ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
В Америку на поезде

В Америку на поезде

 

Недавно, выступая перед Палатой лордов в Вестминстерском дворце, президент ОАО «Российские железные дороги» рассказал о перспективах продолжения железной дороги на Камчатку и дальше через тоннель для соединения с североамериканскими дорогами…

Утопия? Многие так и думают. Но немногие знают, что эта идея обсуждалась политиками и инженерами многих стран с 1890 года.

Все началось с предложения губернатора штата Колорадо (США) Уильяма Гилпина соединить Северную Америку и Евразию железнодорожной паромной связью, которое было поддержано руководителем Союза тихоокеанских дорог США. В то время Россия уже строила Транссибирскую железнодорожную магистраль — крупнейшую железнодорожную трассу в мире, напомним, что ее длина составляет 9 тыс. км.

В начале прошлого века проект соединения берегов США и Российской Империи был одобрен Николаем II, военным и финансовым министерствами. Правительство дважды принимает решение о реализации проекта.

Под руководством французского магната, члена французского Географического общества Лоика де Лобеля начинают проводиться изыскательские работы и готовится технико­экономическое обоснование проекта.

В результате проект признан технически реализуемым и экономически обоснованным. Лоик де Лобель обращается к Техническому Императорскому Обществу России с идеей проекта и предложением произвести разведку трассы от Якутска до Берингова пролива и далее до Аляски.

Революция 1917 года в России поставила крест на реализации проекта. Однако железнодорожные работы в РСФСР не прекратились: уже в апреле 1918 года На заседании Ленин подписал решение о строительстве железных дорог в восточных и северных частях государства, в том числе в направлении к Берингову проливу, правда, с целью ускоренного освоения природных ресурсов.

Американские инженеры вернулись к этой идее в 60­е годы прошлого века.

В это время они высказывают предложение об объединении энергосистем СССР и США через тоннель. Реализация мультитранспортного коридора ICL — World Link, включающего ЛЭП, создает предпосылки для строительства «энергетического моста» СССР — Америка. Эксперты при этом говорят об экономии в 20 млрд долларов ежегодно. Руководство Советского Союза молчит.

И лишь в начале 90­х годов проект транспортного соединения между странами обсуждается в Вашингтоне, Москве, Анкоридже, Новосибирске, Фэрбенксе.

10 апреля 2007 года Президент РФ Владимир Путин одобрил стратегию развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года, предусматривающую строительство трансконтинентальной железнодорожной магистрали Правая Лена — Зырянка — Уэлен протяженностью свыше 3,5 тысячи километров с выходом к Беринговому проливу. Эта магистраль — ключевой элемент проекта ICL — World Link на территории России.

18 августа 2011 года на Международной конференции «Трансконтинентальная магистраль Евразия — Америка» делегации России, США, Китая, Кореи, Финляндии и Швеции обсудили все проблемы реализации проекта. Модератор конференции Разбегин В. Н. отметил, что нынешний вариант проекта предусматривает создание полимагиcтрали, объединяющей в едином коридоре скоростную электрифицированную железную дорогу, автодорогу, линию электропередачи и линии связи. Стоимость проекта оценивается в 30­35 млрд долларов, окупаемые в течение 13­15 лет.

P.S.: Перспективы автомобильного тоннеля осложняются необходимостью строительства 1000­км отрезка трассы «Колыма». Кроме того, грузовики американского типа не смогут курсировать в Европу, и западным пределом их маршрута станут Торфяновка, Пыталово и Себеж, поскольку их габариты не укладываются в европейские ограничения по максимально допустимой длине автопоездов.

Евгений Бжезински