
ЦИФРОВАЯ РАДИОСВЯЗЬ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ДЛЯ РОССИЙСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Институтом «Гипротранссигналсвязь» – филиалом ОАО «Росжелдорпроект» разработана проектная документация для создания цифровой системы радиосвязи международного стандарта GSM-R на участке Санкт-Петербург – Бусловская.
Комплекс работ по организации цифровой системы технологической радиосвязи стандарта GSM-R (Global System for Mobile Communications for Railway) осуществляется в рамках реализации проекта «Организация скоростного пассажирского движения на участке Санкт-Петербург – Бусловская». Участок относится к Санкт-Петербургскому региону Октябрьской железной дороги и является транзитной частью проходящего по территории Российской Федерации общеевропейского железнодорожного коридора № 9 (МТК-IХ) Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва – Киев – Бухарест – Александрополис.
ЦИФРОВЫЕ СЕТИ –
АЛЬТЕРНАТИВА АНАЛОГОВЫМ
Замена существующих аналоговых систем радиосвязи цифровой системой радиосвязи нового поколения на базе стандарта GSM-R является одним из стратегических направлений развития ОАО «РЖД».
Еще в начале 90-х годов прошлого века Международным союзом железных дорог (Union Internationale des Chemins de Fer, UIC) были начаты работы по созданию общеевропейского цифрового стандарта радиосвязи для обеспечения трансграничных железнодорожных перевозок взамен 35 различных систем радиосвязи, эксплуатировавшихся в странах Европы. В 1992 году UIC опубликовал проект спецификаций европейской интегрированной усовершенствованной сети железнодорожной радиосвязи (EIRENE – European Integrated Railway Radio Enhanced Network), в основу которых были положены требования стандартов общедоступных сетей сотовой связи GSM (Global System for Mobile Communication), утвержденных Европейским институтом по стандартизации в области электросвязи (ETSI). Стандарт GSM для систем радиосвязи железнодорожного транспорта, названный GSM-R, является вариантом стандарта GSM, в технические спецификации которого внесены изменения, учитывающие специализированные железнодорожные функции и приложения.
В 1997 году 32 странами Европы был подготовлен Меморандум о взаимопонимании (MoU), согласно которому каждая из подписавших его стран (администраций железных дорог) обязалась не инвестировать в развитие аналоговых сетей связи, а реализовать внедрение сетей на основе GSM-R!
Первая технологическая сеть радиосвязи этого стандарта была введена в промышленную эксплуатацию в 2000 году на участке Oresund Bridge между Данией и Швецией. За ними последовали Германия, обеспечившая аналогичной связью высокоскоростную магистраль Кёльн – Франкфурт-на-Майне, и Нидерланды, создавшие телекоммуникационную среду на основе GSM-R в масштабе всей страны. В настоящее время подобные проекты реализованы или реализуются в Бельгии, Великобритании, Испании, Франции, Финляндии, Швейцарии, Италии, а количество присоединившихся к Меморандуму о взаимопонимании администраций железных дорог приближается к пятидесяти, включая железные дороги стран Азии, Африки и Южной Америки, не входящих в Европейский союз.
Углубление интеграции ОАО «Российские железные дороги» в мировую транспортную систему, развитие международного сотрудничества в сфере транспортно-логистических услуг и расширение прямого трансграничного железнодорожного сообщения между Россией и странами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона требуют модернизации систем технологической радиосвязи ОАО «РЖД», в том числе создания национальной сети GSM-R. Ведь внедрение сетей радиосвязи стандарта GSM-R кроме специализированных функций по организации радиотелефонной связи, обеспечивающих комплексное решение задач повышения безопасности движения, производительности труда всех служб, решение проблем межведомственного взаимодействия со смежными структурами и предприятиями, влияющими на безопасность перевозок, делает возможной реализацию специальных приложений по передаче данных, необходимых для функционирования систем автоматического управления железнодорожным движением (проект ETCS L2, L3).
