ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
ЭФФЕКТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА

ЭФФЕКТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА

Растущая потребность России в новом энергоэффективном насосном оборудовании обусловлена ужесточающимися экологическими требованиями и необходимостью внедрения энергосберегающих технологий.
Общая тенденция последних лет связана с требованием к энергоэффективности оборудования. В России сегодня взят курс на энергоэффективность и сокращение затрат на производство. Соответственно, сейчас и в ближайшее время будет востребовано оборудование, отвечающее требованиям энергоэффективности и энергосбережения. По статистике, в мире на долю насосов приходится около 20% потребляемой электроэнергии.
– Если сократить потребление насосов, можно получить значительный экономический эффект, – рассказывает руководитель отдела маркетинга WILO RUS Любовь Стальнова. – В этом вопросе Wilo является, можно сказать, законодателем моды в области разработок энергоэффективного насосного оборудования. Например, насос линейки Stratos с мокрым ротором по западной классификации считается самым энергоэффективным в мире.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Так, в числе перспективных новинок насосного оборудования на российском рынке руководитель отдела продаж ЗАО «СИНТО» Алексей Вальков отмечает современные энергосберегающие насосы GRUNDFOS серии Magna с электродвигателями на постоянных магнитах, а также насосные агрегаты с электродвигателями наивысшего класса энергоэффективности GRUNDFOS Blueflux ®.

– В качестве наиболее популярных характеристик насосного оборудования сегодня особенным спросом пользуются энергоэффективность, простота монтажа и обслуживания, доступная цена, наличие оперативной сервисной поддержки, – рассказывает Алексей Вальков. – Поэтому сейчас перспективными направлениями разработок являются применение новых высокотехнологичных конструктивных материалов и оснащение насосов функциями автоматизации и удаленного управления для интеграции работы в системах диспетчеризации зданий и сооружений.

– Безусловно, перспективно все то, что связано с энергосбережением, экономией энергии и ресурсов, – констатирует Любовь Стальнова. – Перспективна работа с объектами коммунального хозяйства (из-за того, что большая часть оборудования уже устарела или изношена). Рынок уже готов к внедрению энергоэффективного оборудования.
Сейчас на рынки Германии, Австрии и Швейцарии поступает система Geniax. Это новейшая разработка концерна WILO SE. Суть в том, что в системе отопления нужно делать определенные запасы. Например, чтобы в высотном доме батареи на последнем этаже были всегда горячими, проектировщики рассчитывают систему по самым верхним этажам, т. е. с запасом. И радиаторы на первых этажах могут оказаться более горячими. Система Geniax построена таким образом, что на каждый радиатор можно поставить свой небольшой насос, который регулирует подачу тепла. За счет этого реализуется требование энергоэффективности. Пока на российский рынок такое оборудование не поставляется, но надеемся, что в 2014 году часть этой системы для отдельных радиаторов, начнет появляться в России.

– Не у всех компаний на данный момент имеется возможность, но у большинства присутствует желание быть более энергоэффективными. И здесь важно развивать различные механизмы: например, энергосервисные контракты, – отмечает Любовь Стальнова. – Они уже достаточно популярны в России, существует много примеров, когда современное оборудование внедряется благодаря энергосервису, однако законодательство в этой части пока несовершенно, поэтому перспективы есть и здесь. Кроме того, имеется большая вероятность, что через несколько десятилетий Россия будет экспортировать не только нефть, газ и полезные ископаемые, но и воду в том числе. В частности, в страны Средней Азии, где нехватка водных ресурсов уже достаточно велика. Тогда понадобятся огромные насосы, которые будут справляться с этой задачей.

