БЦ Вант
ППРК-Сервис
АСУДД сдает тесты на Кольцевой

АСУДД сдает тесты на Кольцевой

 

Проект АСУДД шел к своей реализации таким же трудным и сложным путем, как и сама КАД. Разработка системы автоматизированного управления дорожным движением (АСУДД) для Кольцевой автодороги велась параллельно с проектированием и строительством самой трассы.

Активное строительство АСУДД началось в 2007 году. В работу пришлось брать и участки, построенные еще до передачи функций заказчика Дирекции по строительству транспортного обхода Санкт­-Петербурга (ДСТО) на КАД. Это первый отрезок КАД от станции Горская до проспекта Энгельса, построенный корпорацией «Трансстрой». Здесь проектом 1998 года была предусмотрена белорусская система, – по признанию главного инженера ДСТО Сергея Шпакова, абсолютно недееспособная по нынешним временам.

Сама базовая концепция, выполненная на основе оборудования Siemens, в общих чертах осталась неизменной, однако разработанный в 2002 году проект за время строительства дороги претерпел изменения, обусловленные стремительно меняющимися реалиями в сфере информатики.

– Сейчас, не 2001 год, ничего не стоит на месте, изменились принципы действия многих устройств, обновлено оборудование, – поясняет Сергей Шпаков.

Устарела дорожно­-интеграционная система связи, замкнутая на эксплуатационные базы, расположенные вдоль восточного полукольца КАД. Сейчас это принципиально новая система, обмен информацией внутри которой осуществляется по оптоволоконной связи. В разы изменились скорость и объем передаваемой информации, потребовалась новая мощная аппаратура. Проект дополнился возможностью интеграции системы в другие, ей аналогичные.

Отказались от светофоров для срочного отвода транспорта с трассы при нештатных ситуациях. Вместо них на рамных опорах над полосами разместили светящиеся реверсивные знаки. Подсистему аварийно­-вызывной связи с экстренными службами типа «кнопка – микрофон», тоже пришлось сдать в архив – распространение мобильной связи сделало услугу неактуальной. Взамен в проекте появился раздел, посвященный антивандальной защите сооружений от несанкционированных проникновений, например, в инженерный коллектор. Также реалии нового времени обязывают АСУДД учитывать требования системы ГЛОНАСС.

Машины сосчитает автоматика

АСУДД, разработанная для КАД, включает ряд подсистем, необходимых для регулирования движения на первой в России скоростной автомагистрали. В их числе:

– подсистема управления дорожным движением на трассе;

– подсистема сбора информации о характеристиках транспортных потоков;

– подсистема видеонаблюдения;

– подсистема сбора метеорологических данных.

Основными источниками информации стали электронные табло, размещенные на автомагистрали с шагом в несколько километров. На экранах в режиме он­лайн отображаются сведения о дорожной обстановке, состоянии дорожного покрытия, погоде. За этим следят видеокамеры. Помимо АСУДД, на КАД смонтирован аппаратно­-программный комплекс «Поток», способный считывать номера автомобилей в потоке и автоматически проверять их по розыскным базам данных с сохранением видеоинформации. При необходимости оператор на центральном пульте сможет увеличить картинку или, напротив, увидеть более общий план. Система уже опробована на Северо­-Западе: с 2000 года «Поток» работает на Мурманском шоссе.

Управление КАД осуществляется из специально построенного здания Центрального пункта управления (ЦПУ), располагающегося в развязке КАД с Московским шоссе. Здание оснащено в достаточной степени для того, чтобы стать Центром управления ИТС федеральной сети дорог Северо­-Западного региона. Видео-стена состоит из 72 экранов высокого разрешения, на каждый из которых может быть выведена информация с видеокамеры или другой подсистемы.

