ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
9 лет бездействия

9 лет бездействия

В 2004 году, когда к поселку Вырица Гатчинского района был подведен магистральный газопровод, жители близлежащих населенных пунктов были уверены, что вскоре в их домах появится долгожданный природный газ. Но газ так и не появился. Очевидно, что существующая сегодня схема газификации сельских поселений, и в первую очередь частных домовладений, – несовершенна.

О том, как развивались события, связанные с газификацией поселка Вырица, и в целом о проблемах газификации сельской местности мы беседуем с руководителем инициативной группы жителей поселка Вырица, генеральным директором «Корпорации Di& Di» М. Я. Лейтисом.

– Михаил Яковлевич, почему вы, известный представитель бизнес-сообщества, возглавили инициативную группу жителей поселка Вырица?

– Во-первых, потому что я также уже много лет являюсь жителем этого поселка. Во-вторых, собранные инициативной группой материалы свидетельствуют о том, что ситуация с газификацией Вырицы – это не какой-то исключительный случай, а распространенное явление. Проблемы, связанные с прокладкой распределительных сетей и подключением к газопроводу частных домовладений, существуют и в других населенных пунктах Гатчинского района, и в других районах области, и в различных российских регионах. При этом многие представители власти воспринимают такую ситуацию как должное.

Вот высказывание первого заместителя председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, главы Российского газового общества Валерия Язева, опубликованное в 2011 году в «АиФ» (ранее он был зампредседателя Госдумы): «Даже в газовой державе стопроцентной газификации быть не может. Газовая отрасль занимается экономически эффективными проектами, а соцподдержка населения – дело государства. В РФ в 50 тыс. населенных пунктов нет дорог с твердым покрытием и линий электропередач. Как газ туда пойдет? Выход для них – сжиженный газ».

Поселку Вырица «повезло» больше: магистральный газопровод там появился еще в 2004 году. Однако на этом этапе процесс газификации резко затормозился, если не сказать, остановился. На природный газ были переведены только те объекты, которые уже имели подключение к сетям (раньше по ним транспортировалось жидкое топливо), а также дома, состоятельные владельцы которых сами оплатили все работы по проектированию, прокладке сетей и подключению к газопроводу. Это ничтожное количество по сравнению с числом домов, насчитывающихся в Вырице и близлежащих жилых массивах.

Для нас 2013 год в отношении газификации особенный: еще немного, еще чуть-чуть – и срок ожидания жителей и бездействия чиновников составит 10 лет.

Почти 10 лет назад у жителей Вырицы появилась надежда на создание минимально приемлемых условий для проживания в индивидуальных жилых домах, но за все эти годы для большинства моих односельчан мечты так и остались мечтами. Долгожданная газификация домов по существу так и не началась, поскольку назвать газификацией подключение за столь длительный срок к природному газу 300–400 домов из 15 тыс. домовладений не только неправильно, но и безнравственно.

– На ваш взгляд, в чем причина столь низких темпов газификации? Почему процесс газификации не доводится до конца, до конечного потребителя?

– Необходимо признать очевидный факт, что ни «Газпрому», с его мощной и разветвленной структурой, позиционирующему себя как «достояние народа», ни областному правительству, постоянно дающему обещания в течение 2–3 лет решить проблему, ни районным и тем более муниципальным органам власти проблему газификации не удалось даже сдвинуть с места, не говоря о ее решении.

Причин этому несколько. Во-первых, это искусственное разделение единого процесса газификации на части и передача полномочий по их реализации абсолютно разным, не зависящим друг от друга структурам. Это относится как к искусственному выделению из общей технологической цепочки этапов проектирования и строительства распределительных газопроводов и газопроводов-вводов, так и к передаче полномочий по их реализации органам местного самоуправления. Муниципалитеты, в свою очередь, переложили финансовое бремя на плечи жителей, оставив за собой единоличное право решать, какой объект и когда газифицировать и как расходовать бюджетные средства, выделенные на строительство распределительных газопроводов.

Это разделение породило вторую причину – резкое удорожание всего процесса газификации. Это удорожание вполне понятно и предсказуемо для любого мало-мальски грамотного управленца, инженера или экономиста. Так, если до разделения финансовая нагрузка на домовладельца составляла сумму порядка 10 тыс. рублей, или 15–20% от общих затрат на подключение (на тот момент времени), то после выделения распределительных газопроводов доля участия собственника возросла до 50% и составила сумму порядка 100–150 тыс. рублей. А после выделения из процесса этапов проектирования распределительного газопровода и проектирования и строительства газопроводов-вводов финансовая нагрузка на собственника дома увеличилась до 250–300 тыс., а в ряде случаев до 400 тыс. рублей, или 100–150% от необходимых затрат.

