ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 03/28 май 2014 / КОЛИЧЕСТВО, НЕ ПЕРЕХОДЯЩЕЕ В КАЧЕСТВО
КОЛИЧЕСТВО, НЕ ПЕРЕХОДЯЩЕЕ В КАЧЕСТВО

КОЛИЧЕСТВО, НЕ ПЕРЕХОДЯЩЕЕ В КАЧЕСТВО

Конкуренция на рынке бетона продолжает расти. Сегодня расчетные возможности производителей бетона более чем в пять раз превышают потребности рынка. Тем не менее застройщики продолжают запускать собственные БСУ как для обеспечения собственных потребностей, так и в расчете на появление «своего покупателя».
По данным ЗАО «Решение», за прошлый год емкость рынка товарного бетона выросла на 5–7% и на сегодня составляет примерно в 6 млн куб. м смеси в год. Основной объем потребления приходится на жилищный сектор, где доминирует монолитное домостроение. 40% всего объема потребления в данном сегменте приходится на четырех крупнейших застройщиков, которые используют по 200 тыс. куб. метров смеси в год. Примерно такая доля приходится на 17 крупных строительных компаний, каждая их которых ежегодно потребляет около 45 тыс. куб. метров бетона. На долю остальных застройщиков приходится лишь около 20% поставок.

РЫНОЧНЫЕ УСЛОВИЯ
– В 2006 году пять крупнейших игроков производили примерно 68–70% всего потребляемого в Петербурге бетона. Сегодня пять крупнейших компаний имеют общую долю чуть менее 45%, – комментирует заместитель генерального директора ЗАО «Проммонолит» Михаил Бизяев. – При этом цены находятся на уровне 2006 года, хотя цемент с тех пор подорожал более чем в три раза, стоимость песка и щебня тоже существенно выросла.

Такая ситуация – следствие перенасыщенности рынка. За последние несколько лет множество компаний обзавелись своими собственными бетонными производствами, на рынке появились новые игроки, и эта тенденция продолжается. Вход на этот рынок достаточно низкий, и многие переоценивают его потребности. Так, за последний год появилось по меньшей мере 12 новых узлов.
С 2011 года потребление бетона возросло примерно на 2 млн куб. метров, а мощности производителей – на 13,8 млн куб. метров. Средняя мощность небольшого БСУ составляет около 90 тыс. кубометров бетона в год, и для большинства строителей запускать свои заводы не имеет смысла – такой объем бетона застройщику просто нужен. При этом за несколько лет число БСУ возросло со 100 до 160 заводов. Некоторые заводы переходят из рук в руки, другие периодически закрываются. Сегодня на рынке работают более 90 компаний, управляющих бетонными заводами.
При этом расчетные возможности производителей бетона в 5,2 раза превышают потребности рынка.
– Средняя загрузка завода составляет 15–18%. Ведущим игрокам, а это около 10 компаний, каждая из которых имеет долю более 3%, удается удерживать этот показатель на уровне 30–50%. Никакие прогнозы роста – на этот год они составляют 6% – не позволяют предположить, что разрыв между спросом и предложением будет уменьшаться, – уверен генеральный директор ЗАО «Решение» Александр Батушанский. – Такая конкуренция прямо сказывается на ценах. За прошлый год они даже снизились. Конечно, были сезонные всплески, но в конечном счете в январе 2014 года бетон стоил дешевле, чем год назад (в среднем 2655 рублей за куб бетона наиболее ходовой марки B25 без НДС).
Если некая строительная компания поставит завод мощностью 120 куб. м в час и сможет ежегодно выпускать для собственных нужд хотя бы 80 тыс. куб. метров (хотя такую загрузку сейчас показывают только лидеры рынка, а средней загрузкой считается 37 тыс. куб. метров в год), то при средних прошлогодних ценах проект будет окупаться не менее 10 лет. К тому же внутренний поставщик всегда будет работать менее эффективно, чем сторонний. А загрузить БСУ сторонними заказами в условиях высочайшей конкуренции крайне проблематично. Кроме того, свою роль играет и сезонность спроса. Летом строителям все равно будет не хватать мощности своего узла, чтобы обеспечить свои потребности в бетоне, и часть материалов придется закупать на стороне, а зимой завод будет простаивать. В итоге рентабельность бетонного производства сегодня составляет от 5 до –5%.
Но подобные расчеты не останавливают строителей от запуска новых мощностей. Мы по-прежнему встречаем застройщиков, которые подсчитали что-то на бумажке и решили, что им вполне резонно запустить свой бетонный заводик. При таком количестве узлов и такой экономике не исключено, что в ближайшие годы мы будем наблюдать либо многочисленные попытки продажи бизнеса, либо просто банкротства.

