ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Будет ли жизнь под землёй?

Будет ли жизнь под землёй?

 

 

Во всех развитых городах мира сегодня рассматривается возможность максимального освоения подземного пространства во избежание автомобильных пробок, загазованности атмосферы и облегчения жизни горожан. Дальше всех пошёл официальный Пекин, заявив о масштабной программе, согласно которой всё автомобильное движение китайской столицы планируется переместить под землю, оставив её поверхность для пешеходов, велосипедистов и электрокаров.

Мало кто знает, что подробная программа освоения подземного пространства была разработана в Ленинграде еще в конце 70­х годов. Она предусматривала сооружение подземных развязок, пересекающихся транспортных тоннелей, галерей, паркингов и т. д. Программа не была реализована в свое время, но сегодня вопросы подземного строительства в крупных российских городах актуальны как никогда прежде. И неслучайно Международный форум «Комплексное освоение подземного пространства мегаполисов — как одно из важнейших направлений государственного управления развитием территорий» проводился именно в Санкт­-Петербурге.

Петербургские специалисты имеют опыт проведения самых сложных подземных работ и регулярно участвуют как в российских, так и в зарубежных проектах. Именно в этом городе сосредоточено наибольшее количество ведущих конструкторских бюро, занимающихся подземным строительством. И несмотря на распространенные опасения, связанные с «плохими» грунтами и вероятностью повреждения исторической застройки, специалисты уверяют, что благодаря современным технологиям и оборудованию никакой опасности для города нет. В то же время, если не принять безотлагательные меры, Петербург рискует задохнуться от пробок, загрязнения воздуха и уплотнительной застройки.

По словам генерального директора НП «Объединение подземных строителей» Сергея Алпатова, Санкт­-Петербург — единственный европейский город, который строился по единому градостроительному плану с привлечением ведущих мировых специалистов, и хотелось бы, чтобы освоение подземного пространства происходило по той же схеме. «Мы имеем уникальную возможность избежать градостроительных ошибок, совершенных в крупнейших городах мира, на исправление которых сегодня тратятся колоссальные средства, — говорит Сергей Алпатов. — Для этого необходимо иметь единый градостроительный план в части комплексного освоения подземного пространства, который должен быть жестко увязан с градостроительным планом поверхности». По его мнению, нужна также единая карта города с 3D­моделями всех подземных сооружений и коммуникаций с тем, чтобы упростить планирование и размещение подземных объектов.

На фото: подземный дом, разработанный голландской архитектурной компанией SeARCH. Автор этого проекта - Кристиан Мюллер Арчитектс. Дом расположен в горах Швейцарии.

 

Впрочем, на форуме говорили не только о Петербурге. Цель мероприятия — наметить коренные перемены в процессекомплексного освоения подземного пространства городов России, переход от практики бессистемного строительства подземных сооружений к тщательно продуманной модели использования ресурсов подземного пространства. В форуме приняли участие ведущие эксперты в области освоения подземного пространства из России и специалисты еще из 15 стран.

Участники форума, основываясь на мировом опыте, однозначно заявляют, что без освоения подземного пространства невозможно полноценное развитие современных мегаполисов и создание комфортных условий для жизни в российских городах.

Евгений Бжезински