ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 02/27 апрель 2014 / КОММУНИКАЦИЯ, С КОТОРОЙ НУЖНО БОРОТЬСЯ!
КОММУНИКАЦИЯ, С КОТОРОЙ НУЖНО БОРОТЬСЯ!

КОММУНИКАЦИЯ, С КОТОРОЙ НУЖНО БОРОТЬСЯ!

Подходит к концу отопительный сезон, за время которого в городе произошло более десяти прорывов теплотрасс, что почти в три раза меньше, чем в 2012–2013 г. На первый взгляд тенденция положительная, но только если не брать в расчет непривычно мягкую зиму. Спад количества аварий в теплосетях – это результат погодных явлений или наконец­то найдена панацея в борьбе с давней бедой городского ЖКХ?
С таким вопросом мы обратились к члену редакционного совета журнала «СТО» Сергею Сердюкову, человеку, который основную часть своей жизни посвятил строительству трубопроводов, большей частью газовых, но о поведении труб большого диаметра при воздействии на них внешних факторов, а также о причинах прорыва трубопроводов он знает не понаслышке.

– Сергей Гаврилович, последние три года в городе особое внимание уделяется замене изношенных теплосетей, и надо отметить, что количество сообщений о прорывах сократилось. Можно ли надеяться, что вскоре горожане смогут не бояться наступления морозов и вместе с ними отключения отопления или, того хуже, быть ошпаренными кипятком на улице в связи с внезапным прорывом теплотрассы?
– Разумеется, нет, эта проблема не решена, да она по большому счету и не решается. Производятся какие-­то локальные замены либо непосредственно ремонты теплосетей после прорыва, но это не комплексное решение, а лишь видимость. Это, примерно, как лечение радикулита с помощью обезболивающих таблеток или мазей. Происходит приглушение и оттягивание неизбежного обострения. Для того чтобы понять, что в действительности надо делать, необходимо взглянуть на проблему гораздо глубже. Зададимся вопросом, что такое теплотрасса?
Давайте вспомним, когда и зачем появились коммуникации. Это произошло еще во времена Древнего Рима, когда люди поняли, что для удобства – процесс технического прогресса идет именно благодаря желанию жить более удобно, а сегодня еще и дешевле – так вот, для удобства необходимо проложить трубопровод, и вода по нему самотеком сможет поступать к потребителям. Именно тогда и появился первый водопровод – первая коммуникация. И сегодня, спустя сотни лет, эта конструкция успешно используется. Конечно, случаются аварии и на водопроводах, но это скорее неправильная реализация концепции, нежели ошибка в самой концепции.

– Какие коммуникации жизненно необходимы человеку в современном мире?
– Когда я занимался подготовкой и организацией строительства жилого поселка, именно этот вопрос мы с коллегами поставили перед собой в первую очередь. Мы поняли, что человеку сегодня необходимо семь коммуникаций.
Первая – это дорога, вторая – электрическая сеть, третья – топливо, причем в поселках это именно газ, а в городах – теплотрасса. Четвертая коммуникация – это вода. Сегодня в поселках идет тенденция обеспечения себя собственной водой, из скважин. Но я уверен, что пользоваться водой такого качества для питья, мытья посуды или для гигиенических целей нельзя. Такая вода пригодна только для полива растений, а человеку необходима очищенная вода достойного качества, которое может сегодня обеспечить только водоканал. Следующая, не менее важная пятая коммуникация – водоотведение. Здесь, если говорить о поселках, конечно, существуют всевозможные септики, но я бы для меньшего загрязнения окружающей среды более внимательно отнесся к их использованию. Мне кажется, отводить нечистоты экологически, гигиенически безопаснее, чем очищать их на месте. Следующая, уже современная шестая коммуникация – информационная. Раньше это были радиоточка, телевидение, но сегодня – это оптоволоконный кабель, включающий интернет и телевидение. И, наконец, седьмая коммуникация – это охранная и противопожарная.
Все эти коммуникации обеспечивают нормальное существование человека, кроме одной, той, которую мы называем теплотрассой. Мне, как инженеру, сегодня понятно, что с данной коммуникацией необходимо бороться.

