ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 04/45/ИЮНЬ 2016 / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ ЖКХ: СКВОЗЬ МИФЫ К РЕАЛЬНОСТИ
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ ЖКХ: СКВОЗЬ МИФЫ К РЕАЛЬНОСТИ

ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ ЖКХ: СКВОЗЬ МИФЫ К РЕАЛЬНОСТИ

Энергоэффективность – это вектор, который должен объединить всех участников рынка энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Нормативная база энергоэффективности, по мнению экспертов, уже вполне действующая, хотя и требует доработки. При этом не меньше, чем законодательные и финансовые рычаги этой сфере нужен общественный заказ, иными словами, поддержка общества.

Задача повышения энергоэффективности была и остается в числе наиболее актуальных задач российской экономики и одним из приоритетов государственной политики. Более того, сегодня энергосбережение выступает в качестве одного из основных антикризисных инструментов (мер), а энергоэффективность прописана в качестве обязательной характеристики большинства инновационных технологий и материалов.
Ближе и "больнее" других к этой реальности оказалась сфера жилищно-коммунального хозяйства, ибо именно с ней связаны практически все направления энергосбережения, к тому же все энергопотери в ней наглядны и оплачиваются напрямую гражданами – потребителями услуг.
Ключевыми вопросами в решении задач энергосбережения в ЖКХ являются вопросы законодательного обеспечения и финансирования соответствующих проектов. Именно этой проблеме была посвящена III Международная Конференция «Финансирование проектов по энергосбережению и ВИЭ в России и странах СНГ», организованная Ассоциацией энергосервисных компаний РАЭСКО и компанией «Системный консалтинг» на площадке Аналитического центра при Правительстве РФ.

Серьезные проблемы и большой потенциал ЖКХ
Основной темой и пленарного заседания, и панельной дискуссии, и одного из круглых столов стала тема повышения энергоэффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Традиционно потенциал энергосбережения в жилищно-коммунальной сфере принято оценивать как высокий, выдвигая этот показатель в качестве доказательства перспективности работы в этом направлении и привлекательности его для потенциальных участников бизнес-проектов.
С одной стороны, это так. В существующем жилищном фонде с заложенными при строительстве "неэнергоэффективными" характеристиками и высоким физическим и моральным износом строительных конструкций, инженерных систем, а также энергетического оборудования на объектах коммунальной инфраструктуры действительно кроется огромный потенциал. Статистика, приведенная Е.Л.Николаевой, первым заместителем председателя комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы, это подтверждает. Площадь эксплуатируемых зданий составляет примерно 5 млрд кв.метров; на их отопление расходуется 400 млн тонн условного топлива в год, что составляет до 40% энергоресурсов страны. Если дифференцировать, то на жилищно-коммунальную сферу приходится 30% электрической и 45% тепловой энергии, производимой в России. Так что потенциал действительно серьёзный.
С другой стороны, как заметил Генеральный директор консорциума "ЛОГИКА-ТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ" П.Б.Никитин, вот уже как минимум полтора десятилетия государство и бизнес в той или иной степени осознанно работают в этом направлении, причем последние пять в условиях действия закона ФЗ-261 "Об энергосбережении", а потенциал ЖКХ в этой сфере остаётся неизменно высоким. Почему? Вопрос, безусловно, не риторический, и подразумевает несколько направлений для ответа, в первую очередь: что упущено и что нужно сделать, чтобы изменения касались всех?

Если вспомнить историю, до недавнего времени относительно дешевые энергоресурсы позволяли не только не экономить, но даже экономику строить на росте энергопотребления. Соответственно, пропускающие тепло стены и крыши домов, текущие трубы, а также ненужное тепло в межсезонье повсеместно относились к бытовым неудобствам, справлялись с которыми варварски - с помощью электрорадиаторов и открытых форточек.
Переход к рыночной экономике в конце прошлого века кардинальным образом изменил парадигму в оценке эффективности экономики, в том числе и ЖКХ. Тогда об энергосбережении громко заговорили на самом высоком уровне. Подорожание энергоресурсов и общемировой экономический кризис последнего десятилетия заставил всерьез взяться за его реализацию на практике. Энергосбережение сегодня – это направление, охватывающее все отрасли экономики, причем эксперты говорят о необходимости её перевода на новый уровень.

