ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Шесть станций или один узел

Шесть станций или один узел

Развитие железнодорожных подходов к порту Усть­Луга и создание припортовых станций является одним из стратегических проектов ОАО «РЖД». Работы здесь ведутся не только круглый год, но и круглосуточно.
Реализация инвестиционного проекта «Комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива» ведется с 2005 года. В 2006­ом начались строительные работы. Генподрядчику – Строительно­монтажному тресту №1 (филиал ОАО «РЖДстрой») было необходимо не только обеспечить высокое качество работ, но и скоординировать ввод новых инфраструктурных объектов с ростом грузооборота порта. Все работы по проекту планируется завершить к 2020 году, когда пропускная способность порта достигнет 180 млн тонн различных видов грузов в год.
Как заметил первый заместитель управляющего «СМТ №1» Кирилл Чарочкин, весь проект можно условно разделить на две части: это подходы к порту и собственно припортовые станции, которые составляют мощный железнодорожный узел. Их граница проходит по переезду 8 километра перегона Котлы 2 – разъезда 12 километра.
Реализация всего проекта началась с прокладки сплошных вторых путей (более 150 км), так как в направлении Мга – Усть­Луга были в основном однопутные участки дороги. Ведутся работы по строительству объектов энергетического хозяйства для перевода поездов на электротягу, удлиняются приемоотправочные пути на станциях, реконструируются сами станции.

УЗЕЛОК ЗАВЯЖЕТСЯ
Воротами в систему припортовых станций морского порта Усть­Луга станет «Лужская­Сортировочная». Технология обработки грузов в порту предусматривает разбивку общего потока на два направления: Северный район, куда входят станции Лужская­Северная, Лужская­Нефтяная, Лужская­ Генеральная и Лужская­Восточная, и Южный район – станция Лужская­Южная. Предусматривается также использование железнодорожных путей внутри узла (от станции к станции), что позволит гибко управлять потоками вагонов каждого терминала.
По двум станциям (Южная и Нефтяная) работы уже полностью закончены. На станциях созданы административно­бытовые здания, системы водопровода и канализации, очистные сооружения, пожарные резервуары. Заканчиваются работы на станции Лужская­Северная (второй этап). В этом году построен и введен в эксплуатацию дополнительный главный путь, который идет по железнодорожному узлу от разъезда 13 км через станцию Сортировочную до станции Лужская­Северная и далее до станции Лужская­Нефтяная.
В 2013 году начались работы на станции Лужская­Генеральная, которая будет обслуживать металлургический терминал, зерновой комплекс, комплекс для навалочных грузов. До конца года планируется ввести в эксплуатацию 1 этап станции (3 пути). Завершить все работы необходимо в 2015 году. В последнюю очередь появится станция Лужская­Восточная, где будут проходить обработку порожние вагоны. Строительство этой станции и путей, которые соединят ее с Лужской­Сортировочной, планируется провести в 2015­2016 годах.

ПЕРВАЯ ЗА 45 ЛЕТ!
Работы на станции Лужская­ Сортировочная начались в 2011 году. По словам специалистов, за последние несколько десятков лет это первая построенная «с нуля» сортировочная станция. В последние годы речь шла в основном о реконструкции уже существующих станций. В России и в Советском Союзе последняя станция такого типа была построена 45 лет назад. Поэтому для ОАО «РЖД» это весьма значительное событие. Недаром в проект этой станции были заложены самые современные системы управления. Процесс обработки, сортировки вагонов, а также контроль грузов полностью возьмут на себя автоматизированные системы.
Длина станции составляет около 8 км, начиная с парка прибытия, далее следуют: сортировочная горка, сортировочный парк и парк отправления.
Основой сортировочного узла станет сортировочная горка, где будет смонтирована новая система роспуска вагонов немецкой фирмы «Сименс» ­ MSR 32. Оборудование (горочные централизации) было разработано компанией «Сименс» специально для России и прошло испытание в экстремальных условиях Сибири. Автоматизация сортировочного узла позволит заметно увеличить его производительность. Самым главным зданием сортировочного узла станет пост ГАЦ – здание площадью 7 тыс. кв. метров, где будут находиться в том числе постовые устройства «Сименса» и дежурный по горке. Строительство этого объекта уже идет. «В середине следующего года мы планируем передать объект и горку под монтаж оборудования «Сименс», ­ сообщил Кирилл Чарочкин, ­ а в конце 2015 года будут сданы в эксплуатацию первые 32 пути на сортировочной горке. Всего в сортировочном узле будет 44 пути».
Работы по созданию первого этапа парка отправления генподрядчик должен закончить в ноябре этого года. Это 10 путей, 76 стрелочных переводов, 24,8 километров рельсошпальной решетки. Так же выполняются задельные работы по парку приема и сортировочному парку.
После завершения всех работ Лужская­Сортировочная станет полноценной станцией со всеми системами жизнеобеспечения. Здесь будет комплекс инженерных сетей, сооружений и зданий. В том числе энергетические объекты, водопровод, канализация, очистные сооружения.

НА СТРОЙПЛОЩАДКЕ КИПИТ РАБОТА
Территория, на которой располагаются предпортовые станции, весьма обширна, поэтому при реализации проекта генеральному подрядчику пришлось столкнуться с целым рядом проблем имущественного характера. Это и вопросы по поводу территорий, занятых лесом, и вопросы по выносу из зоны строительства дорог, домов, различных инженерных коммуникаций. Кроме того, геологические условия здесь достаточно сложные, местность местами болотистая и это усложняет многие виды работ и увеличивает ее объемы. По словам Кирилла Чарочкина, все возникающие проблемы удавалось решать достаточно оперативно совместно с заказчиком – ОАО «РЖД» и проектным институтом – ОАО «Ленгипротранс».
В рамках создания Лужского железнодорожного узла работы одновременно идут на нескольких десятках объектах строительства, таких как отдельные здания, сооружения, участки пути. И соответственно,
на строительстве станций одновременно работают около двух десятков субподрядных компаний. Работы идут не только круглый год, но и круглосуточно. Помимо традиционных сезонных работ есть мероприятия, которые можно проводить и в зимний период.
Все подрядчики – это хорошо зарекомендовавшие себя российские компании, выбранные на конкурсной основе. По прямому договору с ОАО «РЖД» будет работать только немецкая компания «Сименс», которая осуществит поставку оборудования и проведет строительно­монтажные и пуско­наладочные работы на станции «Лужская­Сортировочная».
Специалисты «СМТ №1» особо отмечают, что при строительстве припортовых станций активно применяются современные строительные материалы и новые технологии. Например,
светодиодное освещение, новые системы обогрева стрелочных переводов. Впервые при эксплуатации сортировочной станции будет использоваться система электронного документооборота.

СПРАВКА
В ОАО «РЖДстрой» входят 16 строительно­монтажных трестов, управляющих линейными предприятиями – строительно­монтажными поездами и строительными участками, 2 специализированных филиала, а также Дирекция Выделенных Проектов.
К основным направлениям стратегического развития компании можно отнести создание компетенций в области строительства ВСМ, развитие технологий укладки ВСП в тоннелях, строительство новых линий и вторых путей методом раздельной укладки. А также освоение современных технологий строительства портовых сооружений, разработку постнапряженных мостовых конструкций, использование инновационных методов изготовления железобетонных изделий по новым технологиям, в том числе с применением нанобетонов.


Подготовила Наталья Соколова