ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 05/22 сентябрь 2013 / Грязовец-Выборг: своевременность и современность
Грязовец-Выборг: своевременность и современность

Грязовец-Выборг: своевременность и современность

Магистральный газопровод Грязовец-Выборг стал одним из самых масштабных проектов ОАО «Газпром». При строительстве этого знакового объекта многие инновационные технологии и оборудование применялись впервые в российской и мировой практике.

О реализации проекта рассказывает генеральный директор ООО «Газпром инвест» М.И. Левченков.

- Михаил Иванович, какое значение имеет магистральный газопровод Грязовец-Выборг для участников проекта?

 

- Можно сказать, что Грязовец – Выборг – это вклад Газпрома в развитие принципиально нового маршрута экспорта российского газа в Европу и выполнение Россией и «Газпромом» своих международных обязательств. Своевременный ввод в эксплуатацию первой и второй нитей магистрального газопровода Грязовец-Выборг в 2011 и 2012 гг. укрепляет статус «Газпрома» и России на международном рынке как надежного партнера.

Значение новых газопроводов для обеспечения растущих потребностей европейского рынка в природном газе трудно переоценить. По прогнозам специалистов, импорт газа в страны Европейского Союза возрастет в ближайшее десятилетие примерно на 200 млрд куб. м или более чем на 50%. Благодаря прямому соединению крупнейших в мире запасов газа, расположенных в России, с европейской газотранспортной системой, «Северный поток» сможет удовлетворить около 25% этой дополнительной потребности в импортируемом газе. Это ключевой проект по созданию важнейших трансграничных транспортных мощностей, позволяющих доставить газ в Европу, минуя транзитные государства. Его реализация обеспечит энергобезопасность Старого Света, независимость европейских потребителей от транзитных стран, своевременность и необходимый объем поставок.

Кроме того, магистральный газопровод «Грязовец — Выборг» обеспечивает поставки газа потребителям Северо-Западного региона России.

 

- В чем заключается специфика работы на данном объекте?

 

- Прокладка газопровода осуществлялась в непростых климатических и геологических условиях Северо-Запада, поэтому уже при проектировании были учтены все возможные природные и географические нюансы. Это обусловило использование передовых методов строительства, многие из которых применены в газовой отрасли впервые.

Так, например, под Сайменским каналом, под реками Нева в Ленинградской области и Шексна в Вологодской области мы осуществляли проход методом микротоннелирования, применение которого дало колоссальный мультипликативный эффект. Во-первых, удалось не только сократить сроки и объемы организационно-технических согласований на стадии проектирования и перед началом работ, но и вести строительство без остановки судоходства в любое время года в любых климатических условиях.

Во-вторых, исчезла необходимость проведения дноуглубительных, подводно-технических, водолазных и берегоукрепительных работ, на которые приходится более 50 % стоимости перехода, а значит, возросла экономическая эффективность проекта.

В-третьих, использование метода микротоннелирования значительно снижает риск возникновения аварийных ситуаций на объекте, так как глубина залегания обеспечивает надежную защиту трубы от механических повреждений, что гарантирует длительную сохранность газопровода в рабочем состоянии. Полная автономность буровых комплексов исключает необходимость использования внешних источников энергии, что также положительным образом сказывается на капитализации проекта. Ну, и конечно, уже сам термин «микротоннелирование» свидетельствует о наименьшем техногенном воздействии на природный ландшафт. Мы с уверенностью говорим сегодня, что строительство современных магистральных трубопроводов не нарушает экосистему региона, не влияет на флору и фауну, размывы берегов и не наносит ущерб сельхозугодиям и лесным насаждениям.

 

- Какие еще современные способы строительства применялись на особенно сложных участках?

 

- Строительство газопровода Грязовец-Выборг велось в труднопроходимых условиях, поэтому были взяты на вооружение самые передовые технологии, позволяющие выполнить работы повышенной сложности. Участки газопровода, прокладываемые через болота или заливаемые поймы, районы с большим количеством водоемов изначально были рассчитаны против всплытия (на устойчивость положения). Чтобы обеспечить устойчивость положения трубопровода, специалисты предусмотрели специальные конструкции и устройства для балластировки: утяжеляющие покрытия, балластирующие устройства с использованием грунта.