В открытом письме на имя губернатора Ленинградской области А. Ю. Дрозденко жители улицы Центральной деревни Малые Колпаны Гатчинского района сообщили, что даже при готовности граждан участвовать в программе софинансирования работ по прокладке уличного газопровода и отводов к домам, а это порядка 150–200 тыс. рублей с каждого дома, сделать это затруднительно. Очередь граждан с готовыми проектами на газификацию сформирована уже до 2016 года, притом, что срок действия собранных документов – лишь 2 года. Местные власти, так же как и в случае с поселком Вырица, предлагают гражданам газифицировать дома полностью за свой счет. Для большинства жителей области это не реально, а значит, газификация для них недостижима.

Третья причина неудач в газификации – это практически полное отсутствие работы по подготовке потребителей к приему газа. С одной стороны, это вызвано недооценкой важности и масштабности этой работы, а отсюда попытками выполнить ее силами служащих муниципального образования, что фактически является невыполнимой задачей. С другой стороны, это обусловлено желанием местной муниципальной власти решать вопросы тихо, по келейному, без широкой огласки, действуя по принципу «мы лучше знаем, где и что строить». Прямым следствием этого является то, что сегодня в большинстве МО нет не то что программы, а даже экономически и технически обоснованного понимания – что, где и когда газифицировать. А весь процесс подготовки потребителей сводится к желанию и пробивным способностям того или иного активиста, решившего газифицировать свой дом и дома соседей.

О какой синхронизации, о каком планировании может идти речь при таком подходе?

– Я знаю, что представители общественности и активисты не раз направляли письма и обращения в различные государственные структуры, с просьбой решить вопрос с газификацией Вырицы. Какими были результаты?

– Этой теме посвящены сотни жалоб и обращений жителей области к руководителям всех уровней: от муниципалитетов до президента. По одной только Вырице было более десятка обращений к президенту. Открытые письма и обращения отправлялись в адрес губернатора Ленинградской области, в том числе от имени ветеранов войны и тыла. Жители других населенных пунктов района также неоднократно обращались к представителям власти по поводу действующего в районе норматива, предусматривающего, что половина финансовой нагрузки на газификацию частного домовладения ложится на плечи жителей (программа «50 на 50.Муниципальные власти же, как правило, стараются полностью устраниться от финансирования подобных проектов, советуя гражданам самим оплачивать все затраты. Были обращения и к прокурору Гатчины, и в прокуратуру Ленинградской области.

К сожалению, ни в ответе губернатора («Гатчинская правда» от 16 августа 2012 года), ни в других ответах нет четкой и ясной информации, каким образом планируется организовать процесс газификации, чтобы он из пустой «говорильни» превратился в реальные дела.

Что касается газификации непосредственно поселка Вырица Гатчинского района, то под нашим нажимом и при помощи гендиректора ОАО «Газпром-Газораспределение» С. В. Густова, депутата Госдумы РФ Е. Г. Драпеко, бывшего председателя Совета Федерации С. М. Миронова ОАО «Газпром» в апреле 2010 года приступило к проектированию и строительству межпоселкового газопровода «Вырица – Мины» с целью создания технической возможности для газификации жилого массива «Михайловка». Газопровод был сдан в эксплуатацию в ноябре 2011 года, в том числе были смонтированы 9 газораспределительных пунктов.

Сообщая об этом событии, корпоративная газета ОАО «Леноблгаз» – «Диалог» (от 21 ноября 2011 года) написала: «…Начато подключение к газу частных домовладений…» Но к этим работам никто не приступал: нет финансирования, нет проектирования, нет графика и т. д.

Тогда же, в 2011 году, было принято решение о подготовке соглашения между областью и «Газпромом» о передаче полномочий по строительству распределительных газопроводов внутри населенных пунктов газовому холдингу (аналогичную схему использовало правительство Петербурга при газификации пригородных населенных пунктов). Предполагалось, что поселок Вырица станет полигоном для отработки приемлемых решений. Но в итоге вместо соглашения в «Газпром» было направлено письмо с просьбой о выделении дополнительных средств на строительство распределительного газопровода в Вырице.

Между тем уже к ноябрю 2011 года была завершена работа по подготовке

потребителей к приему газа: составлены списки на подключение, определены трассы прокладки газопроводных сетей, собраны документы для проектирования и строительства газопроводов-вводов и системы внутреннего газоснабжения. Был заключен договор с ОАО «Леноблгаз» на оказание услуг по газификации участка № 5 (по улице Румянцева). В результате мы имеем готовый проект распределительного газопровода с газопроводами-вводами по участку № 5, а средства на его строительство (порядка 6 млн рублей) так и не были выделены. Между тем, по отчетам чиновников, в 2011 году в газификацию 47-го региона было вложено 1,5 млрд рублей. В 2012 году на эти цели было выделено около 2 млрд рублей. По нашим подсчетам, на 2 млрд рублей можно газифицировать 14 285 домов. Между тем, областной комитет по ЖКХ твердит, что денег на газификацию частных домовладений нет.

– Что необходимо сделать, чтобы возможность газифицировать частные дома стала не теоретической, а реальной?

– Совершенно очевидно, что без изменения подходов к решению проблем газификации уже не обойтись. И прежде всего, это касается подключения к газу индивидуальных жилых домов, поскольку здесь уровень газификации в целом по России, по самым оптимистическим данным, составляет всего около 33%.

