ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 03/13/ июль 2012 / 175 лет российским железным дорогам
175 лет российским железным дорогам

175 лет российским железным дорогам

В этом году Российские железные дороги отмечают свое 175- ­летие. Как известно, колыбелью всех стальных магистралей страны является Царскосельская, а ныне Октябрьская железная дорога. Сегодня она — одна из крупнейших дорог сети и одна из лидеров по эксплуатационным показателям работы. Кроме того, Октябрьская железная дорога имеет огромное значение для развития экономики Северо­Западного региона, инвестирует колоссальные средства в модернизацию железнодорожной инфраструктуры и социальных объектов.

Царскосельская железная дорога — первая в России железная дорога, до 1851 года единственная в стране и шестая в мире, была построена в период с 1836 по 1838 год между Петербургом и Павловском. 30 октября 1837­го — День открытия движения на участке Санкт­-Петербург — Царское Село (сейчас город Пушкин). Он считается началом регулярного железнодорожного сообщения в России. Дорога представляла собой одноколейный путь с шириной колеи 6 футов (1829 мм). Длина трассы составила 25 верст (26,3 км). В начале поезда по ней ходили на конной тяге, а по праздникам и воскресеньям на паровой. Полностью на паровую тягу перешли в 1838 году после открытия линии Санкт­-Петербург — Павловск. Проектированием и строительством первой в России железной дороги занимался австрийский инженер, профессор Венского политехнического института Франц Антон Герстнер. 15 апреля 1836 года был обнародован Указ Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги. Строительство железной дороги началось 1 мая 1836­го. Официальное открытие состоялось 30 октября (11 ноября) 1837 года. В 12 часов 30 минут, по звонку колокола, поезд, управляемый Герстнером, отошел от платформы. Через 35 минут он прибыл в Царское Село. На обратном пути Герстнер, желая показать все возможности железной дороги и паровоза, развил фантастическую по тем временам скорость, покрыв весь путь от Царского Села до Петербурга за 27 минут. Средняя скорость составила 51 км/ч, временами она превышала 60 км/ч. Люди были буквально потрясены.

С тех пор многое изменилось. Сегодня ОАО «Российские железные дороги» входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний. Эксплуатационная длина железных дорог составляет 85,2 тыс. км. Скоростные поезда курсируют со скоростью более 200 км/ч.

Для Российской Федерации железнодорожный транспорт имеет стратегическое значение. Это связующее звено единой экономической системы, железные дороги обеспечивают стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременную доставку жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, является самым доступным пассажирским транспортом для миллионов граждан.

Октябрьская железная дорога в системе ОАО «РЖД» занимает особое место. Отсюда берет начало все железнодорожное сообщение в нашей стране, здесь же, спустя более 170 лет, впервые в России организовано высокоскоростное сообщение не только на внутригосударственных, но и на международных маршрутах.

Проект «Сапсан» — пример успешного запуска высокоскоростного сообщения в России. В декабре 2009 года первые пассажиры смогли совершить поездку из Санкт­Петербурга в Москву менее чем за четыре часа. Спустя год, на участке Санкт­Петербург — Хельсинки в свой первый рейс отправился скоростной поезд «Аллегро», тем самым ознаменовав начало международного скоростного сообщения.

На Октябрьской железной дороге реализуется ряд проектов, имеющих большое значение для российской экономики. Одним из наиболее значимых проектов для железной дороги и Северо­Запада сейчас является проект развития подходов к порту Усть­Луга. В перспективе глубоководный порт Усть­Луга займет ведущее место в обеспечении внешнеторговых перевозок в регионе и будет самым крупным и современным многофункциональным российским портом.

Наряду с организацией скоростного железнодорожного сообщения между Санкт­Петербургом и Хельсинки, запущенного ОАО «РЖД» в декабре 2010 года, осуществляется проект выноса грузового движения к портам Финского залива на новое грузовое направление Ручьи — Лосево — Каменногорск — Выборг. Проект реализуется совместно с государством, за счет которого из средств Инвестиционного фонда России финансируется строительство новой двухпутной электрифицированной линии Лосево — Каменногорск. Данное строительство позволит обеспечить необходимые пропускные способности для перевозки грузов в порты Выборг, Высоцк и Приморск. Нельзя не упомянуть еще об одном, очень значимом с социальной точки зрения, проекте — это ввод в эксплуатацию новой трассы Малой Октябрьской железной дороги. Проект имеет огромное социальное значение, как для компании «Российские железные дороги», так и для Санкт­Петербурга. Малая Октябрьская железная дорога — единственный центр по профессиональной ориентации на железнодорожные профессии учащихся Санкт­Петербурга и пригородов. Деятельность воспитанников МОЖД очень разнообразна и длится в течение всего года. Летом они проходят производственную практику на специально построенной трассе, в остальное время получают теоретические знания различной направленности. Протяженность новой трассы составляет 10 км. Оснащенность новой МОЖД позволяет организовать полноценный процесс практического обучения юных железнодорожников.

Символично, что новая трасса Малой Октябрьской была проложена по насыпи Царскосельской железной дороги, тем самым, дав последней второе рождение и увековечив начало начал железнодорожного транспорта в России. Имя «Малая Царскосельская железная дорога» было присвоено Южному участку Малой Октябрьской железной дороги 2 июня 2012 года.

Октябрьская железная дорога — опытный полигон для всех инноваций, внедряемых на железнодорожной сети страны, и кузница высококвалифицированных кадров. Именно здесь первые пробеги совершают новые поезда, внедряются современные технические разработки по обеспечению безопасности. Магистраль первой реализовала проект по организации высокоскоростного железнодорожного сообщения. Здесь впервые были открыты Центр управления содержанием инфраструктуры и филиал корпоративного университета ОАО «РЖД».

За 175 лет железнодорожный транспорт в России получил значительное развитие. Мы наблюдаем, как меняется инфраструктура, применяются новейшие технологии в области железнодорожного транспорта, развивается сеть вокзальных комплексов, на линию выходит современный подвижной состав. Компания «Российские железные дороги» стремится к постоянному совершенствованию своей деятельности, направленной на обеспечение наиболее комфортных условий для своих пассажиров, выстраивание взаимовыгодного сотрудничества с партнерами и клиентами.

По материалам службы корпоративных коммуникаций Октябрьской железной дороги