ппрк
ППРК-Сервис
СТО + / Новости / Антон Мороз: «Открываются новые возможности, позволяющие...
Антон Мороз: «Открываются новые возможности, позволяющие привести строительную отрасль к огромному прорыву»

Антон Мороз: «Открываются новые возможности, позволяющие привести строительную отрасль к огромному прорыву»

Ветер перемен в очередной раз коснулся российского строительного комплекса. Переход на проектное финансирование, создание комфортной городской среды, новые принципы территориального планирования, а теперь и смена президента НОСТРОЙ… О том, что ждать в стройотрасли в будущем мы обсудили с членом Совета НОСТРОЙ НОПРИЗ, НОЭ, вице-президентом СПб ТПП Антоном Морозом.

Какие шаги необходимо предпринять для того, чтобы исполнить «майские указы», послание Президента Федеральному Собранию РФ, которые связаны с тем, чтобы обеспечить в нашей стране исполнение национальных проектов, которые были начаты Президентом и поддержаны Правительством?

Сейчас Правительством России  активно формируется пакет нормативных документов, который должен привести к реализации данных Указов и Нацпроектов. Собственно говоря, поддержка строительной отрасли заложена именно в этих серьезных инициативах и в самих Национальных проектах.

В первую очередь, ожидаемое увеличение почти в два раза количества строительства жилья автоматически должно стимулировать не только строительную отрасль к развитию, но и экономику в целом. На этом фоне возрастет нагрузка на действующие предприятия и будет дан импульс к созданию новых, появятся дополнительные рабочие места, будут переосмыслены принципы территориального планирования, произойдет перестройка индустрии промышленности и строительных материалов, изменена система финансирования жилищного строительства. Мы, наконец-то, перестанем воспринимать жилищное строительство только как индустриальное. Это совершенно другой взгляд на строительную отрасль, ведь часто говоря о строительстве жилья и транспортных узлов, мы забываем о промышленном и технологическом строительстве, что совершенно  недопустимо.

В рамках исполнения указов Президента нам придется создать новую систему развития строительной отрасли. Поэтому один из основополагающих документов, который сейчас должен быть разработан, принят и утвержден Правительством - это Стратегия развития строительной отрасли до 2030 года. Этот документ должен прописать основные векторы развития по всем направлениям отрасли, начиная от модернизации технической базы и технического регулирования, до образовательных процессов ИТР, рабочих и руководящих кадров, которые будут в состоянии решать необходимые задачи. Кстати, Национальные объединения будут принимать самое активное участие в разработке этих документов.

Изменившееся законодательство о долевом строительстве должно внести свои коррективы. С одной стороны оно защищает права дольщиков, это бесспорно, в будущем. К сожалению, сейчас проблемы дольщиков решаются в основном в режиме ручного управления, надеюсь, что до 2022 года понятие «обманутые дольщики» если не исчезнет, то будет стремиться к окончательному исчезновению. При этом, решая эту задачу, нам необходимо учитывать риски для малого и среднего бизнеса, который за пределами крупных агломераций, осуществляет строительство различного уровня, начиная от индивидуального жилого строительства и малоэтажного строительства, заканчивая строительством арендного жилья и жилья социального найма. С учетом необходимости выполнения посланий Президента по территориальному развитию, дезурбанизации и равномерному расселению территорий, это сделать необходимо.

Необходимо обеспечить правовое регулирование сегмента апартаментов, понять каким образом их классифицировать и учитывать статистически, придать им  статус, сделав не только пригодными для проживания, но и оснащенными социальной инфраструктурой.

Открываются новые возможности, позволяющие привести строительную отрасль к огромному прорыву, который мы ждем очень давно.

Все чаще звучат инициативы использования компенсационных фондов не по назначению. Стоит ли, на Ваш взгляд, расширить основания использования данных средств?

- Нет, я считаю, что это категорически неправильно. Существуют четкие основания для использования этих фондов. Любые попытки направить денежные средства КФ в другое русло противоречат здравому смыслу и действующему законодательству, самой сути средств компенсационных фондов и системы саморегулирования. Это все популистские нормы, которые не могут быть реализованы в жизнь. Об этом высказалось и Министерство строительства и ЖКХ РФ, высказывались и Национальные объединения, профессионалы рынка, даже Министерство экономического развития РФ.

В каком направлении, по вашему мнению, должно двигаться Национальное объединение строителей? В связи с этим, какие задачи стоят перед НОСТРОЙ? Какова главная задача НОСТРОЙ на современном этапе развития системы саморегулирования в строительстве?

