ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 03/20 май 2013 / Рынок бетона: количество – в качество
Рынок бетона: количество – в качество

Рынок бетона: количество – в качество

Сегодня доля бетона и сборного железобетона по кубатуре в общем объеме строительства составляет более 80%. При этом все более актуальным становится вопрос качества продукции. Из 140 бетонных узлов, работающих в Петербурге, продукцию, соответствующую требованиям рынка, выпускают далеко не все.

По мнению участников рынка, сейчас необходимо не только обеспечивать высокие темпы ввода недвижимости, но и повышать качество строительства, которое все больше определяет конкурентоспособность жилья.

В борьбе за конкурентоспособность

– Ежегодно в Санкт-Петербурге вводится около 2,5 млн кв. м жилья и 1,5 млн кв. м коммерческих площадей. Ремонтируются дороги и путепроводы. И объемы строительства все возрастают. А количество, согласно общеизвестному правилу, должно переходить в качество, – уверен Александр Вахмистров, председатель Координационного совета по развитию саморегулирования в строительной отрасли при полномочном представительстве Президента РФ в СЗФО, вице-президент НОСТРОЙ. – Более того сейчас качество должно выходить на первое место, и этим вопросом необходимо заняться вплотную. В первую очередь это касается бетонов, поскольку именно они используются в строительстве в наибольшей степени.

По мнению вице-президента НОСТРОЙ, для обеспечения качества выпускаемой продукции обязательно соблюдение четырех условий. Первое – необходимое, но недостаточное: это применение современного оборудования. Сегодня, по мнению Александра Вахмистрова, это не проблема.

– Предприятия активно проводят модернизацию. И приобрести новое оборудование для производства товарного бетона не так уж сложно и накладно, – констатирует эксперт. – В среднем цена на него, в зависимости от завода-изготовителя, мощности, производительности и других характеристик, составляет около миллиона евро. То есть купить собственный бетонный узел и выйти на рынок бетона можно свободно. Многие предприятия именно так и поступают. Так, сегодня в Петербурге действует 140 бетонных узлов.

Вторая составляющая качества – это применение материалов, соответствующих технологической рецептуре производства бетона по размеру фракций, чистоте, зернистости, другим характеристикам. Это касается всех составляющих, включая и добавки. А ведь рецептура бетона для нулевого, например, цикла жилищного строительства включает более 10 компонентов.

Соблюдение технологического процесса – еще одно условие получения качественного бетона. Оно исключает отступления от рецептур, рационализаторство и изобретательство, которое часто встречается на производстве.

В качестве четвертого условия обеспечения выпуска качественной продукции, отмечает Александр Вахмистров, необходим контроль выполнения всех трех вышеперечисленных пунктов. То есть предприятие должно не только располагать современным бетонным заводом, но и проводить регулярное техобслуживание в соответствии с регламентом, выдерживать рецептуру, проводить лабораторные исследования входной продукции и материалов, иметь сертификаты качества. Весь процесс производства должен контролироваться.

Учет и контроль

В качестве примера успешно реализованного контроля качества на всех этапах производства можно привести ОАО «ЛСР. Железобетон – Северо-Запад», в которое входят управление и четыре производственные площадки – заводы ЖБИ. На предприятии реализована двухуровневая система обеспечения качества продукции. Это две лаборатории – центральная и испытательная. Организована также мобильная лаборатория, способная производить испытания автономно в условиях производства или строительной площадки, поэтому она используется при постприемочном контроле продукции, а также в рамках претензионной работы. Кроме того, на каждом заводе существует производственная лаборатория и отдел контроля качества. Они осуществляют приемочный контроль поступающих на завод материалов, пооперационный контроль производства, а также приемку готовой продукции.

Такая система обеспечения качества позволяет выполнять сложные срочные заказы. Например, при изготовлении предварительно напряженных плит эстакад для строительства ЗСД, с учетом сложности армирования, времени на тепловую обработку остается не боле 12 часов. Для решения задачи специалистами лаборатории были получены реальные кривые нагрева тела бетона в производственных условиях. Потом с учетом реальных данных в лабораторных условиях был подобран состав смеси и обеспечена необходимая прочность с учетом 12-часового цикла тепловой обработки. Такие «теоретические» исследования обеспечили качество изделий на практике.

