ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 03/20 май 2013 / Европейский стиль Северной столицы
Европейский стиль Северной столицы

Европейский стиль Северной столицы

Первое десятилетие нового века вписало новые черты в классический, чеканный облик Петербурга. Развиваясь по заданному сценарию, город неуловимо и в то же время стремительно меняется, приобретая европейский лоск, становясь более комфортным, заново открывая перед петербуржцами свою изысканную сущность.         

Гений места

Петербург изначально задумывался как город европейской культуры, и эта  концепция Великого Петра  с каждым новым веком, с каждым десятилетием становится все более актуальной. В рамках формирования городской территории адресные программы благоустройства города достаточно долгое время реализовывались обособленно.  8 лет назад этот подход кардинально поменялся. Руководством города Комитету по градостроительству  и архитектуре было дано поручение разработать единый ландшафтный сценарий Петербурга. За основу был взят европейский опыт, где ключевым является именно комплексный подход. Это означает, что при благоустройстве какой-либо территории осуществляется целый комплекс  мероприятий - ремонт инженерных сетей, освещение, мощение, цветочное оформление, озеленение,  установка малых архитектурных форм, и др. При этом,  учитывается особая специфика  Петербурга, при создании нового облика территории, изучаются исторические документы, чтобы сохранить знаковые черты, что называется гений места.

Первый же опыт работы в новом формате оказался на редкость удачным.  

Невский проспект, прилегающая к нему Малая Садовая и дворовые территории формировались в рамках единого сценария, как комплексная структура городского пространства,  объединенные единой стилистической концепцией. На первом этапе был выполнен ремонт инженерных сетей, фасадов, впервые в России были обустроены теплые тротуары, теплые карнизы, созданные с применением технологии анитобледенения. Невский проспект еще не получил свое световое убранство, а  на Малой Садовой уже сформировалась индивидуальная подсветка фасадов и пешеходной зоны. Все было решено в едином архитектурном и колористическом стиле. Появились знаковые объекты, которые стали новыми городскими символами и легендами – фонтан-шар, напоминающий о том, что время течет, время меняется, но время вечно,  кот Елисей на карнизе театра, бронзовый петербургский фотограф.  В целом система позволила добавить  улице новую функцию, которая в тот момент была очень необходима для развития и переосмысления городского пространства.

Результат превзошел все ожидания. Сразу сформировалась зона торговли, общественного питания, рекреации. Малая Садовая зажила своей собственной жизнью.

«Цветы, цветы и там, и тут, они смеются и цветут…»

«Цветочная тема стала сегодня тем звучным сопровождением, без которого весной, летом осенью уже невозможно представить петербургский городской пейзаж – говорит начальник управления ландшафтной архитектуры Комитета по градостроительству и архитектуре  Лариса Викторовна Канунникова, - появление в пространствах города все новых разнообразных и эффектных цветочных композиций  - события заметные и, безусловно, яркие, происходящие в Санкт-Петербурге последние годы от сезона к сезону.  Много цветов в городских пространствах, организованных как непрерывное динамичное зрелище – это особое искусство.

Особенно выразительно звучит «цветочная тема» в оформлении городских магистралей.   Более 10 километров движения по Московскому проспекту и Пулковскому шоссе сопровождаются динамичной сменой цветовых и ритмических сюжетов, разнообразных по дизайну решений,  последовательно выстроенных в пространстве и времени.  Каждая городская магистраль, площадь, набережная, сквер – звенья целостной архитектурно-ландшафтной композиции, своеобразным и значимым компонентом которой становится цветочное оформление. Концепция цветочного оформления сегодня активно реализуется как составная часть ландшафтного сценария Санкт-Петербурга, разработанного Управлением ландшафтной архитектуры  Комитета по градостроительству и архитектуре».