– Но это же нонсенс, а как же тепло в домах?
– Ничего подобного. В городе происходят неисчислимые прорывы теплотрасс, из-­за этого гибнут люди, парализуется движение автотранспорта. Сегодня, в XXI веке, это нормально? Поверьте, ничего в ближайшее время не изменится. Почему происходят эти прорывы? Потому что теплотрасса – это металлическая труба, на которую влияет множество факторов. В первую очередь – постоянные изменения температуры теплоносителя. И эти изменения достигают величин свыше 100 °С. До начала отопительного сезона вода в теплотрассе имеет температуру около 6–10 °С, а когда наступает отопительный сезон, температура теплоносителя достигает 120 °С. Естественно, труба при таких перепадах то расширяется, то сжимается как по длине, так и по диаметру. И обращу ваше внимание на то, что теплотрасса – это две параллельные трубы, по одной из которых теплоноситель подается, а вторая труба – так называемая обратка, по которой теплоноситель, уже отдавший тепло, возвращается назад к ТЭЦ. Так вот изменения температур происходят в обоих этих трубопроводах, соответственно, и прорывы случаются также в обоих. Т. е. теплотрасса одна, а риск ее прорыва в два раза больше.
На трубопровод теплотрассы помимо перепадов температур влияют еще множество факторов. Например, в теплотрассах присутствуют ингибиторы, это своего рода «антинакипин», которые, с одной стороны, защищают трубопровод от накипи и образования на его стенках отложений, а с другой – создают кислую среду для трубопровода и, как следствие, ускоренную коррозию. А в каких условиях у нас проложены теплотрассы? Зачастую это каналы с водой, и эта агрессивная водная среда также воздействует на трубопровод, прибавьте сюда огромные перепады температур. Вы только вдумайтесь: по всему городу проложены сотни километров теплотрасс, по которым в отопительный сезон (а в Петербурге это почти 8 месяцев) и днем, и ночью циркулирует теплоноситель – кипяток. А бежит этот кипяток по гниющим трубам. Мне как­то даже жутко становится от такой картины, а вам?

– И что с этим делать?
– Существует еще одна немаловажная проблема, от которой никуда не уйти, как бы часто мы ни проводили замену трубопроводов. Это теплопотери. Кто сегодня их оплачивает? Конечно же мы, горожане. Эти теплопотери уже учтены в установленных тарифах на отопление. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что чем длиннее теплотрасса, т. е. чем дальше от ТЭЦ находится потребитель тепла, тем большими будут теплопотери от транспортировки. Именно решая проблемы теплопотерь, в Петербурге возможно решить проблемы теплотрасс. В первую очередь властям необходимо определиться с максимально рациональной допустимой длиной теплотрассы. Эти расчеты может выполнить любой квалифицированный инженер. И когда эта длина будет вычислена (принята), городским властям необходимо создать определенный регламент или ввести программу по приведению теплосетей в соответствие с этой программой. Там, где длина теплосетей будет вписываться в диапазон рациональной длины, эти сети необходимо заменять и приводить в нормальный вид. А там, где необходимая длина теплосети будет значительно превышать установленный показатель, необходимо будет применять новую концепцию децентрализации тепловых сетей, которая должна быть хорошо распланирована и методично выполняться в течение 10–15 лет. В итоге ее реализация приведет не только к отсутствию аварий в городе, но и позволит снизить затраты на обогрев наших жилищ.

– Что представляет собой эта концепция?
– Необходимо заменить кипяток газом. Газ сегодня является самым удобным веществом, которое возможно подавать коммуникационным путем, потому что он газообразный, не слеживается, достаточно хорошо кондиционирован, имеет высокую плотность энергии при поставке и хорошую теплотворную способность, т. к. российский газ – высокого качества. Поэтому диаметры газопроводов не такие большие. В итоге небольшой диаметр трубы позволяет подавать достаточно большое количество энергии. Газопровод не подвержен изменению температур по сравнению с теплотрассой, а также отпадает необходимость «обратки». Колоссальную экономию получат потребители за счет возможности регулирования потребления тепла. В новых домах сегодня устанавливаются терморегуляторы, но все же самым популярным регулятором тепла в городе остается форточка.