ОПТИМАЛЬНЫЙ КПД
Сегодня повышение энергоэффективности систем водоснабжения (водоотведения) достигается за счет высокого КПД насосов и электроприводов, автоматизации работы насосных агрегатов, объединяемых в составе насосной установки, применения частотного регулирования производительности насосов.
– В системах водоснабжения жилого здания потребление воды в течение суток происходит неравномерно, – рассказывает Любовь Стальнова. – Например, на утренние и вечерние часы приходится максимальный уровень водоразбора, на ночные часы — минимальный. Для того чтобы поддерживать требуемый расход воды в часы максимального водоразбора, при проектировании систем водоснабжения необходимо правильно подбирать насосное оборудование. При использовании насосов без регулирования частоты вращения ротора их полная нагрузка и оптимальный КПД обеспечиваются только в течение 10–15% времени, все остальное время насосы работают при неполной нагрузке и в зоне низкого КПД, что ведет к неоправданному перерасходу электроэнергии. При этом давление за насосом и у потребителя может меняться в широком диапазоне, иногда превышая требуемую величину в полтора-два раза. Решением данной проблемы может стать регулирование частоты вращения, позволяющее поддерживать требуемое давление и при этом минимизировать эксплуатационные расходы на электропотребление.
При максимальном водоразборе насос работает в полную мощность на максимальных оборотах. При снижении водопотребления мотор насоса, управляемый преобразователем частоты, автоматически снижает обороты, чтобы привести подаваемый насосом расход воды в соответствие с уменьшившимся водопотреблением. При этом давление в сети водоснабжения остается неизменным. Такой режим работы позволяет экономить от 30 до 50% электроэнергии по сравнению с насосами с постоянной частотой вращения. Применение же высокоэффективных насосов с электронно-коммутируемым двигателем с ротором на постоянных магнитах снижает энергопотребление на 70%.
– Сейчас можно отметить спрос на энергоэффективное оборудование, но только со стороны частных инвесторов, которые в дальнейшем планируют его эксплуатировать, – отмечает генеральный директор компании «АСТиВ» Сергей Ходов. – Например, для Сибири характерен высокий спрос на насосы с частотными приводами. В европейской части России все-таки покупатели в первую очередь ориентируются на стоимость. Здесь меньше вероятность, что что-то замерзнет и откажет. В Сибири же, как, впрочем, и в Архангельске и Мурманске, все знают, чем может грозить отказ насоса при температуре минус сорок. И могут подсчитать, сколько составит экономия ресурсов при работе энергоэффективного оборудования с учетом длинных и суровых зим.

КОНКУРЕНТНЫЕ
ПРЕИМУЩЕСТВА

Сегодня на отечественном рынке представлено достаточное количество поставщиков насосного оборудования как российского, так и зарубежного производства.
По оценке компании IndexBox, российское производство ориентировано на внутренний рынок, причем на рынке насосов для домовладений с большим перевесом преобладают иностранные производители.
– Техника Grundfos, которую мы поставляем, занимает около 20% рынка насосного оборудования, – отмечает Сергей Ходов. – Такой расклад в основном диктуется экономическими соображениями потребителей, которые зачастую ориентируются на цену. А Grundfos – оборудование дорогое, но при этом оно энергоэффективно, надежно, занимает меньше места, его техобслуживание обеспечивается сервисными центрами. Всегда можно заменить изношенные детали. Кроме того, оно быстрее окупается за счет снижения расходов на энергоресурсы. Российское оборудование выпускается на разных предприятиях еще с советских времен, когда производство насосов было сосредоточено на 27 специализированных заводах. Это, в свою очередь, осложняет возможности оперативно заменять изношенные детали и получать качественное сервисное обслуживание.
Основным конкурентным преимуществом продукции отечественных производителей является в первую очередь небольшая цена приобретения. У зарубежных – энергоэффективность, высокое качество, надежность и долгий срок службы насосов, их быстрая окупаемость и минимум затрат на обслуживание
– Рынок насосного оборудования будет активно развиваться. На рынок будут выходить все большее количество зарубежных производителей, соответственно, возрастет и конкуренция, – констатирует Алексей Вальков. – Сегодня из наиболее крупных участников российского рынка, которые уже давно и широкомасштабно осуществляют свою деятельность в России, можно отметить такие бренды, как Grundfos, KSB, Wilo. Из этой тройки несомненным лидером является компания Grundfos, которая уже около десяти лет назад построила собственное производство в России, а также имеет широчайшую сеть сервисных центров по всей стране.
– Развитие рынка напрямую зависит от роста строительства, – резюмирует Алексей Вальков, – с его ростом будет повышаться спрос на крупные промышленные насосные агрегаты, на насосы для частного применения, а также неуклонно возрастать спрос на насосы для реконструкции и модернизации систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в энергетике, промышленности и коммунальном секторе.

Подготовила Славяна Румянцева