GSM-R – СТАНДАРТ СКОРОСТИ
И БЕЗОПАСНОСТИ
По сравнению с традиционной аналоговой радиосвязью, используемой сейчас «РЖД», применение стандарта GSM-R позволит получить ряд значимых преимуществ, таких как:
– обеспечение надежной передачи голоса и данных на скоростях до 500 км/ч;
– интеграция всех служб и услуг связи, необходимых железным дорогам, с помощью одной сети;
– унификация оборудования;
– построение автоматизированных систем управления движением и технологическими процессами;
– возможность введения в будущем новых служб и услуг связи.
Высокая капиталоемкость внедрения современных систем радиосвязи диктует их применение в первую очередь на участках скоростного и высокоскоростного движения, где на их базе реализуются (сразу или в будущем) подсистемы различного прикладного назначения. Например, помимо голосовой связи появится возможность передавать информацию в виде коротких сообщений (СМС), осуществлять дополнительный контроль диспетчером местоположения и скорости поезда, дистанционное управление устройствами электроснабжения или иными удаленными объектами систем жизнеобеспечения, ремонтными бригадами. Причем в отличие от существующих линейных сетей в ней будет возможна одновременная и независимая работа исполнителей разных служб – от машинистов поездов до ремонтных бригад на перегонах и дежурных по станции.
GSM-R
НА СКОРОСТНОЙ МАГИСТРАЛИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ –
ХЕЛЬСИНКИ
Проект северо-западного участка сети GSM-R разработан институтом «Гипротранссигналсвязь» – филиалом ОАО «Росжелдорпроект» согласно «Стратегическим направлениям научно-технического развития ОАО «Российские железные дороги» на период до 2015 года».
При реализации проекта предусматривается создание на участке Санкт-Петербург – Бусловская цифровой системы технологической радиосвязи стандарта GSM-R (ЦСТР GSM-R), включающей подсистему базовых станций в составе базовых приемопередающих станций, систему коммутации ЦСТР (ЦК ЦСТР) и цифровую транспортную сеть на базе волоконно-оптических систем передачи, объединяющую базовые станции с ЦК ЦСТР.
Общая протяженность участка проектирования ЦСТР составляет 184 км, в том числе: 155 км – участок Санкт-Петербург Финляндский – Выборг – Бусловская и 29 км – участок Парголово – Ручьи – Дача Долгорукова – Глухоозерская – Навалочная (выход на ж.-д. магистраль Санкт-Петербург – Москва).
Базовые станции GSM-R размещаются на станциях и перегонах вдоль трассы железной дороги на расстояниях, обеспечивающих непрерывность радиосвязи с учетом возможностей применяемого радиооборудования и рельефа местности.
Проектируемая система коммутации ЦСТР GSM-R будет включать два центра коммутации мобильной связи (ЦКМС) – основной (г. Москва) и резервный (ст. Санкт-Петербург-Главный). Одновременно проектом предусматривается организация линейного тракта для обеспечения необходимой пропускной способности магистральной сети связи с учетом увеличения трафика, вызванного строительством цифровой системы технологической радиосвязи.
Участки проектирования линейного тракта проходят по полигонам Октябрьской (2140 км), Московской (528 км) и Северной (512 км) ж. д. Проектируемые системы являются частью магистральной линии связи Санкт-Петербург – Москва, предназначенной для передачи трафика системы GSM-R, в том числе участка Санкт-Петербург – Выборг – Бусловская, и реализации технологий резервирования ЦКМС.
Кроме того, проектом предусматривается организация интегрированной с ЦСТР подсистемы диспетчерской связи. Абонентами диспетчерской подсистемы ЦСТР стандарта GSM-R являются диспетчеры служб железной дороги, задействованные в управлении движением поездов, и дежурные по станциям. Для них проектом предусматривается установка на рабочих местах абонентских терминалов.
В полном объеме строительство планируется завершить весной 2015 года. Реализация проекта позволит вывести на принципиально новый уровень организацию как внутренних, так и трансграничных перевозок: снизить простои, уменьшить интервалы следования, повысить среднюю скорость движения, а значит, и более эффективно управлять эксплуатационными затратами.
192007, Санкт-Петербург,
Боровая ул., д. 49
Телефон (812) 457-34-44
Факс (812) 766-66-92
http://www.rzdp.ru