ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 03/36 Июнь 2015 / Развитие электросетевого комплекса должно опережать строительство
Развитие электросетевого комплекса должно опережать строительство

Развитие электросетевого комплекса должно опережать строительство

Состояние распределительных сетей и трансформаторных подстанций – важнейший показатель развития любой территории, того, как на ней ведется жилищное, социальное и промышленное строительство.

Одной из крупных распределительных электросетевых компаний региона с долей рынка свыше 25% является АО «Санкт-Петербургские электрические сети» (СПб ЭС). Предприятие было создано в апреле 2001 года в целях объединения электрических сетей и сооружений, находящихся в собственности города, и для повышения эффективности их эксплуатации. Сегодня в собственности АО «СПб ЭС» находятся 15 действующих распределительных подстанций 110 кВ и более 4 тыс. км линий электропередачи классом напряжения от 0,4 до 110 кВ. Суммарная установленная трансформаторная мощность АО «СПб ЭС» составляет около 3000 МВА.

О том, как предприятие планирует обеспечивать городскому электросетевому хозяйству устойчивое развитие ближайшие пять лет, рассказал генеральный директор предприятия Андрей Сизов.

– Как вы оцениваете перспективы и возможности компании в нынешней сложной для всех отраслей промышленности экономической ситуации?

– Вне зависимости от неблагоприятной макроэкономической ситуации в стране, компания остается стабильной в своем развитии. За последние семь лет мы ввели в эксплуатацию 15 источников питания 110 кВ – такие темпы роста можно сравнить только со строительством сетевой инфраструктуры на территории олимпийского Сочи. Можно объективно утверждать, что на сегодня мы самая эффективная электросетевая компания Северо-Запада, поскольку мало кто из наших коллег может похвастаться такими достижениями. Наше финансовое положение остается стабильным, мы не обременены серьезными долговыми обязательствами, имеем большой кредит доверия у наших клиентов, подкрепляя его своевременным и качественным выполнением своих обязательств.

– На что делаете ставку, какие направления выделяете в качестве приоритетных?

– Приоритетным направлением для нас по-прежнему остается реализация инвестиционной программы, по результатам которой у нас будет 775 км новых линий электропередачи, а количество подстанций увеличится с 15 до 36. Созданная инфраструктура позволит беспрепятственно подключаться к электроснабжению новым объектам социального, жилищного, общественно-делового и промышленного строительства в разных районах города. Кроме того, ввод новых мощностей в объеме 3,5 тыс. MBA существенно увеличит надежность электроснабжения городских потребителей и создаст условия для выполнения задач «дорожной карты», утверж­денной правительством РФ, по упрощению и снижению стоимости техприсоединения.

– Переход на RAB отразится на тарифах?

– На сегодняшний день тариф на передачу электроэнергии АО «СПб ЭС» регулируется методом долгосрочной индексации, который предусматривает сдержанные темпы инвестиционной активности. RAB, напротив, предполагает крупномасштабные долгосрочные вложения в электросетевой комплекс. Переход на метод доходности инвестированного капитала позволит запустить процесс инвестирования в распределительный сетевой комплекс без кратного роста тарифов на передачу для потребителей, за счет различных механизмов, предусмотренных методикой: использования заемных средств, начисления доходности на вводимые объекты, применения сглаживания и так далее. Кроме того, от метода тарифного регулирования зависит и тариф на технологическое присоединение к электрическим сетям. Для тех, кто собирается начинать бизнес – к примеру, открывать собственное производство, – новый тариф позволит существенно снизить плату за технологическое присоединение к сетям, так как теперь основная инвестиционная нагрузка на развитие сетей ляжет в тариф на передачу электроэнергии при достаточно умеренных темпах его роста.

– Какие территории будут в первую очередь охвачены новым строительством?

– Развитие системы электроснабжения южной части города произойдет за счет строительства новых подстанций 110 кВ «Броневая-2», «Шушары-3», 347-А, «Металлострой-2», «Экспофорум», «Цветы». Для энергоснабжения активно развивающегося проекта строительства города-спутника Южный, в дополнение к действующим подстанциям «Авиагордок» и ДК «Порт», запланировано строительство еще трех подстанций. В юго-западной части подстанция «Ульянка» обеспечит энергопотребление района перспективной застройки. Территория за КАД и ее объекты – микрорайон «Балтийская Жемчужина», монорельсовая дорога – будут снабжаться электроэнергией от ПС «Юго-Западная-1», ее проектирование уже завершено и даже построена кабельная линия.