При строительстве переходов через ж/д и автомобильные дороги применялись методы горизонтально-направленного бурения и микротоннелирования. Для каждого перехода делалось технико-экономическое обоснование исходя из конкретных условий.

На всем протяжении строительства, на каждом этапе техническим надзором заказчика осуществлялся постоянный контроль с использованием неразрушающих методов.

 

- Какие объекты газопровода Грязовец-Выборг можно по праву назвать уникальными?

 

- Магистральный газопровод – это целая развитая структура, важнейшей составной частью которой являются компрессорные станции. Всего было построено семь компрессорных станций в Вологодской и Ленинградской областях.

Пожалуй, наибольшее внимание специалистов и общественности привлекает к себе компрессорная станция (КС) «Портовая», которая стала отправной точкой для поставок российского газа в Европу. Ее начали строить в январе 2010 года под Выборгом. В присутствии Председателя Правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера, членов Правления и руководителей департаментов газового концерна строители залили бетоном первую сваю в основание будущей станции.

КС «Портовая» – уникальный объект газотранспортной системы России, значительная часть которого, более 1200 км, проходит по дну Балтийского моря. Сегодня у КС «Портовой» не существует аналогов в мире по суммарной мощности (366 МВт), по рабочему давлению (220 атм.),  по расстоянию транспортировки газа, суточному объему осушки газа (170 млн куб. м в сутки) и производительности – 55 млрд куб. м газа в год.

На «Портовой» установлены 6 газоперекачивающих агрегатов (ГПА) мощностью 52 МВт производства Rolls-Royce и 2 ГПА мощностью 27 МВт. Нужно сказать, что 52-мегаватные ГПА впервые используются в истории эксплуатации Единой системы газоснабжения России.

Беспрецедентной логистической операцией явилась и доставка на строительную площадку КС восьми адсорберов для УПГТ (установка подготовки газа к транспорту), которая позволяет исключить образование конденсата и газовых гидратов в морском газопроводе. На предприятиях Группы «Газпром» фактически впервые была реализована поставка таких крупногабаритных, многотоннажных грузов. Для перегрузки 250-тонных изделий с корабля на баржу в порту Выборга к работе был привлечен уникальный морской кран «Богатырь». Специально для перевозки адсорберов были построены отдельный причал и дороги.

 

- К проектированию «Портовой» были привлечены только российские специалисты или использовался зарубежный опыт?

 

- Россия – один из главных игроков на мировом энергетическом рынке, поэтому российские специалисты нефтегазовой отрасли по праву считаются самыми авторитетными в мире. Именно у нас применяются прорывные технологии и нестандартные проектные решения. Так при строительстве КС «Портовая» впервые в России была использована «бесшлейфовая» компоновка, т.е. узел подключения компрессорной станции к магистральному газопроводу с камерами приема-запуска очистных устройств разместился непосредственно на площадке КС, а не за ее пределами. Решение о применении «бесшлейфовой» технологии при строительстве магистральных газопроводов в России было принято несколько лет назад на Научно-техническом совете ОАО «Газпром» по результатам рассмотрения проектной документации магистрального газопровода Грязовец-Выборг. Реализацию эта идея получила с началом строительства компрессорных станций «Портовая» и «Елизаветинская». Разработчиком инновационного проекта выступило ОАО «Гипроспецгаз». При участии ООО «Газпром ВНИИГАЗ» были разработаны Специальные технические условия (СТУ) на «бесшлейфовую» компоновку КС, согласованные с Министерством регионального развития РФ.

 

- Каков эффект от применения бесшлейфовой технологии?

 

- В первую очередь, конечно, можно говорить об экономической эффективности, поскольку не потребовалось сооружения привычных газопроводов-шлейфов от узла подключения до станции. Кстати, аналогичная схема используется ООО «Газпром инвест» и на КС «Елизаветинская».

