рн-юганскнефтегаз
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 08/65 ДЕКАБРЬ 2018 / ВОПРЕКИ ЛОГИКЕ И ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ
ВОПРЕКИ ЛОГИКЕ И ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ

ВОПРЕКИ ЛОГИКЕ И ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ

3 августа 2018 года было принято пять федеральных законов о внесении изменений в  Градостроительный Кодекс РФ  (Федеральные законы №№ 312, 321, 330, 340, 341, 342-ФЗ от  03.08.2018). Наиболее важное для экспертных организаций изменение внесено в ч. 3.4 ст. 49 Градкодекса РФ.

Изменение в Градостроительный кодекс РФ определяет обязательность проведения только государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, расположенных в  зонах с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ), но только в том случае, если оценено влияния объекта и  территории друг на друга, а также, если режим территории предусматривает ограничение размещения объектов капитального строительства. Таким образом, оценка влияния является существенным условием проведения государственной экспертизы объектов, расположенных в  ЗОУИТ.

В свою очередь, режим ограничения для особых зон может быть введен только после того, когда в соответствии с ч. 1 ст. 106 Земельного Кодекса Правительство РФ утвердит положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, что также определено в Федеральном законе №342-ФЗ. До настоящего времени ни одно положение в отношении зон не утверждено. Земельным кодексом определено 28 таких зон, однако их границы пока не установлены и оценка влияния объектов на территорию и территории на объект не проведена.

Федеральным законом №342-ФЗ Земельный кодекс также дополнен статьями 104 и 105, в которых обозначены цели установления ЗОУИТ и виды этих зон, при этом в статье 105 сказано «Могут быть установлены», но ведь они могут быть и  не установлены. То есть перечень зон не утвержден окончательно, в него могут быть добавлены, а могут быть и исключены некоторые из перечисленных видов. При этом в соответствии с ч. 3.3 ст.  49 Градкодекса РФ, застройщик обладает правом выбора между организацией государственной или негосударственной экспертизы. Исключение составляют объекты, указанные в п. 5.1 ст. 6 Градкодекса РФ. До тех пор, пока объекты, строительство которых предполагается в ЗОУИТ не подпадают под требования п.  5.1 ст. 6 Градкодекса РФ, пока в отношении таких зон не приняты отдельные положения и не определены отдельные требования в соответствии со ст.  106 Земельного кодекса РФ, а  оценка соответствия таким требованиям не    является предметом экспертизы в соответствии с  ч. 5 ст. 49 Градкодекса РФ – ограничение прав застройщика недопустимо.

 

В ПРЕЖНЕМ РЕЖИМЕ

Экспертное сообщество попыталось прояснить ситуацию в Минстрое. Был получен ответ от первого заместителя министра Леонида Ставицкого, из которого следует, что пока не будет создан уполномоченный орган, который будет заниматься определением границ данных зон, работа института негосударственной экспертизы будет осуществляться в  прежнем режиме. Заказчик вправе по  своему выбору направлять проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на государственную или негосударственную экспертизу. Также ФАС России, рассмотрев обращение экспертных организаций по вопросу ограничений, накладываемых принятым законодательным актом на организации негосударственной экспертизы, ответила, что «согласно Земельному кодексу РФ в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и  под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законодательством о  недрах, воздушным и водным законодательством, и  ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.

Одновременно с этим Градостроительным кодексом РФ установлено, что государственная экспертиза проводится только в отношении проектной документации объектов, строительство, реконструкция которых планируется в границах зон с особыми условиями использования территорий, режим которых предусматривает ограничение размещения объектов капитального строительства. В иных случаях застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет техническую документацию, а также инженерные изыскания на государственную или негосударственную экспертизу.

Таким образом, в случае, если границы зон с особыми условиями использования территорий, режим которых предусматривает ограничение размещения объектов капитального строительства, не установлены, застройщик имеет право по своему усмотрению направлять проектную документацию как на государственную, так и на негосударственную экспертизу.

 

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДАВЛЕНИЕ

Однако уже есть прецеденты, когда отдельные органы исполнительной власти России буквально исполняют действующее законодательство, например, 342-ФЗ, без увязки его со  смежными изменениями Земельного кодекса и без учета рекомендаций Минстроя и ФАС, выдавая застройщикам отказы в получении разрешения на строительство объектов при наличии положительного заключения негосударственной экспертизы. Некоторые чиновники, используя свой административный ресурс, стали в добровольно-принудительном порядке активно рекомендовать заказчикам проходить государственную экспертизу. Однако экспертиза всех объектов, проектируемых для строительства, проводится по единым правилам проведения экспертизы, а предмет экспертизы установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации и не связан с особенностями той или иной зоны. Специалисты проходят аттестацию в  Минстрое по единым стандартам. В  принятом законе в очередной раз, вопреки логике и здравому смыслу, косвенно заложена возможность возврата к монополии государственной экспертизы путем открытой ликвидации института негосударственной экспертизы проектной документации и  результатов инженерных изысканий. Защита территорий от несанкционированного строительства не имеет ничего общего с желанием чиновников монополизировать процедуру экспертизы с одной только целью – использовать институт экспертизы для усиления административного давления на бизнес с помощью подвластных их интересам органов государственной экспертизы.

В заключение хотелось бы пожелать всем нам, чтобы в наступающем году экспериментов над строительной отраслью было как можно меньше, а  работы у всех нас было много!

 

Президент Группы компаний «ННЭ», заслуженный строитель России Александр Орт

ОСОБОЕ Мнение:

Виталий Геннадьевич Реут, руководитель экспертизы Директор ООО «СеверГрад», почетный архитектор России, Государственный советник Санкт-Петербурга 1 класса (в отставке):

В связи с выходом изменения в части 3.4 статьи 49 Градкодекса РФ, экономическая составляющая негосударственных экспертиз значительно подорвана. Застройщики приняли выжидательную позицию и не желая принимать участие в политико-экономических боданиях между негосударственными экспертизами и  органами Госстройнадзора, отстраненно наблюдают, чем закончится очередной раунд. Мне бы хотелось взглянуть на проблему несколько глубже, чем неприличная суета вокруг малой толики строительных денег.

Во-первых, явно выявлена непрофессиональность законодателя, который либо не понимает, чем аукнется каждое его слово в законе, либо лоббирование каких-то интересов, становится определяющим и государственная политика переходит в некую игру интересов, что просто недопустимо и не побоюсь этого слова, граничит с преступлением.

Во-вторых, обозначилась проблема  отсутствия вертикали власти в строительной отрасли. Прискорбно, если разъясняющие письма Минстроя не имеют никакой юридической силы для органов Госстройнадзора, и последние их, могут просто игнорировать, считая что буква Градостроительного кодекса не подлежит сомнению и толкованию. Сугубо юридически – это по-видимому и так, но жизнь сложнее параграфа. Есть буква закона, но есть и дух закона, который глубже буквы закона. Чиновникам проще не думать о духе закона, так безопаснее и проще. Но для чего они тогда нужны? Это опасно. Мы потеряли СССР, так как власть и чиновники думали только о себе любимых, и не хотим теперь еще и потерять Россию.