ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Театр, как воплощение любви

Театр, как воплощение любви

В мае свершилось самое долгожданное событие для всей театральной общественности Петербурга - вторая сцена Мариинского театра гостеприимно распахнула свои двери для первых посетителей. В том, что Петербург получил один из самых совершенных акустических залов Европы, бесспорная заслуга архитекторов, проектировщиков, строителей.

О работе петербургских строителей рассказывает руководитель «Управления по реализации проекта строительства второй сцены Мариинского театра», Дмитрий Сергеевич Митянин.

- Дмитрий Сергеевич, у петербуржцев компания «Метрострой» прочно ассоциируется с подземным строительством и вдруг – театр… Компания меняет профиль?

- Не совсем так, мы включились в процесс возведения «Мариинки» в 2007 году. Так сложилось, что спустя полгода после начала строительства из-за слабых петербургских грунтов на площадке было зафиксировано превышение осадков земной поверхности, создалась аварийная ситуация для близлежащих зданий и сооружений. Объект, привлекающий пристальное внимание общественности было решено на время приостановить и подключить к решению технологических вопросов лучших специалистов строительной отрасли. Был создан Технический совет во главе с вице-губернатором А. Вахмистровым, в который вошла и компания «Метрострой», имеющая огромный опыт по сооружению подземных объектов, в сложных геологических условиях Петербурга. Наши специалисты давно и успешно освоили применение таких современных технологий, как струйная цементация (Jet grouting), «стена в грунте», top-down, выработка грунта «закрытым» способом и других позволили стабилизировать ситуацию. В 2009 году работы по сооружению нулевого цикла ГАМТ-2 были закончены. Так что мы не изменили своей специализации.

А вот возвращение «Метростроя» на знаковый объект в 2011 году состоялось после того, как компания выиграла открытый конкурс ФГБУ Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции реставрации на достройку новой сцены Мариинского театра. Специально для оперативной координации всего строительного процесса и взаимодействия с подрядными организациями, входящими в состав Метростроя и занятыми в строительстве этого грандиозного объекта, в структуре ОАО «Метрострой» было создано Обособленное подразделение «Управление по реализации проекта строительства второй сцены Мариинского театра. И здесь, конечно, пришлось многое постигать заново. Но тем интереснее и важнее для нас опыт, который мы получили.

- Кто помимо «Метростроя принимал участие в возведении новой сцены?

– Строители уложились в срок, объект, вызывающий в последние годы самые жаркие споры общественности, практически закончен. Уже в мае все любители тетра смогут по достоинству оценить и потрясающие акустические качества нового зала, и роскошные интерьеры.

В строительстве «Мариинки» участвовали многие организации «Метростроя». Поистине колоссальные объемы бетонных работ выполнили ЗАО «СМУ-11 Метрострой», ЗАО «Управление-20 Метрострой» и ЗАО «Тоннельный отряд-3». СМУ-11 также осуществлял кровельные работы. ЗАО «Аскон» выполняло облицовку фасадов редчайшим юрским мрамором, привезенным из Германии, мастера ЗАО «Метро-Атма» изготавливали панели из оникса. Остальные отделочные работы выполняла реставрационно-строительная компания «Петр Великий», а монтажом всего сценического оборудования занимались специалисты «Театрально-декорационных мастерских».

Мы понимали огромную ответственность перед всеми жителями Петербурга, для которых Мариинский театр – один из символов города. «Метрострой» уже участвовал в строительстве подземной части в своё время, но это было как раз то, что метростроителям ближе – укрепление грунта, котлован, фундаменты…

- Мнения о внешнем облике здания спорные, подчас самые негативные, в чем тогда его уникальность?