В энергоэффективность – через капремонт
Практические аспекты этого перехода на Пленарной сессии "Государственная политика и региональные программы развития энергосбережения и повышения энергоэффективности экономики России" чётко обозначила Елена Леонидовна Николаева. В качестве ориентира депутат ГД привела пример Евросоюза, заявившего о намерении к 2060 году сделать 80-90% своих домов энергоэффективными. Пример хороший. И те шаги (меры), которые необходимо сделать, чтобы получить достойные результаты в отношении российских зданий, безусловно, должны быть реализованы.

Во-первых, в полной мере должен осуществляться системный подход к проектированию, строительству и оценке стоимости жилья, причем эксплуатационные характеристики должны присутствовать в качестве полноправного параметра. Из практики реализации проектов должна уйти оценка стоимости проектов без учета жизненного цикла здания. В первую очередь, это необходимо внедрить на тех направлениях, которые курирует государство, а именно аварийное жилье, социальные объекты, региональные программы.

Во-вторых, все капитальные ремонты в обязательном порядке должны проводится с повышением энергоэффективности здания. Вопрос принципиальный, ибо проведение капремонтов без энергосберегающих мероприятий лишает всю ремонтную кампанию смысла. Дело в том, что по существующему законодательству целью капремонта является возврат зданию первоначального состояния, однако тридцать-сорок-пятьдесят лет назад современные характеристики не были и могли быть заложены в проект. Таким образом, следует законодательно решать вопрос о необходимости совмещения капремонта с энергосервисными мероприятиями, которые улучшат показатели дома, благодаря чему обеспечат подрядчику возврат инвестиций, а в дальнейшем и уменьшат плату жильцов за коммунальные услуги.

В-третьих, необходимо провести полную инвентаризацию зданий. Сегодня программы капремонтов составляются на основании мониторинговых данных, которые не дают исчерпывающей информации, соответственно, полная и объективная картина состояния жилищного фонда отсутствует.

В-четвертых, необходима законодательная поддержка развития энергосервиса в России. Кроме того, нужна совместная работа государства, профессионального сообщества и банков по созданию продуктов, которые сделают реализацию энергосервисных контрактов интересной и при этом защитят как заказчиков, так и исполнителей проектов.

Важность инвентаризации поддержал Александр Митрейкин, директор Департамента энергосбережения и повышения энергетической эффективности Министерства энергетики России:
- Инвентаризация безусловна нужна. Только законодательно на федеральном уровне утвердив энеросберегающие стандарты, определив класс энергоэффективности и получив работающую маркировку зданий, мы сможем запустить механизм повышения энергоэффективности. Важно не только промаркировать здания и проанализировать полученную информацию, но и в дальнейшем использовать эти данные, ориентируясь в рамках госзаказа исключительно на строительство зданий с высоким классом энергоэффективности.

Через мифы к энергоэффективности
На заседании был затронут вопрос массового восприятия энергоэффективного жилья как жилья, стоимость которого, по мнению многих, превышает стоимость "традиционного" как минимум на 30%.
Е.Л.Николаева постаралась быть убедительной в развенчивании мифов об энергосбережении и энергоэффективности:
- Основной миф, касающийся энергоэффективности – это миф об удорожании такого жилья как минимум на 30%. Это не так. По нашим данным, собранным с учётом российской и общемировой практики, 85% энергоэффективных мероприятий, обеспечивающих максимальный эффект, дают прирост конечной стоимости в 6% , при этом экономия ресурсов в процессе эксплуатации составит 35-40%. Нужно объяснять, активнее развенчивать мифы, тогда и решения будут приниматься объективно.
Ещё один миф – об отсутствии политической воли. Политическая воля есть, но помимо неё нужен общественный заказ. Если общество понимает, что развитие – жилищно-коммунального хозяйства, экономики в целом, общественных отношений, концепций потребления - идет именно в сторону энергосбережения, тогда общественный заказ накладывается на политическую волю, движение происходит интенсивнее, и результаты появятся быстрее и будут ощутимыми. Считаю, что эксперты – профессионалы данной сферы - должны активно направлять общественную и политическую мысль в этом направлении.

Её поддержал А.В.Конев, директор по инновациям ФГБУ Российское Энергетическое Агентство, заявив, что более половины экономии могут быть достигнуты за счет организационных мероприятий:
- ФЗ-261 хорош тем, что он есть и говорит, что нужно сделать. Но есть не менее важный вопрос: как именно сделать, как системно и последовательно реализовать его на практике, и в первую очередь, именно те мероприятия, которые дадут мощный эффект и создадут основу для дальнейшей работы, в том числе путем внедрения инноваций. Эта задача решается путем внедрения системы энергетического менеджмента основе стандарта ISO 50001. По сути, она упорядочивает работу по управлению энергоэффективностью, являясь инструментом мониторинга и управления энергосбережением в ЖКХ. Международная практика показывает, что внедрение только организационных мероприятий и организация работы на основе энергоменеджмента позволяет получить экономию до 3-5%, а в некоторых случаях до 10%.
Считаю правильным говорить не о требовании внедрения обязательных энергетических обследований, а о внедрении системы энергоменеджмента, в рамках которого необходимо провести обязательное энергетическое обследование, в том числе подготовку энергопаспорта.