– Я правильно понимаю, что для реализации данной концепции необходима будет установка собственной котельной в каждом доме?
– Совершенно верно, достаточно одной котельной на дом или на квартал. За единицу теплоснабжения проще всего брать дом, так как в доме не надо прокладывать траншей и отдельно вести тепло, также в доме нет перепадов температур и всевозможных коррозий, вызванных почвой, влажностью и т. д. Именно поэтому все системы внутри дома более надежны и долговечны, на системы в домах не влияют излишние внешние факторы. Также в доме все системы удобно обслуживать и эксплуатировать.

– Но в городе сегодня ведется строительство в основном высоток, а к высоткам, как известно, не подводится газопровод.
– Здесь дело в нормативной базе, в домах выше девяти этажей не подается газ по той причине, что для его подачи выше 30 метров необходимо повысить давление. Газ в жилые дома может подаваться только низкого давления, не выше 130 мм водяного столба. И вы спрашиваете, как нам тогда отопить многоэтажку? Да очень просто: необходимо в этом случае котельную поставить внизу, а далее горячую воду из котла нагнетать насосами к потребителю на верхних этажах. Решение напрашивается само: крышные котельные – только в домах не выше девяти этажей, а в высотках котельные необходимо ставить внизу и дальше воду для отопления подавать насосами. Либо, как я уже говорил, – квартальные котельные. Главное, задаться целью решения наболевшего вопроса, а уж пути решения при сегодняшних технологиях найти можно. Тепло необходимо потреблять на рациональном удалении. В городе ТЭЦ находятся за пределами городской черты, и доставка тепла до центра города – длинные и дорогие хлопоты. Правильное решение для мегаполиса – это использовать крупные энергомощности для отопления окраин города, а в центральной его части использовать локальные котельные

– После прорыва теплотрасс в г. Колпино в феврале 2012 года, когда без тепла остались более 12 тысяч человек, властям Санкт­Петербурга поступали депутатские запросы о необходимости введения программы децентрализации отопления. Однако сегодня ничего кардинально не меняется. Как Вы считаете, перемены в этом направлении вообще реальны?
– Власти города, конечно, работают на благо горожан, и никто не желает вреда его жителям в связи с прорывом теплотрасс или как­то еще. Но любить город и желать блага его жителям – этого мало для управления мегаполисом. Чтобы решиться на какую­либо модернизацию или изменение имеющейся системы, во властных структурах должны присутствовать не только политики, но и инженеры, люди со специальным образованием в тех областях, которые присутствуют в хозяйственной жизнедеятельности города. Высококлассными специалистами должны быть окружены наши политики, только тогда они смогут принимать продуманные и правильные решения.
Сегодня в стране меняются министры, в городах председатели комитетов приходят один строже другого. А много ли из них профильных специалистов? Кто управляет городом? Такая тенденция наблюдается не только у нас, в России, это происходит и в Европе. К слову сказать, в правительстве Германии техническое образование имеет только Ангела Меркель. А например, министр обороны – женщина, по образованию медик, причем в 1988–1992 гг. работавшая в качестве врача­ассистента в гинекологическом отделении университетской клиники Ганновера. Каким бы высококлассным медиком или политиком она ни была, она никогда не станет высококлассным специалистом в военных областях. Как она будет принимать решения: исходя из того, кто из заместителей более красиво и дипломатично преподнесет то или иное предложение? Управлять отраслью должны специалисты этой отрасли.
Сегодня мы против того, чтобы гастарбайтеры управляли маршрутными такси, мы четко понимаем, что не хотим рисковать своей жизнью, что «рулевые из Средней Азии» с тамошними правами – это угроза для общества. Но почему­то «автобусом» с миллионами пассажиров, а это город или страна, управляют зачастую неквалифицированные люди. А мы сидим в этом автобусе, и нет альтернативы – пойти пешком или поехать на другом транспорте.
В городе необходим хозяин, подобный профессиональному дирижеру, который, руководя оркестром, может слышать каждую скрипку, не обращая внимания при этом на выстрел из ружья.

Беседовал Валерий Романов