- Чтобы объективно оценить это спорный объект, нужно хотя бы раз побывать внутри театра. По редкости и изяществу декора, отделки, используемых материалов, качеству современного акустического оборудования – вторая сцена Мариинского театра превосходит многие европейские театральные залы. Уникальность отделки прослеживается во всем: в каждом элементе, сочетании этих элементов, компоновке камня, гранита, оникса, венецианской штукатурки, стекла, стразов Swarovski… Воплощать изысканные задумки архитекторов интересно, но сложно, не всегда на бумаге можно предусмотреть изменения, которые обязательно возникнут в процессе работы, поэтому творили в постоянном взаимодействии с архитекторами, дизайнерами и проектировщиками.

- Что оказалось для вашей компании совершенно новым, а потому сложным?

- Для нас в работе на этом объекте было много нового, мы получили бесценный опыт работы с редкими материалами, новыми технологиями. Особую сложность представляли собой отделочные материалы, которые значительно отличались от тех, с которыми привыкли иметь дело создатели подземных магистралей. К примеру, для отделки потолков и стен применялись панели GUSTAFS, которые на заказ изготавливались в Щвейцарии. Разумеется, особого бережного отношения требовал монтаж панелей. Все места стыка различных отделочных материалов неоднократно дорабатывались во взаимодействии с архитекторами. Пожалуй, самыми привычными для метростроевцев стали огромные объемы бетонных работ, а для специалистов «Метро-Атма» работы с гранитом и мрамором – традиционными для Петербурга. Стоит ли говорить, с каким трепетом отнеслись специалисты «Метростроя» к изготовлению и монтажу стеклянных лестниц. Специально созданная группа технологического контроля, своевременно принимала выполненные работы, оценивала их объем и качество, а в случае необходимости – контролировала устранение недочетов. Теперь ЗАО «Метрострой» с гордостью может сказать, что ему под силу не только подземные чертоги, но и наземные дворцы.

- Профессионалы сцены уже дали оценку возможностям нового театра?

- Насколько мне известно, самую высокую. Зрительный зал новой «Мариинки» построен в форме подковы с тремя балконами, что предоставляет собой оптимальную акустику и обзор для 2000 зрителей. Обширная закулисная часть, передовые технологические возможности и акустический дизайн компании Müller-BBM обеспечит выполнение самых сложных задач и требований. Дополнительная оркестровая раковина на сцене и оркестровая яма с платформами, которые можно будет поднимать и опускать, позволит новой сцене театра проводить и симфонические концерты, и оперные спектакли. Театр сможет похвастаться и амфитеатром на крыше (где также будут проводиться концерты), амфитеатром в фойе, многочисленными репетиционными помещениями и закулисным пространством, которое позволит сильно расширить количество спектаклей в репертуаре.

- Какие сюрпризы ожидают зрителей?

- В новом Мариинском театре будет предусмотрено все для посетителей и артистов. Здание оборудовано тремя десятками лифтов, двумя эскалаторами, в зоне фойе будет три уникальных лестницы, смонтированных специалистами Управления механизации: одна овальная, со стеклянным ограждением и декорированная камнем, лестница в форме ножниц и большая стеклянная лестница, поднимающаяся вверх до отметки +12 метров, а также немалое количество прочих технических и эвакуационных лестниц. Также, что немаловажно, проектировщики позаботились и о маломобильных группах населения: они смогут пользоваться удобными лифтами, пандусами, специальными поручнями, для них предусмотрены отдельные гардеробные и кассовые окна.

Для «Метростроя» опыт, приобретенный на строительстве этого масштабного объекта, – трудно переоценить. Это культурный объект высокой социальной значимости со своими особенностями и атмосферой. Смело могу сказать, новый Мариинский театр – это гордость «Метростроя», подлинное воплощение нашей любви к лучшему городу на свете - Санкт-Петербургу.

Проект нового здания был разработан канадской фирмой Diamond Schmitt Architects из Торонто в сотрудничестве с российской компанией КБ ВИПС. Финансирование осуществлялось за счет федерального бюджета.

Площадь нового Мариинского театра составляет 79120 м2, что делает его одним из крупнейших театральных сооружений в мире.

Беседовала Елена Рачкова