рн-юганскнефтегаз
ППРК-Сервис
РАЗВИТИЕ КАК ФУНКЦИЯ ОТ IT

РАЗВИТИЕ КАК ФУНКЦИЯ ОТ IT

АО «ЛОЭСК»  уже несколько лет идет по пути автоматизации управления всех производственных процессов.

Самый значимый серьезный  IT-проект, который компании удалось реализовать – Автоматизированная система управления финансово-хозяйственной деятельностью (АСУ ФХД).

 

Наш собеседник – директор по информационным технологиям и связи АО «ЛОЭСК» Юрий Матвеев.

– Юрий Владимирович, как бы вы оценили нынешний уровень автоматизации предприятия?

– С уверенностью могу сказать, что ЛОЭСК не только не отстает от других компаний энергосетевого сектора, но  в  некоторых аспектах даже опережает коллег.

АСУ ФХД как единая система, автоматизирует большинство бизнес-процессов не только в области финансово-хозяйственной деятельности, но и в контексте  таких крупных блоков, как технологическое присоединение, перспективное развитие, капитальное строительство, управление производственными активами, а также небольших секторов: спецодежда, автотранспорт, сотовая связь. То есть по охвату бизнес-процессов АСУ ФХД сегодня с полным правом можно назвать ERP-системой.

Кроме того, во всех филиалах АО  «ЛОЭСК» внедрена система делопроизводства и электронного документооборота «Дело», благодаря которой абсолютно все сотрудники компании работают в  единой информационной базе. Это ускоряет движение документов и повышает  прозрачность всех процессов.

Хочу подчеркнуть, что такое активное развитие ЛОЭСК в области автоматизации обусловлено политикой руководства предприятия, направленной на внедрение самых современных систем и продуктов.

– Подвергается ли АСУ ФХД модернизации?

– В настоящее время мы разрабатываем подсистему управления закупочной деятельностью, развиваем имеющиеся подсистемы.

В конце 2018 года вышел приказ о вводе в промышленную эксплуатацию мобильного рабочего места мастера. Планируем интегрировать с подсистемой управления производственными активами дополнительные блоки (журнал отключений, журнал заявок, периметр сети). По сути, мы стремимся сделать в рамках работы с подсистемой управления производственными активами единую модель сети, которую затем  будем использовать в других подсистемах.

– Какие преимущества от внедрения систем автоматизации и диспетчеризации получают все участники производственного процесса: руководство компании, руководители подразделений, линейные работники, клиенты ЛОЭСК?

– Прежде всего – прозрачность всех процессов, повышение производительности труда специалистов и оперативность решения вопросов. Простейший пример: рабочий договор в бумажном виде согласуется 2-3 недели, а через систему АСУ ФХД – в два раза быстрее.

Я уже упомянул о создании мобильного рабочего места для мастеров. Пока оно поддерживает один вид работ, а именно осмотр энергетических объектов. Теперь сотрудник может прямо на объекте через мобильное приложение внести в систему управления производственными активами всю необходимую информацию, ориентируясь на алгоритмы чек-листа. Нажатием кнопки информация перекачивается в АСУ ФХД. Таким образом, мы не только экономим время и силы сотрудников, но  и  значительно уменьшаем вероятность ошибок, обусловленных человеческим фактором. Со следующего года, проанализировав результаты внедрения рабочего места мастера, планируем приступить к разработке аналогичного приложения по приборам учета.

О преимуществах автоматизации для клиентов хочется сказать отдельной строкой. В прошлом году мы запустили личный кабинет потребителя по технологическому присоединению. В течение года продолжали дорабатывать и расширять функционал. Сегодня наш клиент может, не выходя из дома, практически из любой точки земного шара оформить все необходимые документы и встретиться с  представителями ЛОЭСК один единственный раз, на объекте для приемки работ и подписания акта. Трудно даже подсчитать, какое количество времени и сил это экономит.

– Каким образом осуществляется дистанционное управление сетью филиалов АО «ЛОЭСК» с точки зрения IT структуры?

– Мы пошли по пути централизации. Все сервера информационных систем и системы мониторинга сосредоточены в центральном офисе. Отсюда происходит управление АТС и локальными сетями филиалов.

По этому принципу у нас осуществляется и работа в области безопасности и защиты информации. Все филиалы имеют единую антивирусную систему, единую точку выхода в интернет, межсетевой трафик филиалов контролируется централизованно. Для этого в текущем году руководством предприятия были выделены серьезные ресурсы для внедрения системы сетевой безопасности Fortinet

с функциями комплексного отслеживания, выявления угроз и автоматического принятия мер реагирования. Она обеспечивает фильтрацию внешнего трафика и защиту от атак. Сейчас мы находимся на этапе завершение внедрения системы, к концу года она будет запущена в работу.

– Каким образом в центральном аппарате ОАО «ЛОЭСК» происходит ознакомление с новыми достижениями в российской IT-отрасли?

– По разным каналам. Чаще всего, когда появляется что-то интересное, мы приглашаем разработчиков и даем им возможность рассказать потенциальным пользователям о  продукте. После чего проводится комплексная оценка того, насколько новый продукт отвечает нашим задачам и насколько он экономически эффективен.

