
Nord Stream: не отставая от графика
Подходит к концу строительство газопровода «Северный поток» – завершена укладка второй его нитки.
О том, как велось строительство, что еще предстоит сделать, чтобы газопровод заработал на полную мощность, рассказывает технический директор компании «NordStream» Сергей Сердюков.
- Сергей Гаврилович, расскажите об особенностях строительства второй нитки газопровода. Чем оно отличалось от строительства первой, и с какими трудностями пришлось столкнуться вашим специалистам?
Если при строительстве первой нитки основным препятствием стали льды, то при работе со второй ниткой мы столкнулись с другой проблемой – туманом. Он препятствовал проведению работ, в связи с чем нам приходилось их приостанавливать. Но, несмотря на это, строительство ведется по графику, как и было запланировано.
- А разве системам спутникового позиционирования на судах туман – помеха?
Для позиционирования в пространстве – нет, но для ведения работ туман – серьезное препятствие. Например, при погрузочно-разгрузочных работах необходим визуальный контроль. При перемещении труб с транспортных судов на трубоукладочное судно применяется грузоподъемный кран, который работает на вылете 30 метров. При проведении таких работ визуальный контроль необходим не только для контроля качества, но и для обеспечения безопасности. Кроме того, работать в условиях недостаточной видимости запрещают нормативы. Несмотря на все сложности, укладку второй нитки газопровода на дно моря мы выполнили даже с опережением графика. Как и планировалось ранее, в сентябре этого года мы заполним трубопровод технологическим газом, а в октябре начнем его поставки европейскому потребителю.
- Какие работы еще предстоит выполнить до пуска газа по второй нитке?
Уже проведены испытания трех секций второй нитки, после чего они были соединены под водой при помощи гипербарической сварки в единую нить в двух точках на дне Балтики. Следующий этап – это удаление воды из трубопровода. Вся вода, как и при строительстве первой нитки, будет вытеснена из трубопровода на территорию России в объеме 1 млн. 300 тыс. м3.
- Каким образом происходит вытеснение воды из газопровода?
На территории Германии в трубу будут введены специальные поршни. Там же находится воздушная компрессорная станция, которая размещается на территории, равной по площади двум футбольным полям. При помощи воздуха, нагнетаемого компрессорной станцией, поршни будут проталкиваться на территорию России, вытесняя при этом воду из трубопровода. В России, в свою очередь, стоит специальное устройство, которое принимает и отводит эту воду. Причем, первая и последняя порции воды отстаиваются в связи с тем, что в ней могут быть окалины со стыков труб газопровода. Далее вся вода уходит в море через специальную трубу и устройство, которое было специально разработано нами для того, чтобы вода, подаваемая в море, не размывала грунт, не пугала морских обитателей шумом, а также не фонтанировала, потому как скорость излива воды достаточно высокая (около 2000 м3 в час). Устройство представляет собой полупогруженную трубу, т. е. она не лежит на дне и не находится на поверхности воды. Таким же образом, под наблюдением экологов, мы удаляли воду и из первой нитки газопровода. Скорость движения поршня в трубе составляет около 1,5-1,8 км в час. Весь процесс удаления воды занимает около 30 дней. Далее, при помощи той же компрессорной станции, производится осушка трубопровода путем нагнетания воздуха в газопровод через специальные осушающие фильтры. Далее этот сухой воздух через пустой трубопровод поступает на территорию России. Помню, была шутка, а не надо ли оформлять через таможню этот воздух?
- Если говорить об этой шутке, существует ли необходимость оформлять поршень на таможне, ведь он будет доставлен на территорию России не совсем традиционным способом?
Поршень будет принят, после чего предъявлен таможенникам, оформлен как возвратный элемент и доставлен назад в Германию традиционным способом – на корабле или барже. После всех этих процедур наш газопровод будет сухим и чистым, и его останется соединить с береговым участком - осуществить, что называется, «золотой стык» и трубопровод готов к заполнению газом.
- Уже восемь месяцев по первой нитке газопровода «Северный поток» газ поставляется в Европу, были ли какие-либо неприятные «сюрпризы» за время эксплуатации?
Все это время газопровод работает в штатном режиме. В мае этого года мы провели испытания первой нитки на производительность – она оказалась выше проектной. Надо сказать, что такой результат получен за счет высокого качества гладкостного покрытия трубопровода, за что нужно благодарить промышленников России и Германии.
- В данный момент компания NordStream ведет исследования возможности наращивания газотранспортной инфраструктуры из России в Европу через Балтийское море. Означает ли это, что начало строительства дополнительных ниток не за горами?
Нам поручено исследовать условия и возможности строительства дополнительных ниток, и в конце ноября мы сможем дать ответ – изменилась ли ситуация с возможностью строительства. У нас уже есть опыт прокладки газопровода по дну Балтийского моря, и мы имеем точное представление о том, какой объем работ необходимо будет выполнить для строительства нового газопровода. Поэтому задача по выбору оптимального маршрута для двух новых ниток вполне решаема.
