ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 03/20 май 2013 / Уникальные решения для уникального моста
Уникальные решения для уникального моста

Уникальные решения для уникального моста

Реконструкция Дворцового моста, несомненно, когда-нибудь  войдет в учебники по мостостроению, как уникальная операция. Разводное 5-пролетное сооружение длиной более четверти километра разбирают и вновь собирают буквально по частям, причем все работы ведутся без полной остановки транспортного движения.     

Когда заходит речь о реконструкции Дворцового моста, специалисты в один голос утверждают, что это задача повышенной сложности. Во-первых, мост, соединяющий центральную часть города и Васильевский остров, находится в самом сердце Петербурга, в зоне сложившейся исторической застройки. Практически каждое здание, находящееся вблизи моста, – памятник архитектуры, в районе набережных располагается огромное количество инженерных коммуникаций. Во-вторых, сам мост  является объектом культурного наследия, и требования КГИОП  - максимальное сохранение всех существующих элементов архитектурного ансамбля Дворцового моста, набережных, гранитных камней и элементов декора. И уже одно из самых сложных условий реконструкции – ведение работ без полного закрытия движения по мосту, являющего важнейшей транспортной артерией Петербурга. 

Работу на объекте ведут лучшие специалисты в области мостостроения. Генеральным подрядчиком является ЗАО «Пилон», компания, которая в течение последних 20 лет принимала участие в реконструкции практически всех исторических мостов Петербурга. Замену разводных механизмов осуществляет профильное предприятие ГУП «Мостотрест», в чьем ведении находится все мостовое хозяйство города.

Срок службы металла – не менее 100 лет!

Основной причиной реконструкции Дворцового моста  является  неудовлетворительное состояние уникальных для своего времени механизмов разводного пролета и котлованов разводных опор.

Металл, из которого был выполнен разводной механизм, сам по себе можно по праву назвать гордостью отечественной металлургии. Инженеры, проектировавшие мост, даже в самых смелых фантазиях не могли предугадать, какие нагрузки придется выдерживать их сооружению. Металлические конструкции, изготовленные еще на «Путиловских заводах», помнят и перестук каретных колес, и каучуковые шины первых автомобилей. Однако прочнейший металл, способный выдержать колоссальные нагрузки, от времени, влажности, перепадов погоды начал разрушаться.

Разводной механизм, честно прослуживший городу почти целый век, мостостроители  аккуратно разобрали на отдельные фрагменты, чтобы извлечь его из опор разводного пролета. Масса стальных конструкций составляет 7770 тонн, одни только противовесы - 2800 тонн.  Практически столько весит груженый самолет ИЛ-186.

 Детали нового разводного механизма были отлиты  уже из современных сплавов, имеющих высшую степень антикоррозионной устойчивости.  Такой металл используется в авиастроении и способен выдержать не менее 100 лет воздействия агрессивной среды.  

Старинному мосту – современные технологии

Сегодня для реконструкции уникальной переправы применяются действительно уникальные технологии. Так для сохранения движения транспорта  при проведении работ было выполнено устройство временной опоры для опирания на нее разводного пролетного строения. Временная опора устраивалась путем погружения металлических труб диаметром 820 мм и длиной 38 м с помощью вибропогружателя PVE, это так называемая безрезонансная технология. Конструкции временной опоры были  изготовлены на производственной базе ЗАО «Пилон». Далее они доставлялисьсначала на пирс, а затем  с помощью плавучей баржи и буксиров - к месту погружения.

Учитывая особые условия, производство работ ведется в непрерывном графике, круглосуточно, в любую погоду. Разборка гранитных блоков в опорах 3 и 4 производилась ниже уровня воды на 2 – 2,5 метра. Работы не прекращались ипри  отрицательных температурах.

Мост, словно живой организм, говорят  мостостроители.  Подчас при самых точных подсчетах рядовая ситуация может складываться непредсказуемо.  К примеру, чтобы демонтировать старые шарниры, необходимо было поднять один из пролетов моста, на 20 сантиметров.