КАЖДОМУ –
ПО ПОТРЕБНОСТЯМ

Тем не менее находятся у строителей, открывающих собственные бетонные производства, и контраргументы в пользу запуска БСУ.
– Располагая производственной базой «Ржевка», мы имеем возможность самостоятельно обеспечивать строительные площадки бетоном, раствором, другими материалами в полном объеме, – поясняет руководитель производственно-технического отдела объединения «Строительный трест» Леонид Кузнецов. – В 2013 году был приобретен новый бетонный узел с паспортной мощностью 60 куб. метров смеси в час – в дополнение к имеющемуся мощностью 75 кубов в час.
Теперь, даже если на объектах Строительного треста будет вестись заливка больших фундаментных плит, мощности завода хватит и на своевременную поставку бетона, и на текущее обеспечение строек кладочным раствором. С запуском нового БСУ мы смогли самостоятельно обеспечить масштабную заливку фундамента объекта на Лиственной улице в Выборгском районе – 1250 куб. метров за 12 часов.
Ежегодно наша компания возводит около 300 тысяч кв. метров жилья – это кирпичные дома, но потребность компании в бетоне все равно достаточно высока. Завод на Ржевке полностью покрывает наши потребности, кроме того, 40% продукции мы отгружаем сторонним заказчикам.
Есть и другие аргументы в пользу собственного производства: его наличие позволяет контролировать себестоимость строительства и оперативно реагировать на все возможные рыночные изменения.
В земельном портфеле компании «Строительный трест» есть новые участки в Петербурге и Ленобласти, где мы собираемся строить миллионы кв. метров жилья. Так что в нашей компании обсуждается вопрос об установке новых заводов. Но пока он открыт.

– Можно понять, откуда взялось такое количество заводов в 2007–2008 годах: маржинальность бетонного бизнеса была фантастической. Тогда многие компании принимали решения о выходе на рынок. Я вообще не понимаю, как существуют фирмы, которые грузят 2000–3000 кубов в месяц. Что они возят, кто это покупает? – задается вопросом генеральный директор ООО «Лидер бетон» Сергей Янкин. – За прошлый год компании, входящие в «Лидер Групп», потребили порядка 100 тыс. куб. метров бетона, это примерно 30% от нашего портфеля заказов. Такие объемы потребления, безусловно, позволяют показывать положительную рентабельность и чувствовать себя увереннее многих других участников рынка. Важно подчеркнуть и то, что любой крупный строитель озабочен не только ценовой политикой, но прежде всего стабильностью поставок и качеством.

– Мы не запускали новые бетонные заводы, а приобретали действующие производства, – делится опытом генеральный директор ООО «ТСК-Бетон» (входит в состав «Балтрос») Максим Кирпичев. – Сейчас у нас три узла. Мы вышли на этот рынок после кризиса, когда многие игроки испытывали серьезные проблемы.
Мы оценивали свои нужды в рамках реализации проекта «Московская Славянка» от 250 до 300 тыс. куб. метров бетона в рамках строительства одной очереди. Причем важнее была даже не экономическая целесообразность, а необходимость обеспечить беспрерывные поставки бетона с ближайшего БСУ.
То есть на начальном этапе мы обеспечивали только собственные потребности, и за это время смогли отработать технологию, подтянуть научную базу. Это позволило выйти на рынок, имея уникальный опыт бесперебойных поставок бетона 24 часа в сутки. Уже в прошлом году наше собственное потребление бетона составило лишь около 40% от общего объема сбыта. Конечно, когда цены снизились на 20–25%, производство в какой-то момент стало убыточным, но у нас были долгосрочные договоры, от которых мы не отказывались.
Сейчас я бы, конечно, не советовал застройщикам покупать новое оборудование и устанавливать на стройплощадке, если вы не строите в одном месте более 400 тыс. кв. метров жилья и не имеете жестких ограничений по срокам. Есть альтернативные варианты – брать в аренду конкретные узлы или подписывать с надежными производителями долгосрочные договоры.