- Рубрика, в которой планируется опубликовать материал, носит название «Потенциал ресурсов». Вы, как человек, работающий в сфере газовой энергетики, можете рассказать многое нашим читателям, о том, как обстоят дела с энергетическими ресурсами у нас в стране и в мире. Из открытых источников известно, что разведанных запасов нефти в России при сегодняшних темпах добычи хватит на 21-22 года, в США – на 11 лет, в целом же на земном шаре нефть закончится уже через 30-40 лет. Запасы газа также не безграничны. Как вы думаете, что ждет человечество в ближайшем будущем, через 20-30 лет, и какие меры необходимо предпринять, чтобы человечество не испытывало острого дефицита в энергии?
Всем известна проблема дополнительных источников энергии, и решать ее надо в ближайшее время. В Советском Союзе активно потреблять газ начали в 50-х годах 20 века, с тех пор запасы газа в нашей стране естественно уменьшаются. К сожалению, человечество ничего не придумало взамен, никакой альтернативы. Велись лишь одни разговоры про водородные ячейки и т. д. Если говорить о природных источниках энергии, например, солнце или ветре, то сегодня использовать эту энергию в глобальных масштабах человек не может. Ветряные энергоустановкивырабатывают мало энергии, при этом их обслуживание создает массу проблем. Ветряная энергоустановка – механизм, который работает с большими осевыми радиальными нагрузками, и рано или поздно эта система выйдет из строя, и для ее ремонта и обслуживания требуется немалое количество энергии. Энергия же солнца в нашем климате – далеко не панацея, ведь оно у нас бывает менее 120 дней в году. Станции приливов и отливов также не помогут решить проблему, это не тот потенциал, который необходим человечеству. Это лишь кажется, что природная энергия является бесплатным топливом, но чтобы его добыть и использовать, необходимо потратить огромное количество ресурсов.
Большое внимание сегодня уделяется перспективе добычи сланцевого газа. Бытует мнение, что достаточно просто пробурить скважину, и можно легко добывать газ из сланцев. Однако это далеко не так просто сделать. Тем не менее, такой вид газа добывается, например, в США, и определенным образом влияет на мировые цены на голубое топливо.
- Отличается ли качество сланцевого газа от качества природного?
Конечно, отличается, это «тощий» газ, который так называется потому, что является продуктом переработки в глубинных пластах земли при большой температуре и давлении. Такой процесс называют возгонка (возгонка (сублимация) — переход вещества из твердого состояния в газообразное, минуя жидкое, прим. ред.). Там где происходит процесс возгонки, обязательно присутствует углекислый газ, который разжижает природный газ, при этом процесс удаления углекислого газа из метана проблематичен. Поэтому сланцевый газ имеет меньшую энергоспособность. Но существует идея, и в Европе она активно обсуждается, придания энергетической ценности сланцевому газу путем добавления в него водорода (так называемая водородная конвергенция). Предполагается использовать избыток электрических мощностей от ветряков и атомных станций и добывать водород из воды путем электролиза, после чего смешивать его со сланцевым газом. Полученная смесь из метана, углекислого газа и водорода, возможно, и не будет уступать по калорийностиприродному газу. Но давайте вспомним: сколько раз ученые пытались разработать технологию использования водорода в качестве источника энергии? Это хороший продукт, но он очень летуч и взрывоопасен. Непонятно, например, как его транспортировать в большом количестве? Если взять систему трубопроводов, по которой транспортируется природный газ, то транспортировать по ней водород не удастся, потому что молекула водорода очень мала по сравнению с молекулой метана, и в связи с этим водород будет частично потерянчерез фланцевые соединения трубопровода. Поэтому я считаю, что теории о водородной конвергенции в сланцевый газ, скорее всего, не будут реализованы.
По моему мнению, на сегодняшний день для человечества самым перспективным является развитие атомной энергетики. Разумеется, это должно происходить на самом высоком уровне по безопасности. Прошлые ошибки в атомной энергетике, необходимо учитывать, чтобы исключить их повторения в будущем и сделать работу атомных станций безопасной. Запасы природного газа в России могут быть исчерпаны через 60 лет. Но есть еще кристаллогидраты, и по оценкам ученых, их на земле содержится около 300 трлн. м3. Кристаллогидраты – по сути тот же природный газ, который связан ледяным корпусом. В этом кристалле газ находится под высоким давлением. Сегодня добывать газ из кристалла возможно, но на это затрачивается очень большое количество химреагентов. Поэтому сегодняшние технологии его добычи неэффективны. Но в будущем, я думаю, человечеству удастся найти более эффективные методы добычи кристаллогидратного газа. Не стоит забывать и об огромных запасах угля на земле, – его хватит ещё более чем на 800 лет. Сегодня человек неохотно использует эту энергию, потому что это неудобно, «грязно» и при горении угля выделяется большое количество углекислого газа. Но все же это топливо. Надо всего лишь цивилизовать использование угля, чтобы при его использовании было меньше грязи и пыли. Таким образом, человечеству сегодня есть из чего выбирать и в ближайшем будущем, острой нехватки энергии быть не должно.
В завершении хотел бы поздравить всех строителей с их профессиональным праздником. По роду деятельности они являются созидателями, и я желаю им строить так, чтобы этим можно было гордиться.
Беседовал Валерий Романов