К счастью, есть примеры реальной газификации сельских поселений, но, к сожалению, не в 47-м регионе. Это Калининградская и Волгоградская области и даже наши ближайшие соседи – город Санкт-Петербург. Эти примеры показывают, что и как необходимо исправить, чтобы процесс газификации, как говорится, пошел.

Во-первых, нужно отменить (запретить) практику искусственного дробления процесса проектирования и строительства распределительного газопровода на отдельные составляющие.

Во-вторых, необходимо обязательное включение газопроводов-вводов участников газификации в общий проект распределительного газопровода и его финансирование до установки крана на дом.

В-третьих, передача полномочий по строительству распределительных газопроводов и необходимых финансовых средств соответствующим структурам ОАО «Газпром», закрепив за муниципальными образованиями обязательства по землеотводу, согласованию строительства, предоставлению топосъемки, работу по подготовке потребителей к приему газа в соответствии с согласованным планом-графиком газификации.

Примером хорошей организации работ может служить газификация районного центра Панино Воронежской области, где за 4 месяца совместной работы администрации и ОАО «Воронежоблгаз» был полностью газифицирован поселок Панино, проложено около 40 км распределительных сетей, газифицировано почти 4 тыс. домовладений. Все этапы процесса газификации – от контроля и проектирования до прокладки газовых сетей и подключения к ним абонентов – ОАО «Воронежоблгаз» взяло на себя.

В-четвертых, для обеспечения своевременной и качественной работы по подготовке потребителей к приему газа в полной мере использовать потенциал некоммерческих организаций.

В-пятых, средства для финансирования распределительных газопроводов и газопроводов-вводов есть, их просто надо использовать по назначению. Сегодня магистральные газопроводы Гатчинского района используются для индивидуальных домов всего на 10%.

Так, по данным аналитика консалтинговой компании RusEnergyМихаила Крутихина, на газификацию страны «Газпром» тратит лишь около 3% своих доходов, в прошлом году это был 1 млрд долларов при доходе 31 млрд. «”Газпром” привык расходовать по максимуму на посторонние нужды, а на насущно необходимом экономить. С такими темпами страна еще лет 50 будет отапливать дома дровами», – считает эксперт (АиФ, № 12, 2013 год).

А член экспертного совета при Правительстве РФ,директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергей Алексашенко, говоря о неэффективности расходования средств, отмечает, что газопроводы, которые строит «Газпром», обходятся в 2 раза дороже, чем в Европе, а бурение скважин в 3 раза дороже, чем в других компаниях («АиФ», № 15, 2013 год).

Из всего вышесказанного ясно, что деньги есть, просто у некоторых руководителей нет желания заниматься газификацией частных домовладений.

В итоге мощности проложенных магистральных газопроводов используются слабо, «Газпром» теряет потенциальных потребителей, финансовые возможности газового гиганта идут на другие цели, а жителям поселков и деревень остается лишь мечтать о голубом топливе и о комфортных условиях проживания.

Все это подтверждают и две справки, приведенные ниже.

 

Беседовала Наталья Соколова

 

Справка № 1

12 марта на селекторном совещании, которое провел председатель совета директоров ОАО «Газпром» Виктор Зубков, было отмечено, что внутренний рынок для компании является приоритетным. При этом Виктор Зубков констатировал, что за 2012 год общая задолженность конечных потребителей увеличилась в полтора раза и к 1 января 2013 года достигла 143 млрд рублей. Около 30% задолженности формируют предприятия коммунального комплекса, при том что на их долю приходится только 12,6% от всего объема поставок газа. В числе должников – 17 регионов, в том числе Ленинградская область.

С 2005 по 2012 год «Газпром» направил на развитие газификации регионов порядка 180 млрд рублей и более 100 млрд рублей – на строительство газопроводов-отводов и газораспределительных станций.Тем не менее в результате невыполнения региональными властями своих обязательств природный газ так и не пришел в 120 тыс. квартир и домовладений, до сих пор не газифицировано порядка 850 запланированных котельных. К началу 2013 года количество субъектов РФ, не выполняющих свои обязательства по подготовке потребителей к приему газа, достигло 15.

 

Справка № 2

По данным заместителя генерального директора по реализации газа ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» Анатолия Громыко, по состоянию на 13 марта 2013 года общая задолженность потребителей Ленинградской области перед компанией за поставленный природный газ составила 1,18 млрд рублей, в том числе организаций коммунального комплекса – 938,8 млн рублей (в апреле возросла до 970 млн). В числе крупных должников числится и ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района».

Анатолий Громыко отметил, что областное правительство не в полном объеме выполняет свои обязательства по подготовке потребителей к приему газа. По уже завершенным объектам (за 2008–2011годы) к 15 февраля 2013 года из 4283 домовладений были подготовлены к приему газа только 83%, из 18 котельных переведены на природный газ лишь 16, из 45 км распределительных сетей построено – 39,9 км.