ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 01/26 февраль 2014 / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС ДОЛЖЕН ТРЕБОВАТЬ СВОИ ПРАВА!
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС ДОЛЖЕН ТРЕБОВАТЬ СВОИ ПРАВА!

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС ДОЛЖЕН ТРЕБОВАТЬ СВОИ ПРАВА!

В настоящее время складывается катастрофическая ситуация с малым и средним бизнесом в строительной сфере Петербурга. «Союзпетрострой» активно борется за сохранение и развитие данного сегмента рынка, являющегося основополагающим для развития среднего класса как основы гражданского общества в нашем городе.

За последние семь лет удельный вес предприятий малого и среднего строительного бизнеса упал в экономике Санкт-­Петербурга с 40% в 2006 году до 6% по итогам 2013 года. В городе наблюдается сильнейшая монополизация строительного рынка. И все это на фоне того, что Петербург занимает 29 место из 30 городов России по условиям ведения бизнеса и 22 позицию по возможностям вхождения в рынок. В итоге, по данным Петростата, из 22 тыс. малых и средних предприятий в северной столице осталось всего 11 тыс. таких компаний.
Недоиспользование возможностей малого и среднего бизнеса приводит к снижению строительного потенциала Санкт-­Петербурга и потере производственных мощностей. Кроме того, сокращаются рабочие места и отчисления в городской бюджет. Отсутствие конкуренции мешает развитию инновационных технологий в строительстве, снижает качество строящегося жилья, способствует развитию коррупции.
«Союзпетрострой» предложил Законодательному Собранию Санкт­-Петербурга законопроект «О развитии малого и среднего строительного предпринимательства в городском хозяйстве Санкт-­Петербурга», направленный на то, чтобы коренным образом переломить сложившуюся ситуацию.
С начала 2014 года на федеральном уровне вступил в действие ряд законодательных и нормативных документов, расширяющих возможности развития малого и среднего строительного бизнеса. Первый – это федеральный закон №44­ФЗ от 05 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». А второй – План мероприятий («дорожная карта») «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2013 года №867­р.
В первую очередь, речь в законопроекте идет о статье 30 №44­ФЗ, которая содержит два принципиально важных для строительной отрасли пункта: во­первых, все объекты госзаказа до 20 млн рублей предназначены исключительно для предприятий малого и среднего бизнеса. Пока в Петербурге данное положение не работает. Практически все такие объекты находятся в ведении районных администраций и отраслевых комитетов. Например, на капремонт жилых домов на 2014 год в Петербурге предполагается потратить 10 млрд рублей. И примерно столько же пойдет на капремонт социальных объектов в городе. К сожалению, вся эта масса объектов в основном попадает строительным бригадам, которые нанимаются, как говорится, по знакомству, и деньги «осваиваются» фактически без тендерных процедур.
Необходимо коренным образом переломить данную ситуацию, упорядочить и сделать максимально прозрачной систему проведения тендерных процедур на такие объекты. Новый законопроект как раз четко устанавливает жесткий порядок проведения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Петербурга в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта, проектно­изыскательских работ, а также поставок строительных материалов.
Кроме этого, «Союзпетростроем» инициировано специальное совещание глав районных администраций Петербурга и председателей отраслевых комитетов, чтобы рассмотреть размещение госзаказов размером меньше 20 млн рублей для исключительного участия в них предприятий малого и среднего бизнеса. 20 января губернатор Санкт-­Петербурга Г. С. Полтавченко поручил вице­губернатору Петербурга по строительству Марату Оганесяну и вице­губернатору Игорю Голикову организовать такое совещание и доложить о результатах.
Еще одно положение, на реализацию которого направлен предлагаемый законопроект, касается второй части статьи 30 №44­ФЗ, которая предписывает при реализации крупных проектов свыше 50 млн рублей право заказчика в контракте указывать субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.
Также документ предписывает заказчикам в сфере строительства при заключении контрактов с инфраструктурными монополиями и компаниями с государственным участием устанавливать требование о привлечении субподрядчиков из числа компаний малого бизнеса с обязательным включением этого требования в контракты в соответствии с «дорожной картой» Правительства РФ.
Этот законопроект активно поддержал депутат Законодательного собрания Петербурга от фракции «Яблоко» Борис Вишневский. В настоящее время он проходит все стадии рассмотрения законодательного документа, предусмотренные регламентом Законодательного Собрания Санкт­-Петербурга.

Подготовила Ирина Толдова