ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 01/11 март 2012 / Метрострой построит новый завод
Метрострой построит новый завод

Метрострой построит новый завод

Объемы строительства новых линий петербургского метрополитена сегодня, к сожалению, минимальны. В 2012 году планируется лишь завершение строек, начатых еще в прошлом веке: станция «Международная» и «Бухарестская», наклонный ход станции «Спасская». В середине года, возможно, появится один новый объект – второй выход станции «Спортивная».

 Существующий парк механизмов и кадровый состав Метростроя рассчитан на выполнение гораздо больших объемов. Оптимальным для такой организации является объем в 3-4 станционных комплекса одновременно, включающих в себя работы по проходке перегонных тоннелей, наклонных ходов, подземных и наземных вестибюлей. Сегодняшний объем – это даже не половина, и даже не треть...

Однако у метростроителей есть шанс реализовать свой потенциал в ближайшее время. Программа развития петербургского метрополитена, принятая Правительством города в июне 2011 года, предполагает значительный рост объемов строительства.

До 2025 года планируется ввести в эксплуатацию 45 новых станций. Конечно, эти сроки являются лишь ориентиром, отправной точкой, но при должном подходе и соответствующем финансировании увеличить городскую подземку почти в 2 раза за это время вполне реально. Пока программа развития выполняется только на стадии проектирования. Чего не скажешь о стадии строительства.

Новая Красносельско-Калининская линия, проект которой уже готов для прохождения госэкспертизы, должна была начать строиться в 2012 году, однако, из-за административно-правовых проволочек начало строительства откладывается на неопределенное время.

Проектный институт «Ленметрогипротранс» не может сдать проект в экспертизу, пока в городском плане не будут зарезервированы необходимые для строительства площадки.

Метрополитен, в свою очередь, не может объявить конкурс на строительство, а Метрострой – начать работы. В данный момент заказчик в лице Службы капитального строительства петербургского метрополитена и профильные комитеты городского правительства ведут активную работу по высвобождению площадок, необходимых для строительства вертикальных стволов и наклонных ходов (всего их требуется более 20-ти для 6-ти станций первой очереди новой линии). Пока по оценке специалистов более менее реальные сроки начала работ на Красносельско-Калиниской линии – конец 2012 года.

Тем не менее, петербургский Метрострой уже начал подготовку к масштабному строительству: закупается новая техника, ведется модернизация производств. Одним из главных объектов, который в ближайшее время подвергнется обновлению, является завод «Метробетон». Летом 2011 года рядом со старым корпусом завода началось строительство еще одного, предназначенного в перспективе для новой линии по производству железобетонных блоков обделки тоннелей. Пока с немецкой фирмой Herrenknecht ведутся переговоры по поставке оборудования и решаются другие организационные вопросы, корпус будет выполнять функции складского помещения.

Появление у Метростроя, по сути, еще одного бетонного завода позволит в несколько раз увеличить производительность, при этом качество продукции будет соответствовать самым высоким требованиям. Новая конвейерная линия по производству ж/б блоков обделки сможет обеспечить строительство метрополитена как стандартными изделиями для перегонных тоннелей (тюбинги для кольца диаметром 5,6 м), так и нетрадиционными тюбингами для наклонных ходов и других видов тоннелей.

При этом существующее на сегодняшний день производство также будет продолжать свою работу, выполняя те же функции, что и раньше: производство ж/б изделий для нужд метрополитена и других объектов.

Планируется, что новое производство возьмет на себя функции еще одного завода метростроителей – «ЖБКиД», который в связи с действующей городской программой по выводу производств за пределы центральных районов Петербурга в ближайшее время может быть ликвидирован.

Сама по себе конвейерная технология не нова, в советское время ее широко применяли при строительстве домов на домостроительных комбинатах. При производстве большого количества одинаковых изделий она очень выгодна. В Москве, где метро активно строится, такие линии уже существуют и успешно функционируют.

Тем не менее, конвейерной линии по производству железобетонных изделий именно в Петербурге, да и на всем Северо-западе, до сих пор не существовало, и Метрострой стал первым в регионе, кто решился на внедрение этой технологии. Первые изделия, сошедшие с нового конвейера завода «Метробетон», будут выпущены для нужд строительства двухпутного тоннеля, который планируется возвести на участке Фрунзенского радиуса от станции «Проспект Славы» до станции «Южная». Дальше метростроителям остается лишь надеяться на то, что вопрос с площадками для новой линии решится в ближайшее время, что появятся другие новые объекты и что вложенные в завод средства оправдаются.

 За счет чего достигается увеличение производительности на конвейерной линии по сравнению со стендовой технологией?

Отвечает главный инженер ЗАО Метробетон» Валентин Назаренко:

Наш конвейер – это рельсы, по которым движутся формы. Каждый «шаг» производства – это движение формы на определенное расстояние. При каждой остановке (так называемые «посты») производится одна или несколько небольших операций. Первый шаг – очистка форм от налипших остатков бетона и т. д. Второй шаг – смазка форм, навешивание закладных деталей. На следующем посту, к примеру, устанавливается каркас изделия, производится контроль положения каркаса и закладной. Далее форма поступает на формовочный пост, где укладывается бетон. Затем форма вибрируется в специальном звукоизолирующем помещении. После этого с формы снимаются излишки бетона и отправляют в пропарочную камеру, где бетон застывает и набирает необходимую прочность. Разница по сравнению со стендовой технологией в том, что процесс непрерывен, т. е. в то время, как несколько форм находятся в конце процесса (конвейера), новая партия уже находится в начале нового цикла.

По материалам

ОАО «Метрострой»