Такая схема, по словам докладчика, осуществит "реинкарнацию" проведенных ранее и не всегда достоверных энергетических обследований. Следующим возможным шагом в этом направлении могут стать совместные проекты внедрения энергоменеджмента и энергосервиса, в результате чего ЖКХ приобретёт оптимизированную систему управления, обученный персонал, пакет энергосервисных контрактов, причем все это в рамках средств, выделенных на энергоаудит.

Достоверность как инструмент доверия
Важный аспект, затрагивающий принципы реализации проектов по энергосбережению, был поднят генеральным директором консорциума "ЛОГИКА-ТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ" П.Б.Никитиным. Касался он комплексности, но не столько в смысле некоего обязательного набора реализуемых мер, сколько в построении всей работы таким образом, чтобы в итоге получить объект, понятный и интересный абсолютно всем участникам рынка – заказчику (региональной власти), исполнителю (строительной компании), потребителю (жильцам), эксплуатирующим (УК или ТСЖ) и энергоснабжающим организациям.
Действительно, ФЗ-261 принят, реконструированных и модернизированных домов с утепленными крышами и фасадами, оснащенных приборами учета, получивших энергопаспорта, немало. Однако об энергоэффективности мы все равно продолжаем говорить лишь в будущем времени.
И дело, по мнению П.Никитина, в той самой комплексности, которая обеспечивает достоверный учет. Причем приборы учёта – надежные, обладающие высокой степенью защиты от несанкционированного вмешательства (что это архиважно, подтвердит любая теплоснабжающая организация и управляющая компания!) – лишь первый шаг к достоверности.
- Как только получаем первый устойчивый эффект снижения теплопотребления, - поделился своим опытом генеральный директор консорциума, – теплоснабжающие организации реагируют сразу, ставят под сомнение показания, подозревая потребителей в возможном вмешательстве в работу приборов. Это нормальная реакция компаний в нынешних условиях российской реальности. Выход - в создании системы диспетчеризации, которая позволяет и жильцам, и УК, и ТСО наглядно и доказательно демонстрировать экономию. То есть когда были установлены приборы учета, автоматика с погодным регулированием, диспетчеризация, и у всех сторон появилось доверие к показаниям и друг к другу, тогда и началось настоящее энергосбережение. Скажу больше, в одном из наших проектов результат позволил изменить и ряд строчек в бюджете города – в меньшую сторону, разумеется.

К сожалению, примеров таких не очень много, и причина в недостатке "энергоэффективного" законодательства. Как подчеркнул П.Никитин, в настоящий момент работу по повышению энергоэффективности для компаний наиболее реально вести именно через программы капитального ремонта. Однако, например, автоматика погодного регулирования не входит в перечень мероприятий в рамках капремонта, и в итоге в отремонтированных домах с утепленными крышами и красивыми фасадами жильцы начинают регулировать температуру в помещениях при помощи окон, что абсолютно противоречит здравому смыслу.
Кстати, положительное решение данного вопроса на федеральном уровне сделает соревнование с Европой в создании энергоэффективного жилья не столь безуспешным. Тем более что на конференции из уст представителей бизнеса прозвучала весьма оптимистичная цифра в десять лет, за которые здания городов можно привести в нормальное состояние. Но самым впечатляющим, пожалуй, в этом заявлении было то, что НОРМАЛЬНЫМ ЗДАНИЕМ наверняка назвали ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОЕ.


Светлана Соснова

Александр Митрейкин, директор Департамента энергосбережения и повышения энергетической эффективности Министерства энергетики России:
- В ближайшие десять лет нам действительно предстоит поменять подход или, по крайней мере, сильно его скорректировать, причем не только в части энергоэффективности, но и в части общего развития ТЭК России и экономики в целом. Тенденции развития рынка возобновляемых источников энергии в мире очень сильны, и России придется с этим считаться. Не исключаю, что, например, кажущиеся фантастическими сегодня "зеленые" и "белые" сертификаты для зданий в самом ближайшем будущем станут обычными инструментами энергоэффективности.