
ПЕТЕР-ГИБ: СЕГОДНЯ ВСЕ ПЕРЕХОДИТ К ИНВЕСТОРУ
В 90-х годах минувшего столетия в Россию пришли западные технологии, позволившие коренным образом изменить работу всего строительного комплекса страны, в который в свою очередь пришли капиталистические отношения.
О новых технологиях, а также о том, в каком состоянии находится рынок подземного строительства, рассказывает генеральный директор ООО «Петер-ГИБ» Николай Сергеевич Сотников.
– Новые технологии проектирования и строительства пришли к нам с Запада. Сегодня мы можем проектировать при помощи цифровых компьютерных технологий. Над проектом, который сегодня производит всего шесть сотрудников нашей организации, раньше трудился целый проектный институт! Затем, после открытия границ, у нас появилась возможность приобретать на Западе геотехнические технологии. В те годы я посетил несколько крупнейших производителей геотехники, такие заводы как Bauer и Franke (Германия), Fudex (Нидерланды) и другие. Эти мировые лидеры по производству геотехники не только изготавливают сваи, но также и оборудование для этого. При этом, надо сказать, что они лишь изобретают принципы воздействия на грунт, а вся техника собирается из узлов, изготавливаемых на различных заводах: шасси покупаются у компании Caterpillar, двигатели – у Man, гидравлика – у японских производителей. Ну и почему у нас на Кировском заводе, где люди сидят годами без работы, не могут проявить инициативу и начать производство подобного оборудования с тем, чтобы обеспечивать наш строительный комплекс?
Возможно, нет спроса. Западные машины уже несколько десятилетий зарекомендовали себя на нашем рынке и отечественным аналогам придется пробиваться на рынке в прямом смысле слова…
– Какие западные технологии подземного строительства используются у нас сегодня, и какие из них Вы считаете наиболее перспективными для Петербурга?
– Наиболее популярными сегодня являются буровые сваи, когда используется литой бетон, не требующий уплотнения. Наиболее же эффективными я считаю технологию буронабивных свай, при которой жесткий бетон укладывается послойно и трамбуется. Но почемуто с данной технологией никто «возиться» не хочет. Да и на нашем рынке, к сожалению, есть только одна фирма, выпускающая машины для таких свай, – это немецкая компания Frank.
В последние годы в Санкт-Петербурге стали довольно часто применять технологию буросекущихся свай, когда нечетные сваи не армируются, а четные – армируются, что представляет собой довольно эффективный способ устройства подпорных стен. Наша компания «Петер-ГИБ» спроектировала подобную подпорную стену высотой 8 м с тыловой стороны универмага «Галерея», которая выполняет свою функцию на все 100% и выглядит достойно. По нашему проекту было изготовлено 360 свай диаметром 620 мм.
Кроме буросекущихся есть так называемые соприкасающиеся сваи – такая технология стоит дешевле, поскольку свай при этом нужно на порядок меньше. Она также позволяет производить довольно устойчивые конструкции.
Сегодня на рынке также существуют различные виды шпунта. При этом, если раньше его просто забивали в грунт молотом, сегодня используют более эффективные и разнообразные технологии. Шпунт можно погружать в грунт методом вибрации, или, к примеру, способом вдавливания – именно этот метод был использован при строительстве подземного гаража дома, который был построен напротив дворца БелосельскихБелозерских на Невском проспекте и вокруг которого было много шума.
Я перечислил лишь немногие из технологий, которые обеспечивают возможность безаварийного подземного строительства. Именно они, на мой взгляд, во многом позволили нам за последние десятьпятнадцать лет изменить современный облик города в лучшую сторону.
– Какие из них всетаки наиболее эффективны для нашего города?
– Область геотехники настолько разнообразна как в плане технологии, так и в плане организации строительства, что сказать – что явно лучше, а что хуже – не представляется возможным. Здесь всетаки на первое место выходит вопрос стоимости проекта. Один и тот же подземный гараж можно оградить шпунтом, буросекущимися или соприкасающимися сваями, стеной в грунте, материалы могут быть разными – российские, польские, бельгийские и т. д. И, конечно, инвестор строительства всегда выбирает наилучший вариант соотношения цены и качества.
– И все же, к нему прибегают все чаще, несмотря на вероятность нового экономического кризиса…
– У нас еще старый не завершился, и он серьезно продолжает влиять работу всего строительного комплекса. Сегодня все переходит в руки инвестора, который уже имеет свою проектную группу, организует свое производство и не отдает деньги на сторону. И поэтому я считаю, что свобода, которую мы вкушали в первое десятилетие 21 века, закончилась, все труднее даются подряды, отношения с заказчиками также становятся сложнее, и все реже к нам обращаются. А ведь это неправильно, рынок должен быть другим: в Финляндии, к примеру, есть закон, запрещающий застройщику иметь свои проектные подразделения, и там каждый занимается своим делом, и те новые технологии, о которых мы говорим, применяются качественно, профессионалами.
– Каковы достижения вашей компании за 2013 год?
– Мы спроектировали 14 домов, трех этажный гараж и спорткомплекс на месте бывшего велотрека – в итоге администрация города строительство запретила, а заказчик оплатить работу отказался, несмотря на то, что весь наш коллектив трудился над данным проектом целое лето, при этом отказываясь от других заказов… Так что капитализм, конечно, имеет свои положительные стороны, но много и отрицательных…
– С какими проектами вы рассчитываете поработать в этом году?
– Нам предложили стратегическое партнерство в Архитектурном бюро Меркурьева, которое предполагает стандартную схему сотрудничества: их архитектура – наш конструктив. В данный момент мы надеемся на то, что Меркурьев получит заказ на проектирование здания суда на набережной Европы.
Беседовал Евгений Бжезински