
ВОДНЫЙ КЛАСТЕР ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ НА РОССИЮ
В рамках Петербургского международного экономического форума 18 июня 2015 года генеральный директор ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Ф. В. Кармазинов представил участникам концепцию создания в Северной столице российского кластера водоснабжения и водоотведения. Были подписаны соглашения о содействии развитию этого кластера между представителями ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения и рядом предприятий и научных учреждений. Создание водного кластера будет способствовать повышению качества и доступности услуг водоснабжения и водоотведения, конкурентоспособности отечественных предприятий и реализации процесса импортозамещения в сфере ВКХ.
Впрочем, по словам генерального директора ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Ф. В. Кармазинова, собственно импортозамещением петербургский водоканал занялся намного раньше:
– Для нас уже года три-четыре импортозамещение – это не придуманное кем-то и спущенное сверху распоряжение, а вопрос жизни, точнее, вопрос работы петербургского водоканала. И решить этот вопрос нас заставила сама жизнь. Пять лет назад мы приступили к созданию в южных районах города автоматизированной системы управления водоснабжением, для чего потребовалось заменить абсолютно все насосы, что и подтолкнуло нас обратиться к российским производителям.
– Обычно спрашивают, не уступает ли российское оборудование аналогичным западным образцам. Хочу спросить: как петербургский водоканал поддерживает стабильно высокое качество поставляемой продукции? И проводилось ли прямое сравнение работы насосов-соперников?
– Мы поставили на стенды два насоса – российского и импортного производства, пригласили независимую комиссию, которая и проверяла их работу. По всем параметрам победил наш производитель, и мы теперь имеем дело именно с ним. Да, пришлось изменить подход к работе с поставщиком, взять на себя часть контролирующих функций. Зато сегодня можно с уверенностью говорить, что мы получаем продукцию достойного качества, и импортозамещение для нашего предприятия – это не абстрактное понятие, а очень конкретное направление деятельности.
– Проведенная на базе ГУП в апреле Первая техническая выставка-семинар по вопросам импортозамещения окончательно сформировала идею создания водного кластера?
– Это было невероятное по активности участников мероприятие. Мы пригласили всех производителей, которые готовы поставлять оборудование для сферы водоснабжения и водоотведения. Выставочные площади на территории Информационно-образовательного центра Водоканала всем интересантам – а их было около трехсот! – предоставлялись бесплатно. Одновременно мы опубликовали перечень оборудования, в котором нуждаемся. Таким образом, мы постарались предоставить максимально полную информацию отечественным предприятиям о технологиях и оборудовании, которые петербургский водоканал использует в своей работе, а те, в свою очередь, представили выпускаемую ими продукцию – как непосредственно на выставке, так и в виде презентаций. Кроме того, участники смогли подробно узнать, как на предприятии организован процесс закупок. Эффект был оглушительным. Это было настолько абсолютное «попадание» в поставленные нами задачи, что сразу же стало понятно: данное мероприятие необходимо проводить на постоянной основе. Я думаю, что постоянно действующий выставочный центр, где можно будет увидеть все, что производит российская промышленность для сферы водоснабжения и водоотведения, а также подать свои заявки, появится уже к следующему году. Правительство Санкт-Петербурга, учитывая все это, поддержало нашу идею о создании водного кластера, который и был официально представлен на Петербургском международном экономическом форуме в июне этого года.
– У кластера три направления деятельности, в том числе и образовательное. Предприятие испытывает недостаток в конкретных специалистах, определенных образовательных программах?
– Водный кластер задуман состоящим из трех сегментов: технологического (Технопарк), промышленного (производственные предприятия и Индустриальный парк) и образовательного (Водная академия). Их совместная работа будет направлена на развитие отечественных производств по созданию материалов и оборудования для отрасли водоснабжения и водоотведения, на создание и внедрение передовых технологий, а также на формирование общедоступной базы знаний для водной отрасли и развитие профессионального образования. Сегодня многие необходимые для работы в нашей сфере знания в учебных заведениях не преподают. Например, где можно подготовить специалиста по геоинформационным системам? Нигде. А ведь современный водоканал без геоинформационных систем не представить. Мы готовы рассмотреть все предложения наших коллег по актуальным программам обучения в Водной академии.
– Судя по масштабности задач, действия кластера выходят далеко за пределы Петербурга и региона?
– Кластер не должен работать только на Петербург, кластер должен работать на Россию – иначе и быть не может. И результатом его работы должны стать загруженные заказами российские предприятия и получившие интересную работу наши соотечественники.
– Как переход на российское оборудование скажется на тарифах и объемах закупок?
– Для приобретения любого оборудования мы используем конкурсные процедуры, и это позволяет нам получать оптимальную цену. Что касается тарифов – на них влияют многие факторы. Мы не можем не учитывать тех инфляционных процессов, которые происходят. Если растут цены на реагенты, электроэнергию, другие ресурсы – это будет отражаться в тарифах. Но одновременно очень важна работа водоканалов с себестоимостью. Мы к этому относимся очень серьезно, и сегодня, например, доля затрат на электроэнергию в себестоимости нашей продукции – одна из самых низких не только в России, но и в Европе.
– На последнем съезде водоканалов острую дискуссию вызвал вопрос об отнесении предприятий ВКХ по большей части к социальной нагрузке – или к бизнесу. Вы для себя как отвечаете на этот вопрос?
– Считаю, что мы не должны делать ставку на бюджетные деньги. Бюджет должен финансировать здравоохранение, образование, культуру, спорт. Мы же должны научиться жить за счет собственных средств, сами зарабатывать на ремонты, модернизацию, развитие. Причем проводить их постоянно, в рабочем режиме, а не в формате кампаний по реформированию. Надо менять свою ментальность, уходить от сложившихся стереотипов. Приведу пример. Четыре года назад на Южной водопроводной станции мы построили новый блок К-6 мощностью 350 тыс. кубометров воды в сутки. Могу уверенно сказать, что в Европе аналогов ему почти нет. В качестве проектировщика выступила израильская фирма, она же поставляла технику, естественно, укомплектовав блок полностью западным оборудованием. Сегодня мы решили принципиально поменять ситуацию, и новый блок производительностью 500 тыс. кубометров воды в сутки (он должен быть построен на Главной водопроводной станции) отдали петербургским проектировщикам. Как вы думаете, на сколько процентов мы смогли укомплектовать российским оборудованием этот новый блок? На 98%! Для меня это был ошеломляющий результат. Я ведь полагал, что хорошо было бы на 30–50%, ну, 60%...
Но хочу всех нас предостеречь от другой крайности. Важно, увлекшись работой по импортозамещению, не уйти в глухую оборону, повесив «железный занавес». Безусловно, какие-то насосы специального назначения или запатентованные узлы допустимо покупать у западных партнеров. Но так называемое повседневное, постоянно востребованное оборудование можно и нужно разрабатывать и выпускать на наших заводах, применять на наших сетях и станциях водоподготовки и очистки.
Беседовала Светлана Соснова