Высокая эстетика городской среды меняет психологию человека в лучшую строну. Статистика свидетельствует, что за последние годы примеров вандализма на улицах Петербурга стало меньше. Люди почувствовали, что город – это их среда обитания, в которой красиво и комфортно, и начали  по своему обживать городское пространство. Практически в  каждой рекреационной зоне моментально формируется определенная субкультура. Где-то складывается творческая молодежная среда,  какие-то места привлекают старшее поколение. Реализация Ландшафтного сценария способствует появлению таких рекреационных зон.

Эксклюзив Петербурга

Специфика благоустройства Петербурга заключается в системном подходе к реализации  уникальных  ландшафтных идей. К примеру, сегодня  активно развивается  система тематических садов. Первым появился сад  имени Андрея Петрова, который очень гармонично вписался в окружающую каменную архитектуру Каменноостровского проспекта своей креативной современной пластикой, необычными формами,  Яблоневый сад во Фрунзенском районе стал излюбленным местом прогулок горожан, в Петроградском районе, формируется сад скульптора Михаила Аникушина.

Кроме того, в Петербурге реализуется программа создания тематических площадок не только для детей, но и для малоподвижных групп населения. И это тоже своеобразный эксклюзив, не существующий ни в одном другом  российском городе. Сад ощущений – для слабовидящих детей, в Приморском районе, Аллея милосердия, или  специально оборудованные площадки  для детей-инвалидов в разных районах города. И это очень востребованное направление. Мало кто задумывается о том, что в городе проживают 700 тыс. инвалидов, которые зачастую не могут выйти в собственный двор, потому что он не оборудован специальными приспособлениями, помогающими им ориентироваться в пространстве. Городская программа ландшафтного благоустройства позволяет им, жить жизнью Петербурга, чувствовать себя его полноценной частью.

За последние  10 лет проведена колоссальная работа по изменению светового оформления города. Это стало возможным за счет реализации городской  программы «Светлый город», которая включает в себя комплексное световое решение для фасадов зданий, подсветку мостов, набережных, городских магистралей, дворовых территорий, нижнего яруса деревьев. Поменялось отношение к тому, как город выглядит в летний и зимний период. Кардинально  изменилось новогоднее убранство, которое поднялось на уровень европейских стандартов, стало стильным, разнообразным, тематически узнаваемым. Не случайно опыт Петербурга приезжают перенимать специалисты из других российских городов.

Игра по правилам    

Реализация масштабных, социально значимых программ стала возможной, в первую очередь, за счет создания законодательной базы и консолидированной политики всех профильных комитетов, ведомств, общественности. И снова здесь звучит слово «впервые». В Петербурге впервые в российской градостроительной практике  появились ландшафтные регламенты. Первым был разработан регламент Невского проспекта, который вобрал в себя вопросы цветочного оформления,  колористики фасадов, подсветки, установки малых архитектурных форм. Затем появились регламенты крупнейших городских магистралей, таких как Московский, Каменностровский, Вознесенский  проспекты, не  остались без внимания и береговые территории, регламенты которых разрабатывались чиновниками совместно с ассоциацией моряков. Новые регламенты благоустройства были позитивно восприняты не только горожанами, но и бизнес-сообществом Петербурга. Инвесторы заявили, что наконец-то появились  узаконенные правила игры, и выразили готовность их выполнять. Людям не все равно, какая среда их окружает, и они хотят жить цивилизованно, по-европейски комфортно и эстетично.

Идеи есть – деньги найдутся

Отрадно, что с каждым годом все больше инвесторов проявляют заинтересованность в создании частных объектов благоустройства и решают эти вопросы совместно с Управлением ландшафтной архитектуры Комитета по градостроительству и архитектуре, чтобы  реконструировать то или иное здание, дворовую территорию в контексте общей идеи. И здесь подчас находятся деньги на реализацию оригинальных идей петербургских дизайнеров, и тогда в городе появляются действительно уникальные  объекты. Петербург вообще сейчас впереди России всей в плане ландшафтного дизайна. Не имея такого финансирования, как в Москве,  город выигрывает за счет стиля, красоты,  функциональности. Не случайно  в 2013 году Санкт-Петербургу присуждено 1 место и «Золотой диплом» в номинации «Самый благоустроенный город России численностью более 1 млн. жителей».

