ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
STOCKMANN: пример для подражания

STOCKMANN: пример для подражания

Технологии подземного строительства сегодня как никогда актуальны для крупных российских городов. С увеличением автотранспортного потока появляются все новые потребности в организации подземных гаражей, стоянок, тоннелей.

 

В Петербурге, из-за слабых грунтов, проведение даже небольших подземных работ связано с серьезным риском деформации окружающей застройки. Возможно, поэтому инженеры и конструкторы Северной столицы всегда были в авангарде подземного строительства в России и использовали при этом самые передовые технологии.

       Отличный пример — самый масштабный на сегодняшний день проект подземно-надземного строительства — торгово-офисный центр «Stockmann» общей площадью 97 тыс. кв. м., построенный на Невском проспекте в 2010 году. Заказчиком строительства выступила финская компания «Stockmann Nevsky Centr». Все подземные сооружения были спроектированы геотехническим инженерным бюро «ПЕТЕР-ГИБ» в содружестве с проектной фирмой «Тектон».

       Об уникальных для города технологиях, примененных в ходе строительства данного проекта, рассказывает его руководитель, д. т. н., профессор, заслуженный деятель науки России Сергей Николаевич Сотников.

       Еще на начальной стадии реализации проекта было много критики в адрес его автора Земцова — мол, опять нарушается исторический облик города, разрушаются старинные здания и т. д. Между тем, по моему мнению, восстановленные фасады «Stockmann» никогда прежде не были такими красивыми, тем более что до демонтажа все декоративные элементы здания были демонтированы и вернулись на прежнее место после основательной реставрации.

       Если же говорить об архитектуре вообще, то практически весь исторический центр Петербурга состоит из домов со сроком службы 100 лет, то есть, давно подлежащих сносу. Бывшие доходные дома, которые сегодня окружают «Stockmann», и аналогичные до революции строили плохо. В этой области хватало таких же жуликов, как и сегодня у нас: субподрядчик старался стены делать тоньше, фундаменты — поуже, перекрытия по деревянным балкам и т. д. И ведь никто не хочет выкупать у города эти дома, все понимают: это сплошные убытки.

       Тем не менее, их пытаются сохранить до последнего, невзирая на очевидные минусы, которые несет в себе их существование для города, владельцев и самих жильцов. Проект «Stockmann» не стал исключением, и для того чтобы вырыть котлован глубиной 16 метров (самый, кстати, глубокий на сегодняшний день в Петербурге) под строительство 4 подземных этажей (проектирование подземной части и входило в наши задачи), в первую очередь, необходимо было обеспечить безопасность соседних зданий.

       Строительство подземных гаражей в центре проблематично, поскольку могут быть повреждены соседние дома. Для того чтобы выйти из этой ситуации, мы вынуждены искать эффективные решения, иногда даже непроверенные практикой.

       Усиление фундаментов соседних домов было выполнено при помощи прочных 25-метровых свай «Титан», ранее в России не применявшихся. Их использование позволяет избежать технологической осадки старых зданий, неизбежной при работе с обычными буроинъекционными сваями. Технология такова: специальная техника (ее, кстати, наши партнеры — ЗАО «Геоизол» — доставили из Бельгии) бурит предварительное отверстие, в которое вводится металлический стержень, снабженный специальным монитором, через который в процессе бурения качают цементный раствор. Таким образом, цементный раствор нагнетается в грунт, уплотняя его, при этом металлический стержень играет роль арматуры, а усиливаемые фундаменты не получают осадок. Разумеется, этот метод гораздо дороже традиционного способа, из-за высокой стоимости применяемого оборудования, но при нем обеспечивается главная цель — сохранение окружающих зданий.

       Фундаменты посаженных на новые сваи домов мы «стянули» железобетонным бандажом на уровне фундаментов, а стены усилили стальными полосами — горизонтальными и вертикальными.

       Здесь произошла неприятная ситуация. Владелец одного из ближайших старых домов, где располагалась гостиница, подал в арбитражный суд заявление с формулировкой «вытащите ваши сваи из моего дома…» — человек хотел, чтобы его недвижимость подлежала сносу. В результате стройка была заморожена на полгода.

Самый глубокий котлован в городе

Основной проблемой при проектировании подземного пространства нового торгово-офисного комплекса стало возведение фундамента. Дело в том, что из-за больших грузовых площадей при большой сетке колонн (8х16 м.), отдельные из них испытывают нагрузку в 3 500 т (для сравнения: колонны обычных высотных зданий в городе загружены лишь на 500-600 т).

       И здесь нами, кстати, впервые в Петербурге, был использован известный на Западе метод top-down, который позволяет вести строительство «сверху вниз». Сначала мы возвели ограждения из мощного бельгийского шпунта, погруженного на глубину 24 м. Для того чтобы избежать его возможной деформации, мы использовали распорную грунтоцементную диафрагму, которая зафиксировала нижние концы шпунта на глубине 20 м. Эта технология называется «Jet grouting».

       Кроме того, в тело свай мы ввели специальные металлические балки, приваренные к каркасам свай и баретт. Последние выполнялись по технологии траншейной стены. Смысл технологии top-down в том, что одновременно с сооружением подземных этажей можно начинать строительство наземных конструкций, а готовые перекрытия играют роль распорной конструкции.

       Реализация проекта торгово-офисного центра «Stockmann» дала городу не только новые рабочие места и обновила внешность Нев-ского проспекта, но также способствовала решению одной из главных проблем центра — отсутствие парковок. Новые подземные гаражи рассчитаны на 550 машиномест и успешно используются. На мой взгляд, сегодня властям города нужно больше думать о подобных паркингах, особенно в центре. На площади Восстания, к примеру, подземные гаражи просто необходимы, но там сегодня планируют возвести еще один торговый комплекс. Неужели мало «Галереи» и «Stockmann»?...

Подготовил Евгений Бжезински

 

ООО «ПЕТЕР-ГИБ» (Геотехническое инженерное бюро)

Юридический адрес: 197198, г. Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д. №1/79 , лит. Б.

Свидетельство №033-2009-7813144749-П-73 о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Начало действия 01.01.2010 г.