– Если сравнить состав IT дирекции в АО «ЛОЭСК» с аналогичными подразделениями в компаниях вашего рыночного сегмента, невольно удивляешься. Иной раз на 15 000 сотрудников сетевой компании приходится порядка 700 айтишников. Вы справляетесь силами менее двух десятков специалистов, обеспечивая коллектив из 1800 сотрудников. Как вам это удается?

– Такая эффективность достигается исключительно благодаря хорошей профессиональной подготовке наших ребят. Молодые, энергичные, грамотные, желающие и умеющие учиться, постоянно повышающие свой профессиональный уровень, они не боятся осваивать новое, браться за внедрение незнакомых, но интересных продуктов. Это, пожалуй, самое ценное.

Надо отдать должное моим предшественникам – людям, сформировавшим такой коллектив специалистов, нацеленных на развитие и конечный результат.

– На рынке существует тренд планирования ремонтных работ на долгосрочную перспективу, в том числе с использованием комплексной цифровизации, основанной на внедрении системы мониторинга работы оборудования. Вы стараетесь соответствовать этому веянию?

– Этот тренд есть, поскольку самое оптимальное – ремонтировать, ориентируясь не столько на норматив, сколько на реальное состояние оборудования. Финансовые ресурсы у всех ограничены, и всегда приходится выбирать, как потратить их наиболее эффективно.

Что касается одного из направлений цифровизации, то это реально работающая система, которая позволяет собрать огромный массив данных, проанализировать их и вывести закономерности. Но  не во всех областях ее применение сегодня возможно. Можно снабдить датчиками турбину или светодиодные фонари и снимать параметры в режиме реального времени. Но как померить сопротивление изоляции или в   автоматическом режиме определить параметры масла на работающем трансформаторе? Сейчас появляются методы диагностики состояния опор с  помощью аэросъемки, но и они пока не находятся на  стадии широкой промышленной эксплуатации. Будем надеяться, что в скором будущем появятся такие системы мониторинга, которые сможем применять и мы.

Сейчас же цифровизацию в части перехода на ремонты по состоянию я вижу не столько в автоматическом съеме данных, сколько в обработке огромного массива имеющейся информации в целях диагностики состояния электросетевого оборудования. Но для этого нужны соответствующие методики, которые пока только создаются.

Конечно, какие-то данные, например, показатели приборов учета, мы уже можем собирать и анализировать. Так, в этом году внедряем систему АСКУЭ «Пирамида», предназначенную для измерений электрической энергии и мощности, коммерческого и технического учёта энергоресурсов. Система является отечественным программным обеспечением для промышленности, энергетики и ЖКХ. Анализ собранных данных, помимо прочего, позволит выявлять потери, связанные с бездоговорным энергопотреблением.

 – Какие разработки представляют для компании интерес и планируются к внедрению в ближайшее время?

– Продолжим серьезно работать над повышением надежности нашией IT-инфраструктуры. Например, очень хочется заняться локальными сетями филиалов, а именно упорядочить исторически полученное хозяйство, как с точки зрения кабельной структуры, так и в области активного оборудования. То есть поставить современные управляемые коммутаторы, которые позволят отслеживать состояние всех портов из единого центра. Это позволит сократить время диагностики и устранения проблем.

Планируем продолжать работу по модернизации мобильного места мастера – это направление очень перспективно и открывает большие возможности. Обязательно будем развивать функционал личного кабинета потребителя. Нормативные документы обязывают электросетевую компанию работать как единое окно, предоставляя потребителю возможность оформить договор со сбытовым предприятием. Соответственно, необходимо целиком отстроить бизнес-процесс, установив программное обеспечение, позволяющее реализовать такие сложные схемы. Это актуальное направление работы, потому что сейчас нашими основными клиентами становятся люди компьютеризированного поколения.

– Что вы считаете основным ресурсом для успешного развития IT-технологий в компании?

– Два фактора: позиция руководства компании и кадры ИТ-подразделения. О кадрах мы уже говорили. У руководства АО «ЛОЭСК» есть четкое понимание того, что без достойного уровня IT мы не только не сможем развиваться, но и будем нести значительные убытки. Без автоматизации невозможно обрабатывать огромный массив данных, нельзя, например, увидеть аномалии потерь на сетях, составить ремонтную программу, используя всю имеющуюся совокупность данных о состоянии оборудования, сложно детально проанализировать расходы на связь и многое другое. Поэтому подразделениям IT выделяются деньги на покупку действительно хорошего оборудования. Например, у нас отличный дата-центр, самые современные сервера. А многие ли компании смогут похвастаться резервным дата-центром?

Так что и внедрение АСУ ФХД, и  разработка мобильного рабочего места мастера, и развитие личного кабинета пользователя – целиком заслуга руководства АО «ЛОЭСК». Именно понимание руководящим звеном важности автоматизации и важности развития IT – технологий помогает компании становиться более эффективной, мобильной и в конечном итоге более современной.

 

Беседовала Елена Никитченко