскоростной магистрали Москва Нижний Новгород – Казань с перспективным продлением ее до Екатеринбурга, линии Москва – Ростов­на­Дону – Адлер, отдельной линии между Москвой и Петербургом.
По мнению Владимира Якунина, создание национальной системы высокоскоростного движения – изменит транспортную систему страны и придаст новый импульс интеграционным процессам.

ВОКЗАЛЫ, МОСТЫ И ТОННЕЛИ
Одним из направлений деятельности Дирекции железнодорожных вокзалов (филиал компании) является модернизация вокзальной инфраструктуры. Возведен новый транспортно­пересадочный узел в Казани, железнодорожные объекты в Сочи. Реконструируются вокзалы в Москве и других регионах. Реконструкция первых трех московских вокзалов была завершена в 2012 году. 2 августа 2013 года после масштабной реконструкции открылся Ленинградский вокзал, его площадь увеличились почти на 8 тыс. кв. м, достигнув 29 тыс. кв. м. Инвестиции ОАО «РЖД» в этот проект за 2009­2013 годы составили около 3 млрд рублей.
На базе Курского вокзала ведутся проектные работы по созданию современного мультимодального транспортно­пересадочного узла. Общая площадь реконструированного вокзального комплекса составит 120 тыс. кв. м. Объем инвестиций в строительство – от 15 до 30 млрд рублей в зависимости от проектного решения. Для реализации проекта будут привлечены средства инвесторов.
Курский вокзал станет первым в столице транспортно­пересадочным узлом, который объединит автомобильный, железнодорожный и воздушный транспорт. На крыше нового здания планируется размещение вертолетной площадки. Увеличится доля коммерческих площадей. Аналогичные проекты компания планирует реализовать в Ростове, Санкт­Петербурге, Нижнем Новгороде. Основными инвесторами выступят финансовые институты и частные партнеры.
Другим не менее важным направлением деятельности компании является строительство и реконструкция искусственных сооружений. В 2013 году на эти цели ОАО «РЖД» выделило 20,1 млрд рублей. Уже открыто движение по реконструированному тоннелю на участке Агрыз – Дружинино Горьковской железной дороги. В ноябре запланировано завершение первого этапа реконструкции Облученского тоннеля на Дальневосточной железной дороги. Продолжаются работы еще на пяти крупных объектах. Это реконструкция моста через реку Бурею на Забайкальской железной дороге, мостового перехода через реку Дон со строительством нового моста на участке Морозовская – Волгоград, а так же реконструкция тоннелей на Красноярской, Западно­Сибирской и Северо­Кавказской железных дорогах.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ЛОГИСТИКА
«РЖД» активно развивает международное сотрудничество. Компания продолжает расширять смешанные железнодорожно­паромные перевозки в направлении стран Европы, например, по маршруту Усть­Луга – Балтийск – Засниц. Продолжается работа по формированию нового евразийского транспортного коридора с продлением его до Братиславы и Вены. Ведется сотрудничество с железными дорогами Монголии, КНДР и Китая.
ОАО «РЖД» постоянно работает над повышением своего транспортно­логистического потенциала. Например, холдинг стал владельцем 75% акций международной логистической компании GEFCO. Совместно с Казахстанской и Белорусской железными дорогами ведется работа по созданию Объединенной транспортно­логистической компании (ОТЛК) для оказания комплексных услуг в рамках Единого экономического пространства. На всей сети российских железных дорог создаются мультимодальные терминально­логистические центры. Опережающими темпами растут перевозки контейнеров.
Однако только собственных средств холдинга для решения накопившихся десятилетиями проблем недостаточно, считают руководители компании. Особенно это касается реализации крупных инфраструктурных проектов. Здесь необходимы финансовые вложения государства.
Что касается привлечения частных инвестиций, то здесь существуют определенные ограничения. Если при строительстве вокзала есть возможность использовать частные средства, то привлекать частные инвестиции в железнодорожную инфраструктуру запрещено законом. Решение этой проблемы еще предстоит найти.

ОЖД ПОДХОДИТ К ПОРТАМ
На Октябрьской железной дороге реализуется ряд стратегически важных инвестиционных проектов. Один из таких проектов – комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и развитие железнодорожных подходов к порту Усть­Луга. Реализация проекта радикально изменит роль порта в обеспечении международной торговли. В перспективе он станет самым крупным и современным многофункциональным российским портом, центром внешнеторговых перевозок в регионе. Реконструкция подходов к Усть­Луге началась в 2005 году и будет продолжаться до 2020 года. При этом запланирован постепенный ввод в строй объектов, что будет синхронизировано с наращиванием грузопотока в адрес порта. За период с 2006 по 2012 годы в развитие направления Мга – Усть­Луга было вложено 64,4 млрд рублей. В 2013 году предполагается освоить 10,7 млрд рублей. За семь месяцев освоено 7,7 млрд.
Также хотелось бы отметить проект «Организация скоростного пассажирского движения на участке Санкт­Петербург – Бусловская». Движение скоростных поездов «Аллегро» по этому участку началось еще в конце 2011 года. В настоящее время реализуется вторая часть проекта, связанная с выносом грузового движения с этой линии на параллельное направление Ручьи_– Лосево – Каменногорск – Выборг, со строительством новой железнодорожной линии Лосево – Каменногорск протяженностью 64 км, а также реконструкцией существующих подходов к ней. Само сооружение новой магистрали Лосево – Каменногорск ведется за счет средств Инвестиционного фонда РФ, а реконструкция подходов к ней – на средства РЖД. Благодаря сооружению новой линии удастся не только разгрузить главный ход Санкт­Петербург – Выборг от грузовых поездов, но и обеспечить выполнение перевозок грузов к портам Приморск, Высоцк и Выборг. Если рассматривать финансовые показатели данного проекта, то за период с 2006 по 2012 годы было освоено 51 млрд рублей. В этом году запланировано выполнить работы в объеме 4,9 млрд рублей. За семь месяцев 2013 года освоено 2,2 млрд.
В качестве еще одного приоритетного инвестиционного проекта можно назвать строительство IV главного пути на участке Москва – Крюково. Также на Октябрьской железной дороге ведется планомерная работа по реконструкции железнодорожного полотна. За семь месяцев инвестиции составили 2,2 млрд рублей. Обновляется подвижной состав, на эти цели было направлено 2,1 млрд рублей. Объем средств на реализацию программ по обеспечению безопасности составил 2,3 млрд рублей.
 

Подготовила Наталья Соколова