ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 03/20 май 2013 / Война на инновационном фронте
Война на инновационном фронте

Война на инновационном фронте

Когда начинаются разговоры о внедрении инноваций, то невольно всплывает военная терминология. Если в конце прошлого века за инновации боролись, в том числе методом промышленного шпионажа, то сегодня самим инновациям приходится с боем завоевывать себе место на рынке. Во всяком случае, на строительном рынке применение новых технологий и материалов происходит тяжело и крайне медленно.

С одной стороны, представители различных уровней власти выражают поддержку инновационной деятельности, с другой – широкому применению той или иной разработки препятствует масса факторов, начиная с устаревших нормативов и кончая ценовыми приоритетами.

2 апреля 2013 года губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и председатель правления ОАО «Роснано» Анатолий Чубайс подписали соглашение о сотрудничестве между городом и Фондом инфраструктурных и образовательных программ по стимулированию спроса на инновационную продукцию. В рамках соглашения предусматривается создание рабочей группы, которая займется разработкой соответствующей городской программы. В Петербурге уже действует комплексная программа «Наука. Промышленность. Инновации» на 2012–2015 годы. По данным пресс-службы Смольного, правительство города ставит задачу к 2016 году увеличить долю выпуска инновационных товаров и услуг предприятиями города до 220 млрд рублей (по итогам 2012 года этот показатель составил 158 млрд). Примечательно, что бывший КЭРППиТ стал называться комитетом по промышленной политике и инновациям.
Что касается строительного комплекса, то в марте на коллегии Госстроя глава Минрегиона Игорь Слюняев назвал внедрение инноваций в производство стройматериалов одним из необходимых условий для увеличения объемов жилищного строительства. Тема инноваций обсуждается и в рамках общественных организаций, например, «Союзпетрострой» планирует регулярно проводить семинары, посвященные новым технологиям и материалам.

Неоцененная «новинка»

«Как правило, применение инноваций увеличивает стоимость строительства, а многие заказчики и подрядчики предпочитают дешевые решения, – отмечает вице-президент и директор ССК «Союзпетрострой» Лев Каплан. – Их, по большому счету, не интересует, что благодаря инновационным решениям существенная экономия может достигаться на стадии эксплуатации объекта». По мнению Льва Каплана, инновации внедряются очень тяжело, это касается и энергоэффективных технологий. Тормозит инновационный процесс также разобщенность проектировщиков и строителей, отсутствие у многих компаний экспериментальной и испытательной базы.

По мнению председателя комитета по совершенствованию тендерных процедур и инновационной деятельности Национального объединения проектировщиков, заместителя директора СРО НПП «Союзпетрострой-Проект» Сергея Чижова, прежде всего необходимо определиться с самим термином «инновация». В классическом понимании это нововведение в области материалов, технологий, организации. Но в этом определении нет количественных и качественных характеристик, замечает эксперт. В результате, у заказчиков и у федеральных структур нет понимания, как оценивать эти нововведения. По мнению Сергея Чижова, инновация связана с конечными свойствами создаваемого объекта. «Улучшение первоначальных функционально-потребительских свойств зданий и сооружений на этапах их жизненного цикла путем повышения качественных характеристик надежности – это и есть инновация», – считает эксперт. При этом он отмечает, что понятие надежности слабо регламентировано, так как существующая нормативно-правовая база в отношении безопасности и надежности зданий и сооружений не доработана, а технический регламент носит общий характер.

Соответственно, необходимо доработать группу стандартов, которые связаны с потребительскими качествами зданий и сооружений.

По мнению эксперта, система госзаказа, где победитель конкурса выбирается по минимальной цене, не является механизмом продвижения инноваций, более того она препятствует внедрению новых материалов и технологий. Эксперт также озвучил идею создания единого информационного инновационного портала.

Семинар, проведенный «Союзпетростроем» показал, что, несмотря на проблемы с внедрением инноваций, процесс создания новых технологий и материалов продолжается. Новые разработки повышают тепло- и звукоизолирующие свойства перекрытий, совершенствуют системы вентиляции. Создана автоматизированная методика прогрева бетона, которая позволяет повысить качество бетонирования и существенно снизить электропотребление.