Кроме того, «бесшлейфовая» компоновка КС обеспечивает проведение всех технологических операций, связанных с эксплуатацией магистральных газопроводов, в пределах одной промышленной площадки, что опять-таки ведет к сокращению капитальных вложений, поскольку уменьшаются объемы металла и строительных работ. Уменьшается площадь застройки, а значит, уменьшается территория вырубки леса, что особенно актуально для Карельского перешейка, где расположены КС.

 

-Как решаются вопросы обеспечения безопасности, в том числе экологической на магистральном газопроводе Грязовец – Выборг?

 

- По вопросам мониторинга экологических и социальных аспектов ОАО «Газпром» взаимодействует с независимой международной аудиторской компанией АО «D`Appolonia» (Италия), привлеченной иностранным кредитором Ситибанк в качестве агента SACE и представителями Департамента по гарантиям Экспортных кредитов, ECGD (Великобритания). Регулярно проводятся международные аудиты КС «Портовая». Наблюдатели дают оценку, выдают рекомендации по улучшению природоохранной деятельности и социальной ответственности. Сегодня объекты ОАО «Газпром» соответствуют всем российским и мировым стандартам.

Кроме того, понимая значимость экологического аспекта реализации проекта, мы во время строительства регулярно проводили встречи с жителями п. Большой Бор, рядом с которым построена «Портовая», совместно с подрядными организациями следили за чистотой берега Финского залива, состоянием дорог. Негативных отзывов практически не было.

В мае-июне 2012 года прошли тестовые испытания первой нитки Грязовец-Выборг и ее КС. Они проводились в соответствии с отраслевыми стандартами гарантии безопасности и надежности газопровода и предполагали выполнение двух основных условий: поставку не менее 1 млрд куб. м газа в течение месяца и обеспечение полной нагрузки в трехдневный период. Оба условия были выполнены. Европейские потребители получили более 1,1 млрд куб. м газа, при этом с 22 по 24 мая первая нитка газопровода работала на полной загрузке – 75 млн куб. м газа в сутки, что соответствует проектной мощности 27,5 млрд куб. м в год.

20 июня этого же года КС «Портовую» посетила делегация во главе с Председателем Правления ОАО «Газпром» Алексеем Миллером, где ему был представлен отчет о завершении тестовых испытаний первой нитки газопровода и текущей эксплуатации компрессорной станции. Он констатировал, что «испытания «Северного потока» прошли успешно.

 

-Выборгский район на границе с Финляндией – место ведения ожесточенных боев во время советско-финской кампании 1939-1940 гг. Не случалось ли во время проведения работ неожиданных находок в виде неразорвавшихся снарядов, останков советских и финских солдат?

 

- Снаряды и другие предметы военных времен находят до сих пор: не далее как две недели назад в районе поселка Рощино в Выборгском районе нашли остатки огнестрельного оружия второй мировой войны.

Вообще, расчистка места строительства магистрального газопровода от взрывоопасных предметов – вопрос очень серьезный. К его решению были привлечены  профессионалы. Так очистку участка с км 597 по км 917 на газопроводе «Грязовец-Выборг» выполняло ООО «Инженерно-технический центр специальных работ и экспертиз». Предприятие работает на объектах Газпрома практически по всей России, в их числе – магистральный газопровод Минск-Вильнюс-Каунас-Калининград, газораспределительная станция «Лаголово» в Гатчинском районе Ленинградской области и многие другие.

 

- Каковы планы компании на ближайшую перспективу?

- Корпорация «Газпром» пользуется безупречной репутацией на европейском и мировом рынке среди поставщиков газа, поэтому российское голубое топливо ждут потребители многих стран. Соответственно, ощущается потребность в новых газовых магистралях, поэтому сейчас мы активно работаем над проектом строительства системы магистральных газопроводов «Южный коридор», по которым будут осуществляться поставки газа в «Южный поток». Новые географические условия, новые технические решения, новые технологии и оборудование – мы готовы к новому этапу.

 

Протяженность газопровода — 917 км,

Диаметр — 1400 мм,

Давление — 9,8 МПа.

Проектная мощность — 55 млрд куб. м газа в год.