ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 03/13/ июль 2012 / Новый урбанизм: всё лучшее в центре - это неправильно
Новый урбанизм: всё лучшее в центре - это неправильно

Новый урбанизм: всё лучшее в центре - это неправильно

 

В конце мая исследовательская компания «Город-22» при поддержке Генерального Консульства США в Петербурге представила в Комитете по градостроительству и архитектуре проект «Развитие городов», целью которого является определение вектора развития качественной и комфортной городской среды и малоэтажного строительства на территории Санкт-Петербурга. Одной из обсуждаемых тем стал вопрос: «Применим ли так называемый «новый урбанизм» как метод развития территорий в нашем городе?». В мероприятии приняли участие петербургские эксперты, представители городского правительства, а также всемирно известный американский архитектор Андре Дуани, который и является автором концепции «нового урбанизма».

Господин Дуани дал эксклюзивное интервью журналу «СТО Строительство Технологии Организация».

По мнению г-на Дуани, его концепция позволит «разгрузить» исторический центр Петербурга. Сейчас у нас всё лучшее (школы, парковки, развлекательные комплексы и т. д.) – в центре, поэтому неудивительно скопление такого количества народа и автомобильных пробок. Концепция нового урбанизма основана на критике послевоенной программы развития мегаполисов США. Андре Дуани критикует американскую модель пригородов, где полностью отсутствует возможность пешеходного передвижения (субурбанизация). Его концепция предполагает самодостаточный город со всеми имеющимися в нем службами. Однако есть ли у нас реальные возможности для создания подобных самодостаточных поселений?

- У меня сложилось впечатление, что концепция нового урбанизма больше рассчитана на людей с достатком выше среднего. Вы сами говорили о том, что она предполагает развитие дополнительной инфраструктуры, наличия в городе остановок для обеспеченных людей, специального транспорта. Если же говорить о таунхаусах, то приобретение в них квартир в России, даже в мегаполисах, может себе позволить гораздо меньшее число жителей, чем в той же Америке. А, учитывая тот факт, что у нас по всей стране активно действует программа «доступного жилья», маловероятно, что в скором времени новый урбанизм станет более популярным и высотные дома возводить перестанут.

- Новый урбанизм рассчитан не только на обеспеченных людей, но и на средний класс, и на малоимущих. Разумеется, все подобные программы должны поддерживаться и отчасти субсидироваться государством. В США, например, основная масса новых комфортабельных домов за городом являются домами социального найма, они построены по специальным программам, субсидируются государством и предназначены для проживания в них представителей среднего и ниже класса. Поэтому концепция нового урбанизма получила широкое развитие в стране.

- Но в России всё же несколько другая ситуация и мы никогда не перенимаем чужой опыт, что называется, в чистом виде…

- Это правильно, что теория урбанизма здесь может быть основана, в том числе, на изучении ваших исторических успехов. Хотел бы привести в пример очень грамотную малоэтажную застройку на Приморском проспекте, в Кронштадте, Павловске, Лисьем Носу... Изучение успешных проектов – это основа концепции. К сожалению, не всегда власти идут по верному пути развития мегаполисов: сейчас у вас идут по той модели, которая уже «провалилась» в других странах. Сторонники же нового урбанизма всегда стараются думать на десятилетия вперёд. Допустим, сегодня всё выглядит неплохо, но что будет через 30 лет? Необходимо, чтобы законодатели понимали это и принимали наиболее проверенные и верные решения. При этом я не говорю о какой-то великой архитектуре или интересном дизайне как о части концепции, здесь важно другое – подготовка законодательной почвы для активного развития пригородных территорий.

- В Петербурге сегодня активно начинают осваивать подземное пространство – многим это представляется опасным и дорогим занятием для исторического центра…

- Подземные паркинги в историческом центре – это просто безумие. Такую парковку продать невозможно. Взять, к примеру, Барселону, где я жил в 70-х годах: там в то время организовали большую парковку под центральными проспектами. И, несмотря на это, до сих пор они являются самым ужасным траффиком, который я видел в своей жизни.

- То есть, выход вам видится только в обустройстве пригородных территорий?

- Безусловно. Но для этого они должны быть, что называется, изначально успешными. К обустройству территорий необходимо подходить заранее, максимально продумать всю инженерную, транспортную и социальную инфраструктуру, чтобы у людей не было лишнего соблазна поехать в центр города за какой-либо услугой или товаром. Это единственное решение, к сожалению. Уверяю вас, что когда в пригородах будут созданы те же условия, что и в центре, ваша молодёжь с большим желанием начнёт там обустраиваться.

- Вам довелось жить и работать во многих городах. С каким из них вы могли бы сравнить Санкт-Петербург с точки зрения архитектурно-инвестиционной перспективы?

- Ваш город уникален. И я должен сказать, что на сегодняшний день Петербург находится в очень хорошем состоянии.

- Что вы имеете ввиду?

- Это очень чистый город, люди ведут себя цивилизованно, с ними приятно общаться; траффик, можете верить или нет, организован отлично. Город находится в хорошем гражданском состоянии, чего я, честно говоря, не ожидал. Конечно, как и везде, есть как хорошие стороны, так и не очень.

К примеру, сейчас всё идёт к тому, что Санкт-Петербург станет городом мирового масштаба. Если это произойдёт, то разрушения местной культуры, к сожалению, не избежать. Это уже случилось со многими международными мегаполисами.

Сегодня то, что я увидел, можно назвать «физическим патриотизмом»: я был просто поражён тем, как сильно люди любят этот город и хотят сохранить его любой ценой. В городах мирового уровня такого нет: в Лондоне и Париже ежегодно сносят множество исторических зданий, и никто не возмущается. Или взять Барселону, которая также стала в 90-х мировым центром – сейчас она находится в намного худшем состоянии, чем была 30 лет назад. В Нью-Йорке – прекрасное искусство, богатство и роскошь на уровне регулярного снижения качества жизни обычных горожан.

Сегодня я смотрю на Санкт-Петербург, представляю, каким был Ленинград в советское время и каким город будет лет через двадцать… Возможно, это будут его лучшие годы, потому что после, наверняка, проблем будет больше, трафик станет хуже, люди – грубее…

Беседовал Евгений Бжезински