ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 06/17/декабрь 2012 / «ВОДОКАНАЛ» О ДОРОЖНЫХ РЕАГЕНТАХ
«ВОДОКАНАЛ» О ДОРОЖНЫХ РЕАГЕНТАХ

«ВОДОКАНАЛ» О ДОРОЖНЫХ РЕАГЕНТАХ

Существенно ли дорожные реагенты влияют на работу канализационных сетей города? Какие примеси наиболее вредны для их работы?

На вопросы журнала «СТО Строительство Технологии Организация» отвечают специалисты Департамента информации и общественных связей ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

– Могут ли повлиять дорожные реагенты (соль, песок, химия), попадающие в ливневую канализацию, на работу запорного и запорно-регулирующего оборудования? Если да, то каким образом?

– В Санкт-Петербурге основная часть территории канализована по общесплавной схеме. Это значит, что все стоки (и бытовые, и поверхностные) попадают в общие канализационные сети, а по ним отправляются на канализационные очистные сооружения, где проходят полный цикл очистки. То есть вода, образовавшаяся в результате таяния снега, также попадает в систему канализации и на очистные сооружения.

Использовавшиеся в прошлые годы противогололедные реагенты, по нашим данным, содержали хлориды натрия, калия и магния. Одномоментного влияния на состояние сетей эти реагенты не оказывают. Однако в результате накопления хлоридов в системе водоотведения интенсифицируются коррозионные процессы. И это, безусловно, уменьшает срок службы запорной и запорно-регулирующей аппаратуры, несмотря на то, что сточные воды и их пары – это в целом достаточно агрессивная среда, поэтому канализационные трубы и оборудование для очистных сооружений изготавливаются из специальных материалов.

Собственно на процессы биологической очистки сточных вод хлориды существенного влияния не оказывают.

В этом году в процессе утилизации снега будут задействованы стационарные снегоплавильные пункты («Водоканал» в этом году запускает семь ССП). В этом случае снег будет таять под воздействием сточных вод, и образовавшаяся смесь – талых и сточных вод – поступит по коллекторам на очистку.

– По одной из версий именно противогололедный реагент «Нордвэй» стал причиной сбоев в работе Южной подстанции, примыкающей к КАД, в 2009 году. Что об этом думают специалисты ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и случались ли подобные прецеденты позже?

– Мы серьезно относимся к этому вопросу и предпринимаем упреждающие действия. Например, вблизи ЗСД («Южный радиус») находится высоковольтная подстанция ПС-17 ОАО «Ленэнерго», на которой расположены источники питания – высоковольтные ячейки, обеспечивающие электроснабжение Центральной станции аэрации ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Чтобы исключить возможность возникновения аварии, которая имела место на подстанции 330 кВ «Южная» (объект ОАО «ФСК ЕЭС») в январе 2009-го из-за попадания мелкодисперсионной взвеси реагента с воздушными массами на высоковольтное оборудование, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в 2012 году обеспечивает монтаж оборудования с усиленным классом изоляции в принадлежащих предприятию высоковольтных ячейках на ПС-17. Это позволит обеспечить надежность электроснабжения Центральной станции аэрации, а также обеспечить бесперебойное предоставление услуг водоотведения населению и предприятиям Санкт-Петербурга.

– Сможет ли, по-вашему, повлиять на работу канализационного оборудования гранитная крошка, которую планируется применять вместо реагентов в 2013 году?

– За рубежом гранитной крошкой, как правило, посыпают не транспортные магистрали, а пешеходные тротуары, и после использования – собирают. Поэтому ее попадание в канализационные колодцы и сети – минимально. Как будет складываться ситуация в Петербурге, покажет предстоящая зима.

До сих пор для обработки дорог зимой тоже использовались не только реагенты, но и песок, который затем частично попадал в колодцы. Наши бригады имеют все необходимое оборудование для прочистки сетей и колодцев.

– Какие примеси, попадающие в ливневую канализацию, наиболее вредоносны для ее работы?

– Как уже говорилось, на основной части территории Петербурга – общесплавная канализация. Поэтому выделять отдельно загрязнение ливневых стоков – вряд ли целесообразно.

Что касается в целом системы канализации – наибольшую проблему вызывает сброс производственных сточных вод в канализационные сети без предварительной очистки от специфических загрязнений (тяжелых металлов, нефтепродуктов, синтетических поверхностно-активных веществ). Дело в том, что очистные сооружения «Водоканала» (как и в принципе любые муниципальные канализационные очистные сооружения) не предназначены для удаления специфических загрязнений. Задача любого водоканала (и это мировая практика) – обеспечить выполнение таких показателей как БПК, взвешенные вещества, азот, фосфор. Удалением специфических загрязняющих веществ необходимо заниматься там, где они производятся. То есть за очистку сточных вод промышленных предприятий должны отвечать сами промышленные предприятия.

Кстати, разделение зон ответственности между водоканалами и их абонентами за разные категории загрязнений закреплено в Федеральном законе «О водоснабжении и канализовании», который вступает в силу с 1 января 2013 года.

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» справляется со своей задачей: в городе ежегодно увеличивается доля сточных вод, проходящих очистку на канализационных очистных сооружениях (в конце 2012 года этот показатель достигнет 97%). Благодаря внедрению современных технологий глубокого удаления биогенных элементов на всех канализационных очистных сооружениях, Петербург в полном объеме выполняет рекомендации Хельсинкской комиссии по защите Балтийского моря – содержание фосфора в общем сбросе сточных вод города не превышает 0,5 мг/л.

Еще одна проблема связана с тем, что некоторые люди путают канализацию с мусоропроводом. В люки выбрасывают крупный мусор (доски, ветки и т. д.), в результате сети засоряются и чистить их приходится чаще. Более того – например, в 2009 году при строительстве на улице Восстания рабочие вылили в канализацию цементный раствор.

– Назовите, пожалуйста, наиболее благополучные и неблагополучные районы города в плане работы ливневой канализации. Какие меры по улучшению положения предпринимаются специалистами «Водоканала»?

– Вся система городской канализации находится в рабочем состоянии. Ей по силам принять весь объем воды, который образуется при дожде или таянии снега. Однако, если дождь очень сильный, отвод воды может происходить медленнее, чем обычно.

Кроме того, во время дождя скопления воды на тротуарах и проезжей части могут образовываться из-за особенностей рельефа дорожного покрытия. Зимой причиной образования луж может стать плохая уборка снега в районе дождевых колодцев и поребриков. (Именно в поребриках находятся так называемые амбразуры – отверстия, через которые уходит вода; они – часть дороги, их обслуживают дорожные службы. Однако если снег не убран, он будет забивать амбразуры – и талая вода просто не сможет в них попасть.) Поэтому каждую зиму «Водоканал» официально обращается к дорожным службам и районным администрациям с просьбой обращать особое внимание на уборку снега в местах расположения ливнестоков.

В свою очередь «Водоканал», чтобы поддерживать систему канализации в рабочем состоянии, регулярно прочищает канализационные сети.

Беседовал Евгений Бжезински