- Огромный плюс, что НОСТРОЙ уделяет внимание не только развитию системы саморегулирования, но и ведет деятельность, направленную на поддержку и развитие строительной отрасли. Это, безусловно, заслуга действующего президента НОСТРОЙ Андрея Молчанова. НОСТРОЙ объединяет в своем составе через саморегулируемые организации практически весь строительный комплекс страны. Поэтому понятно, что Национальное объединение строителей, как одно из крупнейших общественных объединений в сфере строительства, не может остаться в стороне от проблем строительного комплекса РФ. Это неоднократно подчеркивали представители Минстроя и Министр строительства Владимир Владимирович Якушев  и курирующий вице-премьер Виталий Леонтьевич Мутко.

На НОСТРОЙ возлагают достаточно большие надежды как на профессиональных экспертов по различным направлениям развития отрасли. Представители Нацобъединения совместно с институтами Правительства готовят Стратегию развития отрасли,  работают над изменениями отраслевого законодательства, начиная от 214-ФЗ, 44-ФЗ и заканчивая Градостроительным кодексом РФ, системой территориального планирования, то есть над основными нормативными актами в сфере строительства. Однозначно, НОСТРОЙ с его Экспертным Советом по вопросам совершенствования законодательства,правовым департаментом должны продолжить данную работу.

На НОСТРОЙ возложена функция ведения Национального реестра специалистов. В настоящее время идет процедура «очищения» реестра. Надеюсь, что мы совместно с Министерством строительства и ЖКХ РФ сможем еще расширить перечень специальностей. Этот ресурс позволит понять, в каких  строительных специальностях наблюдается недостаток, тем самым мы создадим систему заказа специалистов в отрасли для учебных заведений. Общаясь на Профессорском форуме с ректорами крупнейших вузов, понял, насколько велика потребность образовательных учреждений в данной информации. Тем самым мы решим задачу недостатка в тех или иных специалистах.

 Безусловно, Нацобъединение должно продолжить работу по популяризации строительной отрасли, стимулировать развитие рабочих специализаций, путем проведения различных конкурсов профессионального мастерства.

Естественно, отдельная задача это саморегулирование, которое входит в прямые обязанности в деятельности Нацобъединениея. Здесь необходимо выработать окончательный, единый подход с Ростехнадзором и Министерством строительства и ЖКХ РФ, в вопросах, связанных с историческим максимумом компенсационных фондов или его отсутствием, решить вопрос об однозначном законодательном толковании данного понятия крайне необходимо. Это позволит и Ростехнадзору России и самим саморегулируемым организациям прекратить бесконечные судебные тяжбы друг с другом и заниматься решением задач, возложенных на Службу и на систему саморегулирования государством. Так же немаловажная задача – упростить и методологически полностью обеспечить  по всем направлениям работу саморегулируемых организаций, чтобы они в своих регионах смогли уделять еще больше времени в части помощи своим членам в осуществлении ими непосредственной строительной деятельности.     

На предыдущем Совете НОСТРОЙ действующий Президент объявил о сложении с себя полномочий и фактически дал старт предвыборной кампании? Вы как руководитель одной из крупнейших СРО в СЗФО поддержали Антона Глушкова. Скажите почему?

- Все очень просто. Я прекрасно услышал слова Андрея Юрьевича Молчанова, который заявил о преемственности в НОСТРОЙ. Мне очень импонируют его слова. Антон Николаевич в Совете НОСТРОЙ с первого дня его создания. Он – молодой и амбициозный руководитель, обладает не только юридическими знаниями, не раз доказав свою правовую грамотность в качестве председателя Экспертного совета НОСТРОЙ, но и является руководителем одной из крупнейших строительных организаций Сибири. Соответственно, Антон Николаевич понимает, что такое жилищное строительство, какие проблемы возникают при работе на строительных площадках не только у заказчиков и застройщиков, но и у инвесторов, подрядных и субподрядных организаций. На мой взгляд, большим плюсом является то, что он сам относится к региональным структурам. Поскольку из наших столиц не всегда видны реально существующие проблемы в регионах.

Выдвижение Антона Глушкова поддерживается в Правительстве РФ, в Министерстве строительства и ЖКХ РФ, в Российском союзе строителей, Ассоциации строителей. Это говорит о том, что основные крупнейшие государственные и общественные институты развития строительной отрасли готовы с ним работать. Хорошо, что Андрей Юрьевич делает ставку на поколение молодых управленцев. Еще одним несомненным плюсом является то, что Антон Глушков возглавляет саморегулируемую организацию, он давно с нами работает, общается в единой системе, его, при всем уважении к предыдущим нашим руководителям, не отправили с высокого кабинета. Антон Николаевич вырос среди нас и умеет находить контакт с представителями органов государственной власти и профессионального сообщества, и, я уверен, что будет находить взаимопонимание в дальнейшем.