В центре Петербурга уже введена в эксплуатацию подстанция «Московская-Товарная». Для обеспечения электро­энергией объектов Петровского острова планируется строительство ПС «Петровская». Кроме того, в историческом центре Петербурга находится еще одна перспективная зона застройки – территория вдоль набережной Обводного канала. В настоящее время в этом районе ведется строительство дополнительной генерации и планируется реконструкция системных распределительных устройств 110 кВ на ЭС-1 Центральной ТЭЦ ОАО «ТГК-1». Уже есть заявители в этой зоне развития.

Что касается севера, то общественно-деловой комплекс «Лахта-центр» с близлежащей жилой застройкой, спортивными сооружениями, яхт-клубом ОАО «Газпром» будет запитан от введенной в прошлом году подстанции «Невская Губа», в перспективе эта зона потребует присоединения мощности до 100 МВт. Также в северной части появятся подстанции 110 кВ «Комендантская», «Лисий Нос», «Юнтолово», «Каменка».

Электроснабжение намывных территорий Васильевского острова и прибрежной зоны «Морской Фасад» будет обеспечивать ПС «Намыв-2» и ПС «Намыв-1», центром питания которых послужит ПС 330 кВ «Василеостровская». Для покрытия дефицита электрических мощностей восточной части города нами запланировано строительство подстанций 110 кВ «Рыбацкая» и 155-А.

– Ваши планы согласованы с сегодняшними возможностями строительных компаний? Не окажутся ли построенные вами мощности недогруженными из-за снижения объемов вводимых площадей?

– В строительстве электросетевой структуры города мы должны работать на перспективу. Недозагрузка подстанций может быть вызвана замедлением реализации инвесторами крупных проектов, планов градостроительного развития вследствие кризиса. Но такая ситуация носит временный характер.

Мой любимый пример – кольцевая автодорога. Сейчас невозможно вообразить жизнь города без этой трассы, с ее сложными развязками, многополосными движениями и Вантовым мостом – единственным мостом, стабильно соединяющим берега Невы в теплое ночное время. А ведь споры о необходимости столь масштабного строительства, которые велись более 20 лет назад, были основаны именно на недостаточности трафика. Теперь представим, что при проектировании КАД во внимание бы приняли фактическую транспортную нагрузку. Какова была бы пропускная способность трассы сегодня? А если бы весь транспорт, который по ней идет в объезд, остался бы в городе?

Так и в развитии электросетевого комплекса. Инженерная подготовка территорий должна развиваться опережающими темпами: когда инвестору потребуется определенная мощность для реализации проекта, мы будем готовы ее предоставить.

– В ваших планах есть создание мощностей на территориях, ранее отнесенных к ведению «Ленэнерго», а сегодня оказавшихся в состоянии неопределенности по понятным причинам?

– Безусловно, мы обеспокоены невыполнением ОАО «Ленэнерго» договорных обязательств перед заявителями. Проблемы на территориях, находящихся в ведении этой компании, становятся все более ощутимыми, но это совсем не означает, что мы начнем «захватывать» рынок. Наша задача – любыми путями предотвратить энергодефицит, который может выступать сдерживающим фактором в развитии города. Если для этого потребуется пересмотреть наши планы по строительству, мы будем это делать.

– Актуально ли для АО «Санкт-Петербургские электрические сети» обращение к программе импортозамещения, целесообразна ли переориентация на оборудование российского производства?

– Сейчас у компании нет зависимости от иностранного оборудования. Серьезная работа была проведена по анализу программы с точки зрения импортозамещения. Сейчас доля используемого отечественного оборудования значительно возросла, и в этом объеме порядка 80% произведено на территории Петербурга и Ленобласти. Лишь некоторые комплектующие для подстанций мы планируем покупать в других регионах.

 

Подготовила Светлана Соснова