Первая, скоростная, безопасная

В ДСТО считают целесообразным обеспечить взаимную интеграцию АСУДД на КАД, новой трассе «Москва – Петербург» и других федеральных магистралях. Первые шаги к интеграции уже сделаны – в текущем, 2012 году планируется подключение АСУДД на автомобильной дороге на Петрозаводск через Приозерск и Сортавалу. Таким образом, на важнейших транспортных артериях, обеспечивающих связь Петербурга с центральным регионом и Северо­-Западом, будет достигнута главная цель любой АСУДД: снижение временных задержек, увеличение скоростей, повышение безопасности. К сожалению, в проекте транспортной составляющей КЗС, являющейся участком КАД, АСУДД не предусмотрена. Инициативы ДСТО, направленные в правительство Санкт­Петербурга и Росстрой, остались без внимания.

– АСУДД не является обязательной системой, она может быть, а может и не быть, – комментирует Сергей Шпаков.

В настоящее время АСУДД на КАД, от проспекта Энгельса до Бронки (93 км), функционирует в режиме опытной эксплуатации. В результате анализа работы системы сделаны следующие выводы: тестовая эксплуатация АСУДД на отдельных участках КАД позволила снизить количество нарушений скоростного режима в 4 раза, а аварийность – на 30% и определить реальную нагрузку на магистраль. Таким образом, первая скоростная магистраль в России может стать и первой самой безопасной дорогой в стране. Вклад в это полезное дело должны внести проектировщики, инженеры, строители и, конечно, сами водители,  которым будет предложена дорога, оборудованная по последнему слову техники.

Видеонаблюдение:

На КАД от проспекта Энгельса до Бронки установлено 52 комплекта видеонаблюдения. Обеспечивается обзор на 360 градусов и оптическое 32­кратное увеличение. Дальность видимости видеокамеры с учетом увеличения, различных погодных условий и расположения в среднем составляет порядка 700  м. Таким образом, из ЦПУ и ВПУ возможно наблюдать за 36 км дороги из 116. Покрытие составляет порядка 31%. Данные записываются в видеоархив. Фактический срок хранения данных, по расчетам, составляет около 10 суток.

Метеообеспечение:

На КАД СПб. установлено 25 автоматических дорожных метеостанций (АДМС) производства финской фирмы «Вайсала». Все АДМС подключены к серверу ЦПУ и в оперативном режиме передают следующие данные: температуру и относительную влажность воздуха; атмосферное давление; скорость и направление ветра; интенсивность и количество осадков; видимость; температуру дорожного покрытия; температуру грунта; состояние дорожного покрытия; толщину слоя воды на покрытии; наличие и количество реагентов. Кроме того АДМС позволяет определять следующие параметры: точку росы; температуру замерзания; а также выдавать предупреждение по льду (его наличии на покрытии) с 30­минутной заблаговременностью.

Для автоматического сбора и отображения данных АДМС в ЦПУ установлен АРМ подсистемы метео­-обеспечения с программой АИИС «МетеоТрасса» (разработчик ЗАО «ИРАМ» – Институт радарной метеорологии).

Весовой контроль:

К устаноке планируется подключение системы Unicam WIM производства чешской компании CAMEA. Она была рекомендована производителем тензометрических датчиков – компанией Kistler. В РФ Unicam WIM уже установлена в Вологде, на автодороге Сортавала, планируется установка – на автодорогах «Кола» и «Скандинавия». Измерение может осуществляться при скоростях от 3 до 255 км/ч. Места установки – от Пулковского шоссе к ЗСД и от автодороги «Нарва» до ЗСД.

 

Справка: Общая протяженность КАД – 116 км (с учетом участка комплекса защитных сооружений – 142 км). На КАД расположено 26 транспортных развязок, 106 мостов, путепроводов, эстакад и тоннелей общей протяженностью 25 595 погонных метров. Число полос движения 4, 6, 8, расчетная скорость движения 120 км/ч. Средняя интенсивность движения на оживленных участках КАД в двух направлениях составляет 160 тыс. единиц автотранспорта в сутки, максимальное зафиксированное значение – 200 тыс. автомобилей в сутки. Доля грузовиков – 12–18% в общем потоке, и 30–50% от количества транспортных средств, движущихся по правой полосе.

Подготовила Татьяна Корнилова