ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Учет и контроль

Учет и контроль

Установка прибора учета – это первый шаг на пути к ресурсосбережению. Точные данные о расходах тепла и воды позволяют определить способы их экономии и необходимость этих действий. Немалую роль в этом процессе играет достоверность показателей приборов.

Поставщики узлов учета прогнозируют экономический эффект от внедрения приборов учета энергоресурсов для потребителей до 20%. Но этот результат не всегда достижим, поскольку обеспечивает только данные о потреблении ресурсов. Определение же способов и возможностей снижения потребления – уже следующий шаг.
– Приборный учет энергоресурсов и энергосбережение неразрывно связаны с друг с другом, – уверен генеральный директор ЗАО НПФ «Логика» Павел Никитин. – Массовая установка приборов учета, в первую очередь теплосчетчиков и водосчетчиков, производимая в последнее время в соответствии с федеральным законом №261­ФЗ, дала не только старт реализации программ энергосбережения, но и позволила находить наиболее эффективные в тех или иных ситуациях инженерные решения и тиражировать их в дальнейшем.
Сроки, указанные Законом «Об энергосбережении…», диктуют достаточно жесткие условия не только по оснащению объектов приборами энергоучета, но и по выполнению рекомендаций по снижению энергопотребления, – уточняет генеральный директор ЗАО УК «Холдинга «Теплоком» Андрей Липатов.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Обязанность по установке узлов учета тепловой энергии в соответствии с Федеральным законом №261­ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности...» возложена на собственников многоквартирных домов. Все потребители тепловой энергии в срок до 1 июня 2012 года должны были обеспечить установку и ввод в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии.
Как поясняют в ГУП «ТЭК СПб», требования к узлам учета тепловой энергии установлены федеральным законодательством. Поставщик выбирается на основании конкурса. Так, например, согласно контракту, заключенному в мае 2013 года, поставщиком узлов учета тепловой энергии для оснащения многоквартирных домов в зоне обслуживания ГУП «ТЭК СПб», является ЗАО «Теплоучет». Компания была выбрана в рамках открытого конкурса.
В рамках исполнения контракта узлы учета тепловой энергии были установлены в более чем 1 тысяче многоквартирных домов. Производитель узлов учета – Холдинг «Теплоком».
Установка оборудования учета не только требование законодательства, но и важнейший шаг по выстраиванию оптимального режима взаимодействия между структурами, генерирующими и поставляющими тепло – ресурсоснабжающими организациями, и потребителями – коммерческими организациями, управляющими компаниями и частными гражданами. Современные системы учета предоставляют возможность организации удаленного доступа к снятию данных и диспетчеризации, что позволяет перейти от устаревшего хаотичного, нормированного теплоснабжения к грамотному и рациональному управлению процессом, в том числе созданию так называемых «умных сетей», погодному регулированию в соответствии с индивидуальными потребностями потребителей, автоматическому управлению параметрами теплоносителя. Конечная цель реализации этого и подобных проектов – экономия потребления энергии, а значит и затрат конечного пользователя, ­ уверены в ГУП «ТЭК СПб».

