ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 03/20 май 2013 / Реализация контрактной системы в строительной сфере
Реализация контрактной системы в строительной сфере

Реализация контрактной системы в строительной сфере

В апреле этого года был принят Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», призванный с января 2014 года заменить пресловутый Федеральный закон №94-ФЗ. Мнение сообщества проектировщиков выражает директор СРО НПП «Союзпетрострой-Проект», кандидат технических наук Андрей Уртьев.

С разработкой федеральной контрактной системы (ФКС) многие связывали надежды на построение эффективного механизма государственного заказа, который является определяющим с точки зрения обеспечения заказами большого количества проектных и строительных компаний. Работа над законопроектом продолжалась длительное время совместными усилиями различных федеральных ведомств и комитетов. В структуре Национального объединения проектировщиков (НОП) подготовкой поправок занимался Комитет по совершенствованию тендерных процедур и инновационной деятельности под руководством заместителя директора СРО НПП «Союзпетрострой-Проект» Сергея Чижова. Процесс шел сложно, уже внесенные в текст поправки отвергались при согласовании законопроекта в различных федеральных структурах. Всего в текст законопроекта за время его рассмотрения было внесено более 850 изменений. Отрадным фактом является учет ряда поправок, предложенных Национальным объединением проектировщиков.

Заместитель министра экономического развития Владимир Симоненко дал следующую оценку ФКС: «Принятие законопроекта позволит ввести систему планирования закупок, включающей разработку трехлетних планов закупок и планов-графиков закупок на каждый год; антидемпинговые меры, направленные на недопущение необоснованного снижения цены при проведении конкурсов и аукционов; введение мониторинга закупок и аудита в сфере закупок; осуществление общественного контроля закупок. Однако для полноценного внедрения и функционирования этой системы необходимо принять около 50 подзаконных актов. Главным элементом этой работы будет запуск и внедрение единой информационной системы, которая направлена на прозрачность закупок и обеспечение их достоверности». Таким образом, формирование ФКС еще не закончено, многие практические аспекты будут регулироваться отраслевыми нормами.

К сожалению, принятие ФКС в ее нынешней редакции не снимает все проблемы, которые накопились в сфере государственного заказа. Для потенциального потребителя вряд ли будет ощутима замена нашумевшего закона 94-ФЗ на ФКС в ее нынешнем варианте. Несмотря на название, ФКС не носит в полной мере системный характер. В законе не предусмотрены приоритеты для инновационной продукции, оставлено много белых пятен, отдаваемых на откуп Правительству РФ, не определены механизмы закупок отдельных товаров и услуг, в том числе по конкурсам и аукционам. Остаются вопросы и к созданию необоснованных приоритетов отдельным отраслям, например фармацевтической промышленности.

Говоря о проектной и строительной сфере, не стоит рассчитывать на облегчение процедур участия в государственном и муниципальном заказе. При всей сложности самой подготовки к ним экономическая целесообразность таких проектов будет уменьшаться, а потребительская ценность объектов падать. Одной из изюминок ФКС стала взаимосвязь падения цены на торгах и обеспечения контракта. В этих условиях для бизнеса более оптимальным решением станет переориентация на инвестиционные и частные проекты.

Необходимо заняться построением системы закупок, опирающейся на международные правила и стандарты, с участием Национальных объединений. Это, конечно, не покроет сегмент государственного и муниципального заказа, но позволит отработать понятные правила проведения тендеров, в которых учитываются интересы и потребителя, и подрядчика.

Обсуждению этих вопросов будет посвящена практическая конференция, организованная нашей СРО совместно с Санкт-Петербургским Союзом строительных компаний, которая состоится 20 июня в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете. Участники конференции смогут получить методическую и консультативную поддержку по актуальным вопросам размещения государственного и муниципального заказа на проектные работы, а также конкурсным процедурам, проводимым бюджетным и частным заказчиком.