– Организация собственного бетонного производства сегодня – это самоубийство, – уверен Михаил Бизяев. – Я бы лично не потратил миллион евро на эти цели. Хотя, конечно, у каждой фирмы есть свои резоны.

– В 2007 году у нас было шесть производств, после кризиса мы сократили число заводов до четырех, а сейчас обновляем мощности и запустили одно новое производство, – рассказывает коммерческий директор ГК «Беатон» Сергей Китуничев. – Но в нашем бизнесе основную долю занимает производство асфальта, поэтому новая линия смонтирована во многом с прицелом на этот сегмент. К тому же мы спокойно ждем, пока строители «наедятся» своим производством и вернутся к нам.

– За последние годы многие компании удвоили и утроили свои мощности, что привело к заметному обострению конкуренции, – констатирует коммерческий директор бизнес-единицы «ЛСР. Базовые материалы – Северо-Запад» Сергей Шерстюков. – Сегодня для многих этот бизнес стал малорентабельным, а для кого-то даже убыточным. Мы одни из немногих, кто чувствует себя уверенно. Но ценообразование зависит от конъюнктуры рынка, и мы вынуждены поддерживать цены на уровне среднерыночных.
Наша доля на этом рынке составляет всего 17%, а политика заключается не в увеличении объемов, а в повышении качественной составляющей. Мы приняли ряд мер, позволяющих поддерживать спрос на нашу продукцию: провели ребрендинг, усилили взаимодействие с клиентами, улучшили сервис обслуживания, внимательно относимся к качеству, имеем собственную сырьевую базу, большое количество постоянных клиентов и поставляем на рынок качественный продукт. И в этом наше преимущество.

КАЧЕСТВЕННЫЙ СКАЧОК
Именно вопрос качества особенно беспокоит и застройщиков, и многих производителей бетона. Высокая конкуренция, переизбыток производственных мощностей, низкая рентабельность бизнеса – все это приводит к тому, что многие производители бетонов пытаются сэкономить, снижая качество своей продукции. Демпинг для них является более выгодным способом повышения конкурентоспособности, чем повышение качественных характеристик продукции и уровня обслуживания. К сожалению, пока ситуация такова, что количество не переходит в качество.


– Очевидно, что большинству мелких игроков на рынке тяжело обеспечить высокое качество. А когда возникает необходимость снижать издержки, начинаются игры с себестоимостью, – поясняет Александр Батушанский.

– При той ситуации, которая сегодня творится на рынке, риски получить бетон низкого качества крайне высоки, – поддерживает Михаил Бизяев. – Сплошь и рядом недобросовестные компании занижают класс бетона, что может сказаться на прочности конструкций. После того как рынок «наелся» с аммиаком, многие факты тщательно скрываются. Кроме того, мы наблюдаем полупаралич системы техрегулирования. А у бетона, в отличие от большинства других стройматериалов, существуют разные физические фазы. Мало произвести качественный материал в жидком виде, его нужно еще правильно доставить, уложить, обеспечить должный уход.

– Строители говорят, что очень переживают за качество продукта, но в этих словах есть некое лукавство, – не согласен генеральный директор ООО «Такси Бетон» Андрей Бибиков. – Как при такой конкуренции можно поставлять некачественный продукт? К тому же многие застройщики уже имеют серьезные лаборатории по контролю качества. Сомневаешься в качестве – делай свою лабораторию, проверяй входящие материалы.

– Качественную продукцию сегодня выпускают примерно половина производителей бетона. Это крупные компании, которые дорожат своей репутацией. Среди остальных есть те, кто не соблюдают технологию, экономя на сырье до 10%, – уточняет Сергей Шерстюков. – Если рынок будет ориентироваться на количество, а не на качество, чуда не будет. Государственное регулирование – на мой взгляд, утопическая идея, по крайней мере в краткосрочной перспективе. Рынок будет очищаться естественным образом.

– Ситуация, когда мощности игроков в 5–6 раз превышают потребности рынка, – ненормальна, – уверен Сергей Янкин. – Конечно, есть риск, что в борьбе за маржинальность и возможность остаться на плаву начнутся какие-то фокусы с себестоимостью. А рынок уже близок к состоянию, когда ситуация с рентабельностью бетонного бизнеса является потенциально опасной для строителей.

Подготовила Славяна Румянцева