В случае же, когда при строительстве объекта в г. Колпино у представителей заказчика возникли сомнения в прочности пустотных плит, специалисты «ЛСР. Железобетон – Северо-Запад» смогли успешно провести серию испытаний нагружением. Прямо на объекте была расчищена площадка, установлены опоры, привезены калиброванные грузы и приборы. Плиты для испытаний отбирались представителем заказчика и тут же начинались испытания. После двух успешно пройденных испытаний все претензии к качеству плит были развеяны.

– Любые возводимые объекты должны быть в первую очередь безопасными и надежными в эксплуатации, – заключает Евгений Заблоцкий, начальник отдела технологической подготовки производства ОАО «ЛСР. Железобетон – Северо-Запад». – И качество используемых строительных материалов и конструкций играет при этом ключевую роль. Поэтому на нашем предприятии выстроена система, которая позволяет осуществлять повсеместный контроль, начиная от входного контроля сырья и заканчивая постприемочными испытаниями на строительной площадке. Для обеспечения работоспособности этой системы у нас имеется штат квалифицированных специалистов и технически оснащенные лаборатории.

Таким образом, можно гарантировать качество производимой продукции, долговечность конструкций, смонтированных с использованием наших ЖБИ. Это тот новый уровень, к которому, как нам кажется, следует приучать строительный рынок, – заключает специалист.

Вопрос соответствия

– Сейчас проблема соответствия качества – одна из наиболее актуальных в области производства бетонов, – подчеркивает Владимир Кондратенко, генеральный директор ЗАО «Метробетон», президент «Ассоциации «Бетон Северо-Запад». – С ней сталкиваются все предприятия: большие и маленькие, стационарные заводы и передвижные бетонные узлы. Очень болезненным является вопрос входного контроля песка, щебня, цемента, добавок. Часто встречается несоответствие материалов заявленным требованиям, а контроль не налажен. В итоге продукция, выпущенная бетонным заводом в один и тот же день, всего лишь с разницей в несколько часов, может значительно различаться.

То, что рынок бетона – очень сложен, отмечает и Василий Кострица, управляющий ЗАО «ЛСР-Базовые». Входные барьеры низкие, чем пользуются многие бетонные узлы. Они пренебрегают входным контролем, нарушают технологию производства и в итоге выпускают некачественную продукцию. Один из способов борьбы с подобной недобросовестной конкуренцией участники рынка видят в создании Ассоциации производителей бетонов, которая бы выступала гарантом качества продукции. Кроме того работа некоммерческой саморегулируемой организации будет в целом направлена на изменение правил игры на рынке бетонов и железобетона.

– Сегодня производителей бетона, имеющих стандарты качества по ИСО немного, – констатирует президент «Ассоциации «Бетон Северо-Запад». В то же время, по его мнению, рынку нужна качественная продукция. Предприятия должны иметь четкие стандарты и работать в соответствии с ними. Необходимы механизмы обеспечения поддержания качества бетона на должном уровне, в том числе контроль на объектах, а также – «обратная связь» между производителями, поставщиками и потребителями. Именно в соответствии с такими принципами планирует вести работу Ассоциация.

– СРО ведут активную работу в части создания нормативных баз. Многие производители бетона и железобетона заинтересованы в том, чтобы существующая нормативная база развивалась, и являются членами саморегулируемых организаций. К сожалению, чаще всего деятельность СРО в части создания нормативов ориентирована на общестроительную деятельность. Вопросы, касающиеся непосредственно производства и поставки бетона и железобетона поднимаются не так уж часто, – сожалеет Владимир Кондратенко. – Поэтому еще одной задачей Ассоциации станет нормативная деятельность.

Переходный период

В тоже время сейчас основной задачей российских строителей является повышение качества жилищного строительства, соответственно, рынок нуждается и в качественных стройматериалах. И подобная конъюнктура становится все более актуальной в связи со вступлением России в ВТО.

– Результаты исследований в ходе надзора за строительством в Петербурге свидетельствуют о том, что качество возводимого жилья становится основным показателем его конкурентоспособности, – поясняет Александр Орт, председатель Комитета по качеству и безопасности строительства при Координационном совете по развитию строительной отрасли СЗФО. – При этом объекты жилищной недвижимости, качество которых не соответствует требованиям рынка, теряют в рыночной стоимости, даже при наличии удачного места и заманчивой цены.

