ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 01/11 март 2012 / Вопросы освоения подземного пространства как часть...
Вопросы освоения подземного пространства как часть градостроительной концепции развития со временных городов

Вопросы освоения подземного пространства как часть градостроительной концепции развития со временных городов

«Так что же, не будет небоскребов и летающих дорог? Похоже, мир склоняется к тому, что надо засунуть все инженерные и транспортные коммуникации под землю, чтобы с бешеной скоростью преодолевать расстояния, избавиться от гигантомании сооружений на поверхности и жить среди деревьев в уютных дворах, общаться с соседями и лелеять исторические и национальные традиции.» http://www.itogi.ru/archive/2006/50/30649.html 

27-29 июня 2012 года в Санкт-Петербурге состоится Международный форум по комплексному освоению подземного пространства. В ходе подготовки к проведению Форума и обсуждения тематики докладов и дискуссий появилось понимание того, что вопросы развития подземного пространства невозможно рассматривать отдельно от проблем строительной отрасли в целом, и особенно – градостроительного планирования территорий. Неслучайно форум получил название «Комплексное освоение подземного пространства мегаполиса как одно из важнейших направлений развития государственного управления территориями». Сегодня вопросы градостроительного планирования стоят чрезвычайно остро, а раздел, связанный с освоением подземного пространства, отсутствует вовсе. Можно сказать, что подземное строительство в российских городах ведется стихийно, хотя вполне очевидно, что без планирования строительства подземных объектов в современных мегаполисах, особенно в их исторической части, ни о каком дальнейшем развитии говорить не приходится. Нельзя застраивать подземное пространство хаотично, чтобы избежать ошибок  «наземной» застройки. Строительство на земле и под землей должно быть регламентировано и взаимосвязано, иначе не будет места для подземных инфраструктурных объектов.

Например, сегодня уже есть понимание того, что развивать метрополитен следует в соответствии с расположением наземных транспортных потоков: нужно строить подземные комплексные транспортные узлы – так, как это делается во всем мире. Скажем, в Хельсинки можно приехать на электричке из загорода, и тут же пересесть на метро или автобус. В России пока ничего подобного не создано, хотя совершенно очевидно, насколько комфортно и удобно было бы воспользоваться таким комплексным пересадочным узлом, в котором, также могут располагаться торговые и развлекательные центры, спортивные объекты, бассейны. Целесообразность сооружения подобных объектов подтверждена мировым опытом.

Причем мировые державы сегодня в корне меняют концепцию градостроения: идеал современного города — это город людей, а не автомобилей. Но мы, к сожалению, игнорируем уникальную возможность учесть их исторический опыт и избежать заведомо ошибочные решения. В России много говорится о тех огромных развязках, которые планируют сооружать на поверхности, но в Европе и Америке, где пик развития хайвеев пришелся на вторую половину 20 века, такого плана инфраструктурные объекты уже строятся под землей. Если раньше приоритет отдавался транспорту, все делалось для того, чтобы машины могли паковаться и свободно передвигаться, то сегодня на переднем плане – человек. Не людей загоняют под землю, а транспортные потоки, строят не дополнительные пандусы для инвалидов, а позволяют им свободно передвигаться по поверхности. Выходя на улицу, жители должны попадать на озелененные территории, в парки, а не пробиваться между рядами мчащихся автомобилей, обдающих брызгами все вокруг. Город – это, прежде всего, люди, и нужно создать все необходимые социально-экономические условия для их комфортного проживания. Запад ориентируется именно на эту модель.

В России же существует ряд проблем, которые сдерживают комплексное освоение подземного пространства. Прежде всего, это полное отсутствие основополагающих документов, определяющих перспективы развития подземного строительства. Градостроительные планы российских мегаполисов, в том числе на уровне развития подземного пространства, не соответствуют современным требованиям. Генпланы, существующие сегодня, не долгосрочны, в них не просматривается перспектива, поэтому они постоянно корректируются. Возникает проблема: как планировать строительство тоннелей, если для их выхода на поверхность просто нет места? Государственные институты по территориальному планированию, научно-исследовательские и проектные учреждения, которые занимались формированием градостроительной политики, сегодня практически отсутствуют. И, конечно, очень мало квалифицированных специалистов, Вузы не готовят кадры для решения вопросов в области градостроительного планирования.

Масса проблем лежит в плоскости технического регулирования – отсутствуют нормативно-технические требования на сооружение большого числа объектов просто потому, что раньше в России их не строили вовсе.

Отсутствуют законодательные акты, регламентирующие инвестирование в строительство подземных сооружений, выделение участков, получение права собственности на объект. Но ведь если у инвестора нет четкого понимания, что он получит в конечном итоге, он не станет вкладывать свои средства.

Требуется комплексное решение проблем, поэтому, по мнению специалистов, все объекты подземного строительства должны быть подконтрольны единому государственному органу. Необходимо создать очень подробную карту города с нанесением на нее всех подземных сооружений и коммуникаций. Это огромная работа, но она необходима для того, чтобы подземное строительство шло централизовано.

Наша основная задача сегодня – поднять подземное строительство на качественно новый уровень. Масштаб проблемы требует радикальных мер, в корне меняющих сами принципы решения назревших вопросов. Необходимы кардинальные перемены в области технического регулирования подземного строительства, развитие законодательной базы в этой сфере, меры для усиления инвестиционной привлекательности российских городов с точки зрения строительства под землей и повышение квалификации чиновников и профессорско-преподавательского состава в вопросах освоения подземного пространства.

Форум «Комплексное освоение подземного пространства мегаполисов – как одно из важнейших направлений государственного управления развитием территорий» станет вершиной айсберга, итогом той напряженной работы, которая ведется членами НП «Объединение подземных строителей» и другими организаторами Форума. Наша основная цель – совершить коренной перелом в развитии комплексного освоения подземного пространства городов России, добиться перехода от практики бессистемного строительства подземных сооружений к тщательно продуманной модели использования ресурсов подземного пространства.

Алпатов С. Н.,

Генеральный директор

НП «Объединение

подземных строителей»