Каким будет облик нового Дворцового моста?

Реставраторы-камнетесы  восстановят былую красоту гранитного одеяния моста, но по требованию КГИОП намеренно оставят на плитах следы от осколочных снарядов, для того, чтобы сохранить память о суровых блокадных днях, которые Дворцовый мост переживал, вместе с жителями Ленинграда.

Дорожное покрытие будет уложено самое современное, устойчивое к истиранию и нагрузкам: на стационарных пролетных строениях – асфальтобетон, на разводном пролетном строении - литой асфальтобетон.

Кроме того, будут выполнены работы по организации безопасного дорожного движения  - установка пешеходного ограждения и устройство современной системы АСУДД.

Весной мостовиков ждал забавный сюрприз. Много лет назад петербургская ворона облюбовала Дворцовый мост, и с тех пор живет там. Гнездится, по всей видимости, рядом с техническими помещениями в опоре. Сотрудники «Мостотреста» ее давно знают и подкармливают. Когда началась реконструкция, все думали, что из-за постоянного шума, присутствия  большого количества работающей техники, ворона испугается и улетит в другое место. Однако ворона оказалась большой патриоткой, весной свила гнездо и снова выводит потомство, несмотря на то, что сейчас заканчивается самый напряженный этап реконструкции, и работа на объекте буквально кипит. Значит, все в порядке,  экологическая ситуация в норме.

Историческая справка

Потребность в строительстве нового постоянного моста через Неву между Адмиралтейской и Университетской набережными возникла ещё в 1880-х годах. Но лишь в  1901 году был объявлен конкурс на строительство постоянного Дворцового моста. Сооружение моста было начато лишь в 1912 году по проекту А.И. Пшеницкого.

Торжественное открытие Дворцового моста состоялось 23 декабря 1916 года, но из-за начавшейся в 1914 году Первой мировой войны, его архитектурная отделка не была выполнена. На мосту было установлено лишь деревянное перильное ограждение, верхние части опор были обшиты деревом, а вместо гранитных парапетов на опорах и устоях установленные фанерные.

 

В первую годовщину Октябрьской Революции 1917 года Дворцовый мост был переименован в Республиканский.

Устройство перил, фонарей и павильонов управления было закончено уже при советской власти. Литая чугунная решетка перил, выполненная скульптором И.В.Крестовским по рисунку архитектора Л.А.Носкова, появилась только в 1939 г. (до этого перильные ограждения были деревянными).

В 1943 году по время Великой Отечественной войны, вблизи от левобережной опоры разводного пролета взорвалась авиабомба, которая повредила облицовку и кладку опоры. В 1946 году были выполнены работы по устройству бетонных перемычек.

При обследовании подводных частей опор в 1955 году были обнаружены повреждения и выпадения гранитных камней, после чего в 1956-1957 годах деревянные парапеты на устоях и промежуточных опорах заменили на гранитные.

В 1963 году были выполнены работы по цементированию и восстановлению гранитной облицовки.

Работы по модернизации разводного пролета Дворового моста были произведены в 1976-1977 годах по проекту инженеров Ленгипротрансмоста В.И. Ботвинника, Т.Д. Иванова и Ленгипроинжпроекта Б.Б. Левина.

Деревянный настил на разводном пролете заменен на  ортотропную плиту, для облегчения веса пролетного строения тяжелые чугунные решетки были заменены на алюминиевые. На постоянных пролетных строениях железобетонный поребрик заменили на гранитный, а на разводном – на металлический. Также были произведены работы по замене устаревшего электрооборудования и частичная замена механизмов подклинки.

В 1991-1994 годах был произведен капитальный ремонт подводной части опор разводного пролета моста.

Летом 1997 года были реконструированы разводная часть и освещение. Дворцовый мост стал третьим после Троицкого и Лейтенанта Шмидта, получившим художественную подсветку.

 

Елена Рачкова