ДОСТОВЕРНОСТЬ ПОКАЗАНИЙ
– Коммерческий учет энергоресурсов – неизменная составляющая любого энергосбережения, – отмечает Павел Никитин. ­ В прошлом году одной из основных проблем в коммерческом учете энергоресурсов стало качество, достоверность показаний приборов учета. Это связано с тем, что началась массовая установка приборов учета. В первую очередь тепловой энергии, воды на объектах социальной сферы и жилищного строительства. К сожалению, конкурсы на поставку приборов учета проводятся в сжатые сроки. Некоторые – в июле­августе, сентябре. А работы надо выполнить, как правило, к началу отопительного сезона или к концу года. Профессионалов не хватает. Поэтому проблема с достоверностью показаний стоит очень остро.
– К современным приборам учета и системам диспетчеризации на их базе сегодня предъявляются повышенные требования по обеспечению достоверности данных учета ресурсопотребления – «краеугольного камня» реализации Федерального закона №261­ФЗ и повышения энергоэффективности объектов потребления энергоресурсов, в частности тепловой энергии и воды,­ констатирует руководитель Центра технического обучения ГК «Взлет» Андрей Гнедов.­ Достоверность измерения расходов и объемов тепла и воды – самое первое звено в энергоучете. Причины несоответствия объема отпущенной поставщиком и потребленной абонентом энергии могут быть различными: ошибки при проектировании и монтаже узла учета, возникновение нештатных ситуаций на объекте, преднамеренная фальсификация данных учета путем несанкционированного вмешательства в работу расходомера. И если ошибки, допущенные при монтаже приборов, заметны при внешнем осмотре оборудования, то обнаружить следы противоправного вмешательства в работу приборов гораздо сложнее. В последнем случае методика защиты приборов должна быть системной и многоуровневой, т. е. програм­мной и аппаратной.
Отечественные производители оборудования и систем учета в последние годы серьезно продвинулись в вопросах интеграции систем защиты в новых моделях расходомеров и тепловычислителей и в большинстве своем исповедуют единый подход и единые принципы по недопущению фальсификации данных учета.

ВОПРОСЫ НАДЕЖНОСТИ
– Все производители приборов учета в той или иной степени занимаются качеством своих приборов, достоверностью их показаний, диапазонов измерений, гарантийными обязательствами и сроками проверки, – уверен генеральный директор ЗАО УК «Холдинга «Теплоком» Андрей Липатов. ­ Это отражается в тех документах, которые они прикладывают к своей продукции. Тем не менее, когда их продукция выходит за ворота предприятия, начинаются новые жизненные циклы приборов учета – это их проектирование, монтаж, эксплуатация, обслуживание, ремонт. И здесь возникает очень много проблем. Если строительная СРО в проектировании большую часть того, что происходит с приборами, как­то регламентировала, то их монтаж и эксплуатация, особенно в жилищной сфере, практически не регламентируются. И когда в результате жесткой конкурентной борьбы в конкурсе по массовой установке приборов учета выигрывает поставщик или монтажная организация, которые должны выполнить работы с минимальной рентабельностью, то неизбежно возникают проблемы с качеством монтажа и эксплуатации. В результате, если показания приборов не соответствуют ожидаемым показателям и расходам ресурсов, то обычно ссылаются на качество приборов.
Заводы-­изготовители этим очень озабочены и пытаются решить эту проблему с помощью системы добровольной сертификации.

– Однако основная проблема при установке и эксплуатации приборов учета ресурсов, в первую очередь в жилом фонде, заключается в том, что потребитель прохладно относится к этой установке и не обращает внимание на наличие добровольной сертификации, – констатирует Павел Никитин.­ Потребителя в основном представляют управляющие компании, теплоснабжающие организации, бюджет, который выделяет деньги на эти работы. Поэтому то, что востребовано в западных странах, для нас сейчас не очень актуально. Но те же муниципальные образования, которые являются защитниками прав потребителей, населения, могут принимать эти стандарты как рекомендуемые. А уже управляющая или теплоснабжающая компания приказами своего руководства могут обозначать эти стандарты как обязательные к применению. По крайней мере, путь этот надо пройти. В Европе на это потребовалось почти сто лет. Надеюсь, у нас получится быстрее. Работа по актуализации стандартов ведется объединением ведущих производителей приборов учета совместно со СРО «Инженерные системы». Очень надеюсь, что уже в этом году мне удастся рассказать о каких­то успехах.

– Конечно, для того чтобы внедрять новые разработки, нужна мотивация, – соглашается президент НП «АВОК Северо­Запад» Александр Гримитлин. – В первую очередь мотивированы те потребители, которые осознают выгоду от внедрения этих технологий.

Подготовила Славяна Румянцева