Разрабатываются новые звукоизоляционные материалы на основе вспененного полиэтилена, снижается уровень горючести сэндвич-панелей из пенополиуретана, на котельных и водопроводах проходят испытания бесконтактные активаторы, меняющие свойства воды и т. д.

Следует заметить, что в прошлом году на участие в конкурсе «Инновации в строительстве» было подано рекордное количество заявок – 67. Проблема в том, что инноваций все равно меньше, чем требуется. Многие новые технологии и материалы «погибают», так и не дойдя до победного конца, не выйдя на рынок.

Эх, дороги…

Проблемы с внедрением новых материалов и технологий особенно заметны в сфере дорожного строительства. Как следствие – ежегодный ремонт одних и тех же дорог, постоянное разрушение асфальтового покрытия. По мнению экспертов, дорожно-строительный бизнес стал заложником 94-ФЗ, ведь большинство дорожных работ выполняется в рамках госзаказа. Плюс устаревшие СНиПы и ГОСТы; чтобы использовать новую технологию, компания должна разработать свой пакет стандартов и согласовать их с федеральным заказчиком – Росавтодором. При этом нет никаких гарантий, что разрешение на внедрение инновации будет получено.

Эксперты также отмечают, что применение инноваций во многом зависит от позиции региональных властей, например, многие инновационные технологии и материалы, созданные в Петербурге, находят применение не в Северной столице, а в других регионах.

Генеральный директор ЗАО «Экспериментальный завод» Валерий Стерин:

– Без участия государства только за счет средств частных компаний невозможно добиться серьезных результатов в деле развития и внедрения инновационных технологий. Качество дорог напрямую зависит от применяемых материалов и технологий.

Бортовой камень, например, работает в самых агрессивных условиях – повышенная транспортная нагрузка, воздействие антигололедных реагентов, отсутствие должной дренажной системы – все это отрицательно сказывается на целостности и долговечности конструкции.

Одна из наших последних разработок касается технологии изготовления бортового камня методом пресс-вакуумирования. В пресс-форму заливается бетонная смесь с тщательно подобранным фракционным составом заполнителей. Во время процесса (усилие прессования 600 тонн) происходит не только высококачественное уплотнение бетона, но и удаляется избыточная вода, которая играет роль пластификационного агента, а вакуум уплотняет поверхность бетона, полностью закрывая поры будущего цементного камня. Обезвоженный, уплотненный и вакуумированный таким образом камень обладает высокой структурной прочностью.

Технология позволяет выпускать бортовой камень, который по своим эксплуатационным свойствам приближается к натуральному граниту. Проектная мощность линии – 1,5 км/сут.

Что касается цены, то инновационный продукт не может быть таким же дешевым, как менее качественные изделия, которые рассыпаются в течение первого года эксплуатации. Если мы хотим, чтобы гарантийный срок на дорожные работы был не год, а 10 лет, то надо использовать инновационные технологии, не зацикливаясь на минимальной стоимости.

Для того чтобы повысить требования к качеству выпускаемой продукции, необходимо, прежде всего, внести изменения в нормативные документы. Повышение уровня качества выпускаемой продукции зависит как от позиции региональных властей, так и от инициативы самих производителей. В 2012 году произошло знаковое событие – крупнейшие производители тротуарной плитки договорились о создании Ассоциации производителей вибропрессованных изделий. Цель объединения – зафиксировать качество продукции на более высоком уровне, определив основные требования к физико-механическим характеристикам изделий. Первый шаг к этому – создание регионального методического документа «Рекомендации по применению мощения при устройстве покрытий территорий жилой и общественной застройки». Он определяет нормы проектирования, монтажа и эксплуатации существующих, реконструированных и подлежащих капитальному ремонту покрытий из натуральных и искусственных камней.

Любопытный факт

В Хабаровском крае власти намерены продлить сезон дорожных работ и начать укладывать асфальт в воду и снег. Такого эффекта власти региона планируют достичь за счет внедрения холодного асфальтобетона, позволяющего проводить ремонтные работы даже при температуре ниже 20С°. Сейчас в Хабаровском крае проводится опытно-экспериментальное внедрение инновации, после чего ее применение может приобрести промышленные масштабы.

 

Подготовила Наталья Соколова