Законодатель «ландшафтной моды»

Санкт-Петербург сегодня  - активный участник международного взаимодействия в области ландшафтной архитектуры.  В 2013 году в седьмой раз  будет проходить международная конференция «Ландшафтный дизайн города». Темой конференции станут водные ландшафты в эпоху урбанизации. Темы докладов готовят ландшафтные архитекторы, члены EFLA, IFLA, члены национальных Ассоциаций ландшафтных архитекторов Европы, Америки, Австралии, члены Совета АЛАРОС и др.

Международный фестиваль «Императорские сады России», который ежегодно проводится Комитетом по градостроительству и архитектуре совместно с Государственным русским музеем на территории Михайловского сада, завоевал признание среди ведущих специалистов садово-паркового искусства, горожан и гостей Петербурга. В дни фестиваля пространство Михайловского парка превращается в огромную выставочную площадку, на которой ландшафтные дизайнеры демонстрируют оригинальные произведения, главным материалом которых являются цветы. Историческое окружение и тематика фестиваля создают тонкое взаимодействие традиционного и современного ландшафтного искусства.

Начальник Управления ландшафтной архитектуры Комитета по градостроительству и архитектуре Лариса Викторовна Канунникова

В основу разработки и реализации мероприятий по сохранению и совершенствованию архитектурно-художественного облика Санкт-Петербурга положена Концепция ландшафтного сценария Санкт-Петербурга.

Ландшафтный сценарий рассматривается как целостная инфраструктура элементов и звеньев городского ландшафта, интегрированная в планировочную и архитектурно-пространственную организацию городских территорий – исторических, сложившихся и тех, процесс градостроительного освоения которых только начинается.

Ландшафтный сценарий объединяет зелёные насаждения, малые архитектурные формы, мощение и геопластику, освещение и подсветку, городское оборудование и художественные объекты. Особая роль отводится  колористике среды – целостному, гармоничному цветовому решению фасадов зданий, поверхности земли, ландшафтных и художественных компонентов.

Опыт реализации «ландшафтного сценария» изменил

и преобразил облик городских пространств. Московский, Невский, Вознесенский проспекты, Большой проспект и Наличная улица на Васильевском острове, пешеходная территория перед Гостиным двором, сад имени Андрея Петрова на Каменноостровском проспекте, территория ЛенЭКСПО в дни проведения Петербургского экономического форума, набережные, магистрали и общественные пространства в районах современной застройки – эти разные объекты, объединённые новым подходом к цветочному оформлению города, уже стали своеобразной «визитной карточкой» северной столицы.

Вместе с тем, «цветочная тема» ландшафтного сценария сохраняет

и развивает традиции, творчески интерпретируя лучшие образцы прошлого, давая новое звучание историческим формам и приёмам. Пример этому – концепция цветочного оформления к 300-летию города Пушкина (Царского Села), объединившая общим лейтмотивом ландшафтное решение целого района - въездов в город, площадей и скверов, улиц и кварталов. Своеобразие исторического и архитектурного контекста стали основой для современных дизайнерских решений.

Новые идеи требуют дизайнерских и технических инноваций. В этом ключе Комитетом в 2012 году проведён архитектурный конкурс по ландшафтному дизайну «Цветочная вертикаль». Участникам было предложено создать проекты вертикального озеленения на основе лёгких конструкций, которые в дальнейшем станут серийными типовыми объектами благоустройства.

Тема «вертикали» выбрана не случайно. Архитектурно-ландшафтный ансамбль Петербург построен на точном соотношении горизонтали

и вертикали. В «плоскостном» пейзаже города вертикальные акценты имеют особый смысл и звучание.

Устройства для вертикального озеленения, трактованные как выразительные пластические объекты – это новый взгляд на возможности синтеза современного дизайна и ландшафтных компонентов. В городских пространствах они позволяют обозначить и организовать узловые участки, внести ритмику в организацию протяжённых перспектив, использовать возможности скульптурного решения ландшафтных композиций.