– Кроме того в связи со вступлением России в ВТО могут возникнуть проблемы, которые коснутся всей строительной отрасли. За время переходного периода, в котором мы работаем сегодня, необходимо привести в порядок законодательство, адаптировать российские и европейские нормы. То есть чтобы обеспечить конкурентоспособность российских компаний и предприятий, повысить качество работ и ощутить себя полноправным членом ВТО, во всяком случае в области строительства и производства стройматериалов, у нас есть 34 года, – уверен эксперт. – Пока же мы значительно отстаем от других стран в части проработки техрегламентов, решение этого вопроса необходимо форсировать. В противном случае мы можем столкнуться с вытеснением российских стройматериалов зарубежными аналогами, причем, вполне возможно, более низкого качества, но по более доступны ценам.

– А ведь качество строительства – это производная многих показателей на нескольких этапах. Это производство стройматериалов и конструкций, транспортировка их на площадки, приемка и контроль качества на соответствие требованиям технических условий и рабочей документации, монтаж, эксплуатация, реконструкция и утилизация. И промежуточные результаты на каждом этапе должны контролироваться. Ведь качество – главный показатель формирования цивилизованного рынка. Хочется верить, что уже в этом году мы получим пакет документов, которые позволят нам успешно конкурировать на цивилизованном рынке и будут регулировать качество строительной продукции и деятельность всего строительного комплекса, начиная с проектирования, получения разрешений и завершения строительства, – рассчитывает Александр Орт.

В борьбе за конкурентоспособность

– Доля бетона и железобетона по кубатуре в общем объеме гражданского, промышленного и дорожного строительства составляет более 80%, – констатирует Александр Вахмистров. – При этом количество вводимых объектов увеличивается, а значит, растет и объем потребления бетонов. Развитие дорожного строительства – автодорог, развязок и прочего с применением большепролетных, преднапряженных конструкций обеспечит рост спроса на сборный железобетон.

За бетоном и железобетоном – будущее, – уверен специалист. – А если удастся добиться повсеместного обеспечения качества выпускаемой продукции, то это положительно скажется и на объемах, темпах и качестве строительства.

– Качество материалов должно соответствовать общим установленным требованиям. То есть это вопрос стандартизации, наличия и проработанности нормативных документов. И именно в этом заключается сегодня основная проблема. К сожалению, в нормативах встречается еще большое количество несоответствий реалиям рынка, – уверен Сергей Коноплев. – А значит, в этой области работы – непочатый край.

– Качество – это всего лишь соответствие установленным требованиям. И необходимо тщательно следить за его обеспечением. Но в этом вопросе существует огромное количество недоработок, – уверен Сергей Коноплев, доцент СПбГАСУ. –Начнем с того, что статус и должности специалистов, отвечающих за измерения и испытания, т. е. обеспечивающих качество продукции, а значит, авторитет компании и продукта, чаще всего не соответствует поставленным задачам. За рубежом эксперты по качеству имеют высочайший статус в любой организации. У нас же это в лучшем случае – начальник ОТК, причем у начальника лаборатории и инженеров по качеству даже заработные платы – одни из самых низких на предприятии. А ведь если статус людей, контролирующих производство продукции, – на уровне заместителя директора, то испытания и измерения будут проводиться правильно и оценка показателей будет осуществляется ответственно.

Несомненно, многое упирается и в вопросы стандартизации, разработку нормативных документов. С этим тоже все не так гладко, как хотелось бы. А ведь есть перечень стандартов организаций по бетонам – требования по плотности, составу и пр. Есть ГОСТ по бетонам. То есть стандарты имеются, но в них огромное количество недоработок. И проблема в том, что создаются они по принципу «надо еще вчера», тогда как, например, известный евростандарт ЕN 206 разрабатывался около 8 лет, с обязательными публичными обсуждениями. А наше законодательство дает возможность сделать доступ к разработкам труднодоступным, ограничить участие заинтересованных специалистов и специалистов строительной отрасли в доработке нормативов еще на стадии их создания. Более того, согласно законодательству, программа разработки госстандартов должна быть общедоступной, однако ее нет в публичном доступе. Так, например, на сайте госстандарта последний выложенный план разработки документов – на 2011 год. А сейчас уже 2013 год! И это лишь малая часть сложностей, – возмущается представитель ГАСУ.

Остается только надеяться, что ситуация изменится.

Подготовила Румянцева Славяна